Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3, 4. Познавательные процессы личности.




Изучив данную тему, студент должен уметь:

-дать общую характеристику психических процессов и состояний человека;

-выделить сущность и свойства познавательных и эмоционально-волевых процессов;

-раскрыть возможности управления психическими процессами и саморегуляции психических состояний.


1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Человек познает окружающий мир при помощи внимания, ощу­щений, восприятия, памяти, мышления и воображения. Каждый из этих познавательных процессов обеспечивает познание определен­ных, свойств окружающего мира.

Внимание как ориентировочно-поисковый процесс направляет и сосредоточивает сознание на определенных объектах действитель­ности при одновременном отвлечении от других, обусловливает избирательность, отбор информации, поступающей через органы чувств.

Внимание связано с деятельностью ряда мозговых структур, преж­де всего ретикулярной формации и нейронов внимания, располагаю­щихся в основном в лобных долях коры больших полушарий.

Внимание характеризуют:

объем — показатель количества объектов, одновременно находящих­ся в поле внимания (у взрослого человека в среднем равен пяти —семи объектам);

устойчивость — временная характеристика внимания, показатель длительности сохранения интенсивности внимания;

концентрация — показатель степени сосредоточенности сознания на объекте;

распределение — способность удерживать внимание на нескольких объектах одновременно, что дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания;

переключение — показатель скорости перехода от одного вида де­ятельности к другому;

• предметность — способность выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с установками и личной значимостью; например, слушая музыку, человек не обращает внимания на дру­гие звуки.

В зависимости от условий возникновения выделяют различные виды внимания

 

 

Таблица   Виды внимания

 

Вид Условие Особенности
внимания возникновения проявления
Непроизвольное Воздействиесильного Осуществляется непредна-
  или значимого раздра- меренно, не требует
  жителя волевых усилий; легко
    происходят переключение
    и прекращение
Произвольное Постановка и принятие Требует волевых усилий,
  задачи как пути сохранения контроля
  решения проблемы за поведением, при дли-
    тельной концентрации
    вызывает утомление
Послепроизвольное Увлеченностьпроцессом Высокая сосредоточенность
  решения задачи на решении задачи
    при снятиинапряжения,
    не требует значительных
    волевых усилий

 

 

Внимание является необходимым условием успешной деятельности че­ловека. Поэтому важно развивать навыки управления вниманием. При этом следует учитывать факторы, cпособствующие привлечению внимания: - характер раздражения (новизна, контраст, физические характе­ристики — величина объекта и пр. );

—отношение раздражителя к потребностям (то, что важно для чело­века, в большей мере соответствует его потребностям, привлечет его внимание прежде всего).

Для поддержания внимания следует также нейтрализовать факто­ры, снижающие его устойчивость:

—монотонность и стереотипность выполняемых действий;

—однообразие и недостаточность (избыток) информации.

Итак, внимание особым образом организует процессы психическо­го отражения действительности, первичной формой которых является ощущение психический процесс отражения отдельных свойств пред­метов и явлений окружающего мира.

Фактически ощущении представляют собой продукты переработки центральной нервной системой (и прежде всего корой головного мозга) раздражителей, возникающих в процессе жизнедеятельности человека.

Анатомо-физиологический аппарат, служащий для приема и пе­реработки таких раздражителей, И, П. Павлов назвал анализатором.

Каждый анализатор состоит из таких органов:

рецептора ( органа чувств) — сенсорных клеток, " настроенных" на прием определенных раздражителей (слуховых, вкусовых и пр. ) и преобразующих их воздействия в электрохимические импульсы;

нервных (проводящих) путей, передающих эти импульсы в централь­ную нервную систему;

центра анализатора — специализированного участка в коре голов­ного мозга, в котором импульсы " декодируются ", физиологичес­кий процесс превращается в психический (ощущения) и человек осознает, что на него действует, — шум, запах, тепло и пр.

Выделяют следующие виды ощущений:

внешние, возникающие при воздействии раздражителей на рецеп­торы, расположенные на внешней поверхности тела, — зритель­ные (наиболее важные для функционирования человеческой пси­хики), слуховые, тактильные, обонятельные и осязательные;

органические, сигнализирующие о том, что происходит в орга­низме (ощущение боли, голода, жажды и пр. );

- кинестетические , с помощью которых мозг получает информацию о положении и движении различных частей тела; их рецепторы располагаются в мышцах и сухожилиях.

