Приазовский государственный технический университет
Стр 1 из 5Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ПРИАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И. С. Годунова КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ» для студентов гуманитарного факультета
Мариуполь 2009 Психология. Конспект лекций для студентов гуманитарного факультета/ ПГТУ. Каф. Социологии и социальной работы, ИПФ; сост. И. С. Годунова. – Мариуполь. 2009. - 68с.
Конспект лекций предназначен для самостоятельной работы студентов и имеет своей целью оказать теоретическую и практическую помощь студентам дневной и заочной форм обучения на всех этапах работы по данному курсу.
Рецензент: В. В. Харабет, доц., к. п. н.
Сост. И. С. Годунова, ст. пр.
Ответственный за выпуск: В. В. Харабет, доц., к. п. н., зав. каф. социологии и социальной работы
Утверждено на заседании кафедры «Социология и социальная работа» протокол № 3 от 16. 10. 2009г.
Утверждено на заседании ученого совета инженерно-педагогического факультета Протокол № от 2009г.
ТЕМА1. Психология как наука. Предмет и методы психологии. Изучив данную тему, студент должен уметь: • сформулировать предмет и задачи психологии как науки; • выделить основные этапы становления психологической науки; • раскрыть специфику современного этапа развития психологии; • выявить место психологии в системе наук о человеке;
• перечислить отрасли психологической науки; • объяснить методологические принципы психологии; • проанализировать методы психологии и условия их правильного План. 1. Основные этапы развития науки психологии. 2. Основные направления психологической науки. 3. Методологические принципы и методы психологии. (самостоятельно)
Ключевые слова: Психология, психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология, трансперсональная психология, наблюдение, эксперимент.
1. Основные этапы развития науки психологии Необходимость правильного понимания людьми друг друга в процессе совместной жизни и деятельности привела к тому, что область явлений, изучаемых психологией, привлекла внимание человека задолго до того, как психические явления стали предметом научного познания. Уже в глубокой древности сложилось представление о том, что кроме физического осязаемого тела у человека имеется некая неосязаемая сущность, делающая тело " одушевленным", способным думать, чувствовать, желать, действовать. Термин " психология" в переводе с греческого означает " учение о душе" (psyche — душа, logos — учение, наука). В наши дни не вызывает сомнения существование особой реальности, отличной от внешней действительности. В самом деле, мы можем вспомнить и мысленно пережить еще раз то, что давноисчезло из нашей жизни, представить себе не только то, чего никогда не видели, но и то, чего никогда не существовало. В нас живут чувства, желания, мысли, в которых особым образом отражается окружающий нас мир, образуя субъективную психическую реальность. Психология изучает этот внутренний мир психических явлений человека, осознаваемых или не осознаваемых им.
Психические явления (конечно, на ином уровне организации) есть и у животных. Поэтому психология, изучая человека, интересуется и психикой животных: как она возникает и изменяется в процессе эволюции животного мира, в чем причины отличия человеческой психики от психики других живых существ.
