Общение и его структура.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 ТЕМА 5. ОБЩЕНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА. Любая деятельность — труд, учение, игра — невозможна без общения, которое выступает средством передачи общественного опыта. Именно в общении субъективный мир одного человека раскрывается для другого, прежде всего в процессе обмена познавательной и эмоционально-оценочной информацией. Кроме того, в общении люди обмениваются действиями, поступками, т. е. взаимодействуют. Не менее важно, как общающиеся воспринимают друг друга. Таким образом, общение — процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией (коммуникацию ), выработку единой стратегии взаимодействия ( интеракцию ), восприятие и понимание друг друга ( перцепцию). Выделяют такие цели (функции) общения: • контактную — установление контакта как состояния обоюдной • информационную — обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями и т. п.; • побудительную — стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий; • координационную — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности; • понимания — понимание смысла сообщения, намерений, установок, переживаний партнеров по общению; • эмотивную — возбуждение в партнерах по общению нужных эмоциональных переживаний (" обмен эмоциями" ); изменение собственных переживаний и состояний; • установление отношений — осознание своего места в системе деловых, межличностных и прочих связей сообщества;
• влияние — изменение состояния партнера, его поведения, потребностей, намерений, решений, мнений и т. д. Общение как коммуникация предполагает обмен информацией между людьми, осуществляющийся посредством знаков (слов, жестов, иероглифов и т. п. ), которые соотносятся с определенными предметами и явлениями действительности. Выделяют вербальную (от лат. verbalis — словесный) и невербальную коммуникацию. В вербальной коммуникации в качестве знаковой системы выступает язык, основной единицей которого является слово, обозначающее предметы и явления в виде обобщенных характеристик — понятий (см. подразд. 4. 1). Общение людей с помощью языка называется речью. Она функционирует на основе второй сигнальной системы. Звуки как определенные сигналы существуют и у животных, но они выражают только некоторые состояния (голод, страх), обозначающая же функция при этом отсутствует. В речи развертывается процесс " говорения", в ходе которого происходит своеобразное кодирование говорящим речевых сигналов (звуков, слогов, слов, предложений) с их последующим декодированием слушающим. Очень важно при этом, чтобы собеседники говорили " на одном языке", вкладывая одни и те же значения и смысл в слова (сравните, например, значения слов " шляпа", " дуб" и их смысл, когда эти слова применяются по отношению к людям). Невербальная коммуникация, дополняющая речь и передающая эмоциональное состояние, включает такие знаковые системы: — оптико-кинетическую, которая использует жесты, мимику, пантомимику; — паралингвистическую (от лат. para — возле, около), которая выражает чувства и состояние человека с помощью качества голоса, — экстралингвистическую (от лат. extra — вне, lingua — язык), предполагающую включение в речь пауз, смеха, определенного темпа речи;
— пространственно-временную, которая связана со взаимным расположением партнеров по общению, временем общения, особой ситуацией общения (например, эффект " вагонного попутчика" ). По оценке исследователей, только 7% содержания сообщения передается значением слов, в то время как 38% информации определяется тем, как эти слова говорятся, и 55% — выражением лица. В процессе передачи и приема информации происходят ее существенные потери, вызванные барьерами общения. К ним относят прежде всего барьеры, связанные с кодированием и декодированием информации. При кодировании мысли во внутреннюю речь теряется до 30% информации, из внутренней речи во внешнюю переходит 80% той информации, которая перекодирована во внутреннюю речь. В зависимости от словарного запаса слушающего им воспринимается до 70% информации. Далее информация теряется за счет ее перевода в образы воображения и память. В результате в ходе монологического общения (лекции, урока), когда слушатели, как правило, не имеют возможности уточнить информацию, в памяти у них остается около 20% информации. Другие барьеры носят социальный или психологический характер и обусловлены принадлежностью собеседников к разным социальным группам или различными индивидуальными психологическими особенностями общающихся (например, наличием " некоммуникабельных" черт характера, скрытностью, излишней застенчивостью и т. п. ). В процессе общения люди обмениваются не только информацией, но и различными действиями. Взаимодействие как аспект общения проявляется в организации людьми общих действий, направленных на достижение определенной цели в процессе совместной деятельности. Все разновидности взаимодействия традиционно делят на две группы. К первой относят действия, повышающие эффективность совместной деятельности (кооперацию), а ко второй — действия, снижающие эффективность (конкуренцию). Кооперация (от лат. cooperatio — сотрудничество) предполагает объединение усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций и обязанностей. Конкуренция (от лат. concurro — сбегаю, сталкиваюсь) характеризуется достижением целей в условиях противоборства с другими людьми, добивающимися достижения этих же целей.