Хотя каждый тип ощущения отличается своеобразием, имеются общие свойства, характерные для всех видов ощущений:

• наличие порога ощущений — психологической зависимости между силой раздражителя и вызываемой им интенсивностью ощущения; при этом минимальная величина раздражителя, вызывающего ощу­щение впервые, называется нижним абсолютным порогом ощущений;
наибольшая сила раздражителя, при которой ощущение либо исче­зает, либо качественно меняется (например, превращается в болевое при увеличении громкости звука), называют верхним абсолютным порогом ощущений;

адаптации ощущений — способность органов чувств менять свои свойства при изменении условий; например, при переходе от света к темноте чувствительность глаза может изменяться в десятки раз;

взаимодействие ощущений — устойчивое ослабление одних
раздражителей повышает чувствительность других и наоборот
(сильные раздражители снижают чувствительность сопутствующих
анализаторов).

Усиленное взаимодействие анализаторов может привести к тому, что под действием одного раздражителя могут возникнуть добавочные ощу­щения, характерные для другого, — синестезия (от греч. synaisihesis — совместное чувство). Например, музыка может вызвать цветовые ощу­щения, некоторые цвета могут вызвать ощущения прохлады или тепла.

В результате переработки информации органами чувств отдель­ные ощущения объединяются в целостные образы предметов и яв­лений окружающего. Процесс создания этих образов называется восприятием.

В основе восприятия лежат не только нервные связи, образующиеся в пределах одного анализатора, но и межанализаторные нервные связи.

 

К основным свойствам восприятия относят:

константность — неизменность образа восприятия при изменяющихся
физических условиях; например, цвет и форма знакомых объектов
воспринимаются одинаково независимо от условий наблюдения; бла­годаря этому человек может воспринимать и познавать мир устойчи­вых вещей, сохраняющих свои основные признаки при малейшем из­менении, например, освещенности или расстояния до воспринимае­мого объекта;

предметность — восприятие внешнего мира не в виде набора не

Рис. Фигура и фон (по А. В. Петровскому)

связанных друг с другом ощуще­ний, а в форме обособленных в пространстве предметов; при этом воспринимаемая реаль­ность разделяется на два слоя ■ — образ предмета (фигуру) и образ окружающего предмет про­странства (фон); интересно, что в качестве фигуры и фона выде­ляются различные объекты в за­висимости от прошлого опыта человека (рис. ); такая зависи­мость от содержания психичес­кой деятельности человека на­зывается апперцепцией (от лат. ad — к, perceptio — восприятие);

-целостность — независимость воспринимаемого образа от иска­жения и замены его компонентов; например, можно сохранить портретное сходство, изображая человека и штрихами, и пунктиром, и другими элементами; восприятие фигур и их частей не отдельно, а в виде целостных образов позволяет объяснить некоторые иллю­зии восприятия, например иллюзию стрелы (рис. );

- обобщенность — возможность правильного опознания объекта и отнесения его к определенному классу независимо от его индиви­дуальных особенностей; так, мы можем опознать стол как таковой независимо от его формы, размеров и пр.; прочитать любой текст независимо от особенностей шрифта или почерка.

 

Рис. Иллюзия стрелы

(длина средней части первой стрелы кажется больше длины второй; объясняется установкой: если больше целое, то больше и его части)


 


Данные свойства не являются врожденными и развиваются в течение жизни.

Условиями становления адекватного восприятия являются актив­ность человека, установление обратной связи в практическом взаи­модействии с окружающим миром, обеспечение определенного ми­нимума и привычной структурированности поступающей извне ин­формации.

Эти условия и свойства необходимо учитывать человеку при разви­тии восприятия (учась не только смотреть, но и видеть, не только слу­шать, но и слышать и т. п. ) в результате наблюдения — преднамеренного, планомерного восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Образы, возникшие в процессе восприятия, сохраняет и дает воз­можность дальнейшей работы над ними память человека — процесс запечатления, сохранения и восстановления прошлого опыта. Она основана на свойстве мозга сохранять следы внешних воздействий, а также воздействий, поступающие изнутри организма.