Для того чтобы заниматьсякакой-либо деятельностью, общаться с другими людьми, чтобы ориентироваться в окружающем мире, человеку прежде всего необходимо его познать. Психология изучает, какие свойства действительности познает человек посредством психических процессов — ощущений, восприятия, мышления, воображения и пр. Психология рассматривает также психологические особенности различных видов деятельности и общения и их влияние на психику. Хотя психические явления подчиняются общим закономерностям, для каждого человека они индивидуальны. Поэтому психология изучает индивидуально-психологические особенности людей, их личности, мотивы поведения, темперамента и характера. Таким образом, психология —- наука о закономерностях возникновения, функционирования и развития психики. Основные задачи психологии: -изучение законов психической деятельности, -сущности психических явлений и их роли о познании человеком самого себя и окружающего мира, в его деятельности и общении, -индивидуально-психологических особенностях человека и его личности, -разработка практических средств психологической помощи людям в разнообразнейших сферах их жизнедеятельности. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ Хотя как самостоятельная наука психология существует чуть больше столетия, корни ее уходят в глубину веков. Первые психологические представления обозначились в древнем мире в связи с попытками мыслителей того времени дать ответ на вопрос: что такое душа? При этом выделились различные подходы к изучению сущности души — материалистический и идеалистический. Сторонник первого подхода Демокрит (около 460—370 до н. э. ) утверждал, что душа состоит из подвижных атомов, которые приводят тело в движение. Со смертью тела погибает и душа. Платон (428 ~- 348 до н. э. ), напротив, утверждал, что душа бессмертна. Цель души — познание идей, которые существуют вечно и сами по тебе, образуя особый мир, противостоящий миру материи,
Идеи античных философов были систематизированы и развиты Аристотелем (384—322 до н. э. ) в трактате " О душе". Этот трактат был первым собственно психологическим трудом, в связи с чем Аристотеля часто называют основателем психологии. В его представлении душа — бестелесная сущность живого тела, посредством которой человек чувствует и мыслит. В средние века в результате усиления позиций религии душа рассматривается в основном как божественное, сверхъестественное начало, руководящее человеком в его поисках высшего смысла жизни. В то же время накапливается знание об анатомо-физиологических особенностях организма человека как одной из основ психики. В связи с этим особо следует отметить деятельность арабских ученых Ибн-Сины (Авиценны, 980—1037), Ибн-Рушды (Аверроэса, 1126— 1198), а также выдающегося деятеля эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519). Второй этап в становлении психологии связывают с развитием естественных наук в XV11 веке, когда ведущие ученые того времени пытались сформировать новые представления о мире и человеке, рассматривая психологию как науку о сознании. Так, французский ученый Р. Декарт (1596—1650) в своих трудах предпринял попытку раскрыть механизмы поведения человека, используя в качестве аналога законы механики и введя новое понятие — " рефлекс". Душа, по Декарту, приравнивалась к сознанию как способности индивида путем самонаблюдения, или интроспекции (от лат. intro-— гляжу внутрь) получать знание о собственных психических явлениях. Большую роль в развитии психологии на этом этапе сыграли ученые Б. Спиноза (1632—1677) и Г. Лейбниц (1646—1716), которые разрабатывали вопросы о соотношении физиологического и психического, а также Дж. Локк (1632—1704), который ввел в психологию понятиеассоциации (от лат. associatio — соединение, связка) — связи между явлениями, при которой возникновение одного из них вызывает появление другого. Именно это понятие было положено в основу возникшей в 18 веке ассоциативной психологии (Д. Гартли, 1705—1757),
в рамках которой утверждалось, что нервная система подчиняется физическим законам и, следовательно, явления сознания образуются путем ассоциации (механической связки) более простых элементов. В этот же период Г. Кониский (1717—1795) указывал на активный характер отображения психикой объективной реальности. Г. С. Сковорода (1722—-1794) необходимым условием познания действительности и считал самопознание человеком себя, своей сущности. Началом третьего этапа — становления психологии как самостоятельной экспериментальной науки — можно считать 60—70-е годы XIX века, когда в психологию пришел эксперимент. Развитие экспериментальной психологии связывают прежде всего с немецким ученым В. Вундтом (1832—1920), открывшим в 1879 году первую в мире психологическую лабораторию. На основе накопленных экспериментальных данных, работ И. М. Сеченова (1829—1905), И. П. Павлова (1849—1936), 3. Фрейда (1856—1939) и многих других выдающихся ученых был сделан вывод о невозможности ограничения предмета психологии одним сознанием, использования ассоциаций в качестве универсальной категории, объясняющей всю психическую деятельность. Это привело к возникновению в XX в. нескольких новых направлений психологии, каждое из которых по-своему определяло, что же должна изучать эта наука: поведение, бессознательное и пр.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Одним из наиболее значимых для развития психологии XX века направлений является психоанализ, основателем которого считается австрийский психолог и психиатр 3. Фрейд. Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только его сознанием, но и бессознательными влечениями и желаниями, к которым Фрейд относил прежде всего стремление к любви и в то же время к смерти, разрушению. Эти влечения сосредоточены в особом структурном образовании психики, получившем название " Ид" ( " Оно" ). Вторичный слой психики — " Эго" ( " Я" ) — призван соизмерять влечения " Ид" с требованиями реального мира, представленными в " Супер-Эго" ( " Сверх-Я" ) — носителе моральных стандартов.