Итак, общение как взаимодействие (интеракция) определенным образом согласовывает действия отдельных участников совместной деятельности, осуществляет объединение индивидов в определенный вид общности — группу. Под группой понимают ограниченную в размерах общность людей, выделяемую на основе ряда признаков, которые относятся к содержанию совместно выполняемой ими деятельности или характеру общения. В психологии выделяют несколько разновидностей групп
Группы условные реальные
естественные лабораторные
большие малые
исторически сложившиеся коллективные
стихийные
становящиеся Рис. . Классификация групп (по Г. М. Андреевой)
Контактные (реальные) группы объединяют людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни или деятельности (семья, студенческая группа, трудовой коллектив и т. д. ). Группы могут быть и условными, включая людей, которые не вступают в объективные, реальные взаимоотношения друг с другом, но имеют общие социальные и психологические характеристики (возрастные, половые и т. п. ) в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены. Так, можно выделить условную группу " студенты", куда войдут молодые люди независимо от того, где они живут и на каком языке говорят. Их объединяют в основном идентичные возрастные, социальные и другие характеристики. Изучение условных групп позволяет прогнозироватьразвитие и особенности входящих в них людей и строить стратегию отношений с ними. Реальные группы могут быть классифицированы по ряду признаков. В зависимости от количества участников выделяют большие и малые группы. Большие группы, в свою очередь, подразделяют на стихийные (толпа, аудитория и т. п. ) и исторически сложившиеся (нация, партия и т. д. ). Особое значение в психологии уделяют изучению малых групп, в которых в отличие от больших групп люди, объединенные общими целями и задачами, вступают в непосредственное взаимодействие.
В зависимости от условий возникновения выделяют лабораторные (специально созданные для эксперимента) и естественные (существующие в реальных жизненных ситуациях) группы. В зависимости от способа организации группы могут быть формальными (официальными), когда их деятельность закрепляется специально, и неформальными (неофициальными), когда цели деятельности и обязанности определяются самой группой. И, наконец, в зависимости от ценности группы для индивида, выделяют группы членства, где индивид присутствует в силу обстоятельств, хотя и не разделяет существующие в ней установки, отношения и т. д. ), и референтные группы, выступающие для человека как эталон мнения, ценности, оценки которой является образцом поведения и ориентиром для самооценки. В процессе жизнедеятельности группы вырабатываются групповые нормы (от лат. norma — руководящее начало, точное предписание, образец) — совокупность правил и требований, регламентирующих поведение членов группы. Регулировка группового поведения индивидов осуществляется через санкции (от лат. sanctio — жесткое наставление) или средства социального контроля, которые могут быть позитивными (поощрение действий, желательных для группы) и негативными (наказание за нежелательные для группы действия). В результате положение индивида в группе (статус) определяется тем, насколько его поведение соответствует групповым нормам, оправдывая групповые ожидания (совокупность мнений об ожидаемом поведении данного индивида в данной группе). Особенностью функционирования группы, таким образом, является то, что результаты ее деятельности не сводятся к сумме индивидуальных, а являются специфическим продуктом группового взаимодействия. Например, групповое решение может быть более рискованным, чем индивидуальные решения отдельных членов группы. Существует гипотеза, объясняющая такой феномен " сдвига риска" тем, что в случае группового решения индивид чувствует меньшую личную ответственность за рискованные решения. Среди специфических групповых феноменов выделяют также конформизм — подчинение суждений, действий, поведения индивида групповому давлению в случае расхождения точек зрения человека и группы. При этом давление осуществляется не как прямая угроза, а как психологическая — через оценки, осуждение, обидную шутку и т. п. Широко известны опыты американского психолога С. Аша, включавшего испытуемого в подставную группу, которая иначе оценивала различные факты, и в результате испытуемый, как правило, склонялся к точке зрения большинства. Различают внешний и внутренний конформизм.