Выделяют несколько уровней памяти в зависимости от длитель­ности сохранения информации:

мгновенная (сенсорная) память — сохраняет информацию о том,
как воспринимается мир на уровне рецепторов в течение 0, 3—1, 0 с;
особое значение имеет мгновенная зрительная (иконическая) па­мять, которая, задерживая образы на период закрывания глаз во
время моргания и других движений, обеспечивает слитное воспри­ятие мира; с помощью иконической  памяти человек может полу­чить значительно больше информации, чем потом воспроизвес­ти; этот факт используется в известном феномене " 25 кадра", когда в один фильм вкрапляется каждый 25 кадр с информацией, постепенно накапливающейся, как показали исследования, в под­сознании;

кратковременная — память обеспечивает оперативн ое сохранение
и переработку информации, поступающей от органов чувств ограниченными порциями (7±2 структурные единицы);

промежуточная память — сохраняет информацию в течение не­
скольких часов и отличается значительнобольшей емкостью, чем
кратковременная; интересна гипотеза, согласно которой в период
ночного сна информация малыми порциями (7+2 единицы) поступает в кратковременную память, где перерабатывается (на ста­дии " медленного сна" ) и посылается на дальнейшее хранение (на стадии " быстрого сна" );

долговременная намять - - сохраняет информацию в течение практически всей жизни человека и имеет неограниченный объем; при этом основным механизмом ввода информации из кратковре­менной памяти в долговременную считают повторение.

Виды памяти различают по таким показателям: — типу запоминаемой информации ( двигательная, образная, эмоци­ональная, словесно-логическая память);

- степени участия волевого процесса в запоминании и воспроиз­ведении информации ( произвольная и непроизвольная память );  

- степени осмысленности запоминания (механическая, логическая, или смысловая, память).

Среди процессов памяти — запоминания, хранения и воспроизве­дения информации — последний считают основной функцией памяти. Хотя память зависит от множества факторов (особенностей нервной системы, среды, характера деятельности, установки, особенностей лич­ности), существует общий путь ее улучшения овладение приемами продуктивного запоминания.

Приемы продуктивного запоминания Р. М. Грановская разделя­ет на две группы:

основанные напривнесении извне искусственных логических свя­зей в запоминаемый материал (мнемонические приемы); основанные па выявлении логических связей в запоминаемом ма­териале.

Мнемонические приемы (от греч, mnemomkon — искусство запо­минания) основаны на образовании ассоциативных связей между эле­ментами запоминаемого и опорного ряда. В качестве опорного ряда могут выступать хорошо знакомые объекты (расположение комнат и квартире, домов на улице); зрительные образы; слова, организован­ные в осмысленную фразу.

Так, для запоминания порядка цветов в спектре используют фра­зу " Каждый охотник желает знать, где сидит фазан", в которой пер­вые буквы каждого слова одновременно являются первыми буквами соответствующего цвета спектра. Номера телефонов запоминают, увязывая их с хорошо знакомыми датами событий или разбивая на части в определенной ритмической структуре.

Приемы, основанные на выявлении логических связей в запоми­наемом материале, включают целый ряд логических операций: смы­словую группировку (разбиение материала на части), выделение смысловых опорных пунктов (называние каждой выделенной част и), составление плана. Кроме того, установлено, что запоминание мате­риала улучшается, если он включен в активную деятельность. Поэто­му, кстати, лучше материал прочитать и несколько раз пересказать, нежели просто читать его несколько раз, не пересказывая.

Качество запоминания зависит и от количества повторений. Целе­сообразно повторять информацию с определенными интервалами — через 15—20 минут, через 8-9 и 24 часа.

Не менее важно создание положительного эмоционального фона и установки (в виде самоинструкции) на долговременное запоминание. Итак, в памяти сохраняются и перерабатываются образы внеш­него мира, возникают вторичные образы — представления, которые в дальнейшем обеспечивают возможность обобщить воспринимае­мую информацию, выделить в ней логические связи. За это отвечает

  мышление высшая форма психического отражения, устанавливаю­щая связи и отношения между познаваемыми предметами и явлениями. В основе мышления лежит сложная аналитико-синтетическая дея­тельность коры головного мозга.

Непосредственное, чувственное познание предметов и явлений в ощущениях и восприятиях сменяется в мышлении логическим познани ем; наблюдая за одними явлениями, мы судим о других, которые определенным образом связаны с ними. Таким образом, мышление открывает путь для получения новых знаний, выявления скрытых свойств вещей, в том числе вообще недоступных органам человеческих чувств. Например, рентгеновские лучи были открыты по их воздействию на фотографическую пластину. Основные свойства мышления:

отвлеченность, которая состоит в том, что, думая о каких-либо
явлениях, мы выделяем только те их признаки, которые важны
для решения проблемы, отвлекаясь от несущественных;

- обобщенность, предполагающая в результате выделения важных,
существенных признаков сосредоточение мысли на том общем,
что характеризует целые классы явлений.