Поскольку требования " Ид" и " Супер-Эго" несовместимы, " Эго" пребывает в состоянии конфликта, напряжения, откоторого спасается с помощью специальных психологических защит (вытеснения, проекции, сублимации и пр. ). Учение 3. Фрейда развили его ученики. Так, центральной идеей Л. Адлера (1870—1937), создателя индивидуальной психологии, является тезис о бессознательном стремлении человека к совершенству, которое определяется переживанием чувства неполноценности и необходимостью его компенсации.
По К. Юнгу (1875--1961), согласно принципам созданной им аналитической психологии, психическоеразвитие личности в целом определяется коллективным бессознательным (архетипами), запечатлевшими опыт человечества. В дальнейшем развитии психоанализа в его рамках была выдвинута гипотеза о том, что человеком движут не только биологически заданные влечения и инстинкты, но и приобретенные: стремление к безопасности (К. Хорни, 1885—1952), образы себя и межличностных отношений, сложившихся в детстве (Г. Салливен, 1892—1942), под влиянием социальных и экономических факторов (Э. Фромм, 1900— 1980), стремление к идентичности, психическому здоровью личности Э. Эриксон, 1902—1990). Влиятельным направлением в психологии явился бихевиоризм от англ. behaviour — поведение), основателем которого считают американского исследователя Д. Уотсона (1875—-1958). Научная программа Уотсона основывалась на схеме S---R, согласно которой внешнее воздействие, или стимул (S), порождает определенное поведение организма, или реакцию (R). Отсюда следовал вывод; достаточно подобрать нужный стимул, чтобы получить требуемое поведение. Такие понятия внутреннего, психического мира человека, как " сознание", " переживание" и пр., игнорировались, считались ненаучными. В дальнейшем Э. Толмен (1886 -1959), К. Халл (1884—1952) и другие ученые, работавшие в данном направлении, предложили схему S—О—> R, по которой связь между стимулом и реакцией не является прямой, поскольку было установлено, что один и тот же стимул может вызвать разные реакции, равно как одна и та же реакция может побуждаться различными стимулами, Б. Скиннер (род. 1904) на основе положений бихевиоризма выдвинул идею программированного обучения, предусматривающего " пошаговое" овладение деятельностью с подкреплением каждого шага. Его идеи внесли существенный вклад в становление кибернетики. Хотя в наше время бихевиоризм по сравнению с психоанализом находитсяна втором плане, несомненной заслугой его является разработка методических принципов и техники эксперимента, объективного подхода к изучению психических явлений.
Еще одним направлением психологической науки явилась геш-тальтпсихология (от нем. Gcstalt — образ, форма). Возникновение данного направления связано в первую очередь с именами немецких ученых М. Вертгеймера (1880—1943), К. Коффки (1886—1941), В. Келера (1887—1967), которые в противовес положениям ассоциативной психологии выдвинули идею целостности образа, свойства которого не могут быть выведены из свойств отдельных его частей. Так, М. Вертгеймером была показана возможность восприятия движения при фактическом его отсутствии. В проводимых им опытах два отрезка, находящиеся друг от друга па расстоянии, поочередно высвечивались и затемнялись. Оказалось, что при уменьшении интервалов времени между " вспышками" восприятие двух отрезков сменялось восприятием перемещения одного отрезка. Было сделано предположение, что построение сложного психического образа происходит в инсайте (от англ, insight — постижение, озарение) — особом психическом акте мгновенногопонимания ситуации, в результате чего обеспечивается решение проблемы. Проблема целостного образа, разрабатываемая в гештальтпсихологии, способствовала утверждениюсистемного подхода к изучению явлений не только в психологии, но и в науке в целом. Под влиянием идей гештальтпсихологии американский психолог Ф. Перле (1893—1970) создал одно из наиболее значительных направлений современной психотерапии — гештальттерапию. Основной задачей когнитивной (от лат. cognitio — знание) психологии, возникшей в 60-х годах XX в. как направление психологической науки, явилось доказательство решающей роли знания в психическом развитии человека. Представители этого направления (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, А. Пайвио, У. Найссер, Л. Фестингер и др. ) сосредоточили свои усилия на изучении психических, прежде всего