При внешнем конформизме взгляды человека в действительности не меняются, а демонстративное согласие с мнением группы рассматривается как способ избежать конфликта, боязнь остаться без поддержки, лицемерие. Внутренний конформизм означает принятие и поддержку мнения группы как своего собственного. При этом степень конформности как податливости групповому мнению во многом определяется индивидуальными особенностями человека. Нонконформизм как стремление любым способом опровергнуть точку зрения большинства на самом деле является одним из проявлений конформизма. Нонконформист так же привязан ко мнению группы, как и конформист. Конформизм в одних случаях оценивается позитивно, так как обеспечивает сплочение, единство группы, в других — негативно, поскольку может препятствовать развитию личности и группы. Важным групповым явлением является феномен лидерства. Лидер (от англ. leader — ведущий) — это наиболее авторитетная личность, за которой все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения и организовывать их совместную деятельность. В отличие от руководителя, который официально управляет группой, лидер выдвигается стихийно в результате психологических отношений " доминирования-подчинения". Оптимальным является совпадение лидера и руководителя в одном лице. В других случаях эффективность деятельности группы может определяться взаимоотношениями, сложившимися между лидером и руководителем. Характер взаимодействия людей во многом зависит от того, как они отображают и интерпретируют внешность и поведение, оценивают возможности друг друга. Таким образом, общение как восприятие (перцепция) включает восприятие не только физических свойств (внешности и т. п. ), но и внутренних характеристик человека, его намерений, мыслей, способностей, эмоций, установок. На этом основании поступки другого человека объясняются и оцениваются определенным образом, то есть общение как восприятие предполагает понимание другого человека как личности. В процессе понимания другого человека выделяют два уровня. На первом происходит осознание целей, мотивов, установок другого человека. Второй уровень характеризуется способностью принять цели, мотивы, установки другого человека как свои собственные. Этот уровень, как правило, отсутствует у детей и является результатом более позднего развития, хотя даже и взрослые не всегда способны понять другого на втором уровне в силу эгоцентризма (от лат. ego — я, centrum — центр окружности) — сосредоточенности индивида только на собственных интересах и переживаниях и, как следствие, неспособности понять другого как отличного от него, имеющего свою точку зрения. К способам понимания другого человека относят уподобление (идентификацию — от лат. identificare — отождествлять) себя ему, то есть попытку поставить себя на его место, эмпатию, рефлексию (от лат. reflexio — обращение назад) — осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению (" я знаю, что он знает, что я знаю... " ). Велика роль установки в процессе восприятия людьми друг друга. Например, в исследовании А. А. Бодалева разным группам людей предъявлялась фотография одного и того же человека, но в одном случае сообщалось, что это — ученый, а в другом — что преступник. В результате люди, описывая фотографию, как правило, находили в ней черты, подтверждающие данную им установку. На восприятие людьми друг друга влияют также их стереотипы (от греч. stereos — твердый, typos — отпечаток) — стойкие и упрощенные образы определенных явлений или человека, которые формируются в условиях ограниченной информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе. Стереотипы, с одной стороны, сокращают время ознакомления с другими людьми, а с другой — могут привести к предубеждениям в восприятии человека (например, учителя любят читать нотации, полные люди — добрые и т. п. ).
На основе стереотипов складываются эффекты межличностного восприятия. Это, прежде всего, эффект ореола, суть которого заключается в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к позитивной оценке и других его качеств, а общее негативное впечатление способствует формированию негативных оценок. Существующий образ играет роль ореола, который мешает увидеть действительные черты и проявления воспринимаемого человека. Эффекты первичности и новизны связаны со значимостью очередности подачи информации о человеке для формирования представлений о нем. Эффект первичности проявляется в случае восприятия незнакомого человека, когда па его оценку влияет первичная информация о нем. В ситуации восприятия знакомого человека действует эффект новизны, приводящий к тому, что последняя, более новая информация о человеке становится более значимой для его оценки. Таким образом, стереотипы и эффекты межличностного восприятия могут способствовать формированию искаженных знаний о человеке, тем самым негативно влияя на весь процесс общения.