Сам процесс мышления развертывается в определенной последо­вательности с помощью таких операций:

сравнение — сопоставление выделенных признаков предметов и явлений с целью отыскания сходных и различных их свойств;

анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение) — мыслен­ное расчленение предмета или явления на части, выделение опре­деленных его элементов, свойств, связей;

синтез ( от греч. synthesis — соединение, составление) — мыслен­ное воссоединение целого из частей, соединение различных сто­рон, элементов предметов или явлений в единое целое;

абстракцня ( от лат. abstractio — отвлечение) — мысленное вычле­нение существенных свойств, признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных;

обобщение — мысленное объединение предметов или явлений по их общим существенным признакам.

Мышление оперирует элементарными (образ, представление) и логическими формами мышления. К последним относят:

понятие — форму мышления, отражающую существенные свой­ства, связи и отношения предметов или явлений, выраженную сло­вом или группой слов;

- суждение — форму мышления, содержащую утверждение или
отрицание связи между предметами и явлениями;

умозаключение - форму мышления, при которой на основе
нескольких суждений выводится новое суждение.

 

 

Выделяют такие виды мышления:

наглядно-действенное, осущест­вляемое во время практических действий с конкретными предмета­ми; наглядно-образное, предполагающее оперирование образами и представлениями; словесно-логическое (абстрактное), оперирующее логическими формами мышления.

Все виды человеческого мышления неразрывно связаны с речью — процессом формулирования и передачи мысли посредством языка. В речи устанавливаются связи между значениями слов, поэтому она является единственно возможной формой словесно-логического мы­шления. Исследования показали, что ни одна сложная мысль не мо­жет быть выражена без внутренней речи, проявления которой в виде электрических разрядов можно зарегистрировать специальными при­борами. Аналогичные электрические разряды регистрируются и при неречевых видах мышления.

Развитие мышления возможно прежде всего при условии осознания закономерностей мыслительной деятельности. Повышает продуктив­ность мыслительной деятельности развитие таких, качеств мышления, как самостоятельность, глубина ума, критичность, широта ума и пр.

Если мышление оперирует в основном понятиями, то воображение ( форма психического отражения, состоящая в создании новых обра­зов на основе воспринятых ранее) оперирует представлениями.

В основе воображения лежит процесс образования новых соче­таний из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. В результате воображение делает возможным предвидение конечно­го результата деятельности, а также обеспечивает создание програм­мы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характери­зуется неопределенностью.

Приемами воображения являются-.

агглютинация (от лат. agglutinare —склеивать) — комбинация, слияние отдельных элементов или частей различных предметов в

единый образ;

акцептирование — увеличение или уменьшение отдельных признаков, частей предмета;

схематизация — подчеркивание черт сходства различных объектов и сглаживание их различий (как, например, в узорах и орнаментах);

типизация — выделение существенного, повторяющегося в одно­родных образах, создание обобщенных, типичных образов.

В зависимости от степени активности человека выделяют следу­ющие виды воображения:

пассивное воображение, которое может быть преднамеренным (грезы —образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не предполагающие воплощения в жизнь) и непреднамеренным (сновидения, галлюцинации и пр. );

активное воображение,   подразделяющееся на воссоздающее (создание образов со слов других людей, на основе письменных

и вещественных документов) и творческое (создание нового, оригинального образа).

Особым видом воображения является мечта как образ желаемого будущего. В зависимости от степени возможности осуществления мечты подразделяют на реальную и нереальную. Нереальная мечта замыкает человека всвоем внутреннем мире, не дает возможности реализовать себя какличность. Реальная мечта является необходимым условием претворения в жизнь творческого потенциала человека.

Воображение итворчествокак процесс создания новых, ориги­нальных продуктов и идей неразрывно взаимосвязаны.

Несмотря на необычность, оригинальность образов воображения, творческое воображение осуществляется в соответствии с определен­ными закономерностями, приемами. На этой основе разрабатыва­ются теория и методы решения творческих задач.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...