познавательных, процессов, которые по аналогии с ЭВМ рассматривались как последовательные блоки сбора и переработки информации. В результате были выявлены важнейшие свойства познавательной деятельности (зависимость от внешней среды, избирательность и др. ). Одно из основных понятий когнитивной психологии — " схема" (внутренняя программа сбора и переработки информации). Схема за- дает развертывание всех познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и пр. ) подобно тому, как генотип определяет строение организма. Такой подход привел к недооценке роли обучения в развитии познавательных процессов, прежде всего мышления. Одним из ведущих направлений современной психологической науки является гуманистическая психология, которая, по определению одного из ее основоположников А. Маслоу (1908—1970), представляет собой " третью силу", противопоставляющую себя бихевиоризму и психоанализу, В противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий, представители гуманистической психологии К. Роджере (1902—-1987), Г. Олпорт (1897—1967) и другие рассматривают личность как единое целое. В отличие от психоаналитического подхода предметом гуманистической психологии обозначается психологически здоровая личность. При этом гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие возникают в результате воздействия окружающей среды. Высшими основополагающими потребностями человека является потребность в самоосуществлении (самоактуализации) или, по В. Франклу (род. 1905), основоположнику логотерапии, в нахождении собственного смысла. В соответствии с этими представлениями в рамках гуманистической психологии разрабатываются подходы к обеспечению психического благополучия личности. В 60-х годах XX века обозначилось еще одно направление — трансперсональная психология , изучающая предельные возможности человеческой психики с нетрадиционных позиций. Основными теоретическими источниками трансперсональной психологии являются психоанализ и восточные философские системы, принципы которых сформулированы на основе представлений об энергетической природе мира. В центре этого направления — так называемые измененные состояния сознания, которых можно достичь с помощью специально организованного интенсивного дыхания (С. Гроф) и особой, трансцендентальной музыки. Измененные состояния сознания дают возможность повторного переживания важных событий из жизни человека на более высоком уровне, что может привести к духовному перерождению, обретению целостности. Отечественная психология в XX веке пошла по особому пути развития на основе философии диалектического материализма. На развитие представлений о природе психического, сложившихся в отечественной психологии, существенно повлияли работы таких выдающихся ученых, как И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев (1875—1927), Л. С. Выготский (1896—1934), А. Н. Леонтьев (1903—1979), С. Л. Рубинштейн (1889—1960) и др. Так, Л. С. Выготский явился создателем культурно-исторической концепции психического развития человека, в которой раскрываются механизмы формирования высших психических функций (логической памяти, абстрактною мышления и пр. ) в процессе освоения человеком культуры. А. Н. Леонтьев, ученик и последователь Л. С. Выготского, основное внимание уделял изучению строения и функционирования психического отражения реальности в процессе деятельности. В русле теории деятельности была разработана концепция поэтапного формирования П. Я. Гальперина (1902—1988), практическая реализация которой позволяет повысить эффективность обучения С. Л. Рубинштейн фундаментально исследовал взаимосвязь внутреннего и внешнего, сформулировав принцип детерминизма при объяснении психически); явлений. Выдающийся украинский психолог Г. С. Костюк (1899—1982) рассматривал психическое явление как особый вид деятельности, причем деятельности не мозга, а человека, который более или менее осознанно создает собственную психику. В последние годы в отечественной психологии предпринимаются попытки объединить философский, культурологический и собственно психологический подходы к определению сущности психологических явлений человеческого бытия (А. В. Киричук, В. А. Роменец и др. ). При этом возникновение и развитие всех психических феноменов определяются взаимодействием ситуативного, мотивационного и других компонентов поступка как единицы анализа личности человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|