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ. ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕНИЯ Изучение разнообразных аспектов процесса общения свидетельствует о том, что каждый из них предполагает определенные способы воздействия индивидов друг на друга, результатом чего является изменение поведения и деятельности партнера по общению в соответствии с целями совместной деятельности. К основным психологическим способам воздействия в процессе общения относят убеждение, внушение, психическое заражение, подражание. Под убеждением понимают способ воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Убеждающее воздействие произойдет тем успешнее, чем больше высказанное мнение отвечает потребностям и мотивам данного человека, и будет стойким, если окружающая действительность подтверждает содержание воспринятой информации. При этом, если высказываемая мысль расходится с уже сформировавшимися установками убеждаемого человека, желательно, чтобы он убедился в негативности последних. Таким образом, процесс убеждения состоит из двух этапов. На первом этапе, апеллируя к логической сфере собеседника, доказывается объективная и субъективная несостоятельность его точки зрения, т. е. что его установки не отвечают интересам общества (референтной группы или иной общности людей), а также личным интересам. На втором этапе аналогичным образом доказывается объективная и субъективная значимость высказанной точки зрения, являющейся новой для собеседника. Противоположным убеждению по своему механизму является внушение — процесс психического влияния на человека при ослабленном контроле его сознания и некритической оценке содержания воспринимаемых сообщений. Эффективность внушения определяется: —свойствами внушающего (социальным статусом, обаянием, волевым, интеллектуальным и характерологическим превосходством); —особенностями человека, подвергающегося внушению (степенью —взаимоотношениями партнеров по общению (доверием, зависимостью и т. п. ). Степень внушения повышается с увеличением количества людей в группе, а также с уменьшением их возраста. Психическое заражение основано на неосознаваемой, непроизвольной склонности индивида к определенным психическим состояниям. В результате наблюдается эффект многоразового взаимного усиления эмоционального влияния партнеров по общению по модели обычной цепной реакции. Это явление сопровождает массовые акции, публичное восприятие ораторских выступлений, произведений искусства. При этом его эффект будет тем больше, чем больше величина аудитории и степень эмоционального напряжения человека, влияющего на аудиторию. Важную роль в процессе заражения играет также общность оценок и установок людей (например, подобный настрой людей, пришедших на концерт любимого артиста или " поболеть" на стадионе за любимую команду). Подверженность психическому заражению зависит и от общего уровня развития личности, и прежде всего самосознания людей, составляющих аудиторию. Особой ситуацией, усиливающей влияние через заражение, является паника, возникающая вследствие потрясения и восприятия ситуации как кризисной. Причинами возникновения паники могут быть явления, ведущие к физическому ослаблению людей (утомление, депрессия, голод, опьянение и т. п. ), а также сильное удивление, осознание бессилия перед опасностью, дефицит или избыток информации. В определенной степени формой внушения, сопровождаемого явлением психического заражения, являются слухи — ничем не подтвержденные сообщения о якобы происшедших событиях. Возникают они, как правило, в условиях дефицита важной информации. Не зная источника слухов, люди часто склонны верить тому, что сообщение идет из надежного источника. Подражание направлено на воспроизведение индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, поступков. Под его влиянием формируются не только простейшие привычки деятельности, но и духовные ценности, идеи, вкусы, манеры поведения. Особенно большое значение подражание имеет на ранних этапах становления и развития человека. В какой-то мере проявлением подражания является мода (от лат. modus — норма, правило, мера) — форма стандартизированного массового поведения людей, которое возникает стихийно, под влиянием настроения, вкусов, увлечений, преобладающих в обществе. Подражание моде, с одной стороны, приводит к определенной стандартизации поведения, делает человека похожим на других. Вместе с тем разумное подражание моде освобождает человека от необходимости тратить энергию в сфере быта, тем самым сберегая силы для реализации других дел, творческой активности. Таким образом, основным признаком общения в случае внушения, заражения и подражания является то, что личность воспринимает информацию с малой степенью осознания. Особенно сильно эти воздействия регулируют поведение личности в стихийных группах. Любому человеку важно не только знать сущность и механизмы процесса общения, но и владеть практическими приемами повышения его эффективности. К таким приемам относят, в частности, формирование аттракции (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Известно, что способность сознания человека не позволяет ему воспринимать и перерабатывать всю информацию, воспринимаемую органами чувств. Часть сигналов, поступающих из окружающего мира, в частности от собеседника, человеком не осознается. Если при этом сигналы удовлетворяют неосознаваемые на данный момент потребности партнера по общению (в безопасности, престиже и т. д. ), возникают положительные эмоции и, какследствие, более положительное отношение к собеседнику. В общении представляется возможнымосознанно посылать сигналы, значимые для неосознаваемых потребностей партнера по общению, и, таким образом, осознанно формировать соответствующее эмоциональное отношение к себе. К приемам формирования аттракции относят: — прием " имя собственное" (при обращении к собеседнику называть его имя или имя-отчество), в основе которого лежит удовлетворение неосознаваемой потребности в престиже (в силу нераздельности имени и личности человека); -— прием " зеркало отношений" (при общении с собеседником сохранять на лице доброе, приятное выражение, легкую улыбку), основывающийся на удовлетворении потребности в безопасности в силу установки: " Лицо — зеркало души"; — прием " золотые слова" (небольшое преувеличение каких-либо положительных сторон человека, комплимент), основанный на удовлетворении неосознаваемых потребностей в безопасности, престиже и самоактуализации; — прием " личная жизнь" (вести разговор в русле интересов собеседника), в основе которого лежит удовлетворение неосознаваемой потребности в престиже; — прием " терпеливый слушатель" (выслушивание проблем собеседника, не прерывая его), основанный на том же механизме, что и предыдущий прием. Использование этих приемов, как правило, независимо от воли человека формирует чувство симпатии, притяжения (аттракции) к партнеру по общению.
Тема 6 КОНФЛИКТ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|