Тема 3, 4. Познавательные процессы личности.
Изучив данную тему, студент должен уметь: -дать общую характеристику психических процессов и состояний человека; -выделить сущность и свойства познавательных и эмоционально-волевых процессов; -раскрыть возможности управления психическими процессами и саморегуляции психических состояний. 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Человек познает окружающий мир при помощи внимания, ощущений, восприятия, памяти, мышления и воображения. Каждый из этих познавательных процессов обеспечивает познание определенных, свойств окружающего мира. Внимание как ориентировочно-поисковый процесс направляет и сосредоточивает сознание на определенных объектах действительности при одновременном отвлечении от других, обусловливает избирательность, отбор информации, поступающей через органы чувств. Внимание связано с деятельностью ряда мозговых структур, прежде всего ретикулярной формации и нейронов внимания, располагающихся в основном в лобных долях коры больших полушарий. Внимание характеризуют: • объем — показатель количества объектов, одновременно находящихся в поле внимания (у взрослого человека в среднем равен пяти —семи объектам); • устойчивость — временная характеристика внимания, показатель длительности сохранения интенсивности внимания; ■ концентрация — показатель степени сосредоточенности сознания на объекте; • распределение — способность удерживать внимание на нескольких объектах одновременно, что дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания; ■ переключение — показатель скорости перехода от одного вида деятельности к другому; • предметность — способность выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с установками и личной значимостью; например, слушая музыку, человек не обращает внимания на другие звуки.
В зависимости от условий возникновения выделяют различные виды внимания
Таблица Виды внимания
Внимание является необходимым условием успешной деятельности человека. Поэтому важно развивать навыки управления вниманием. При этом следует учитывать факторы, cпособствующие привлечению внимания: - характер раздражения (новизна, контраст, физические характеристики — величина объекта и пр. ); —отношение раздражителя к потребностям (то, что важно для человека, в большей мере соответствует его потребностям, привлечет его внимание прежде всего). Для поддержания внимания следует также нейтрализовать факторы, снижающие его устойчивость: —монотонность и стереотипность выполняемых действий; —однообразие и недостаточность (избыток) информации. Итак, внимание особым образом организует процессы психического отражения действительности, первичной формой которых является ощущение — психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.
Фактически ощущении представляют собой продукты переработки центральной нервной системой (и прежде всего корой головного мозга) раздражителей, возникающих в процессе жизнедеятельности человека. Анатомо-физиологический аппарат, служащий для приема и переработки таких раздражителей, И, П. Павлов назвал анализатором. Каждый анализатор состоит из таких органов: • рецептора ( органа чувств) — сенсорных клеток, " настроенных" на прием определенных раздражителей (слуховых, вкусовых и пр. ) и преобразующих их воздействия в электрохимические импульсы; • нервных (проводящих) путей, передающих эти импульсы в центральную нервную систему; • центра анализатора — специализированного участка в коре головного мозга, в котором импульсы " декодируются ", физиологический процесс превращается в психический (ощущения) и человек осознает, что на него действует, — шум, запах, тепло и пр. Выделяют следующие виды ощущений: — внешние, возникающие при воздействии раздражителей на рецепторы, расположенные на внешней поверхности тела, — зрительные (наиболее важные для функционирования человеческой психики), слуховые, тактильные, обонятельные и осязательные; — органические, сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущение боли, голода, жажды и пр. ); - кинестетические , с помощью которых мозг получает информацию о положении и движении различных частей тела; их рецепторы располагаются в мышцах и сухожилиях. Хотя каждый тип ощущения отличается своеобразием, имеются общие свойства, характерные для всех видов ощущений: • наличие порога ощущений — психологической зависимости между силой раздражителя и вызываемой им интенсивностью ощущения; при этом минимальная величина раздражителя, вызывающего ощущение впервые, называется нижним абсолютным порогом ощущений;
• адаптации ощущений — способность органов чувств менять свои свойства при изменении условий; например, при переходе от света к темноте чувствительность глаза может изменяться в десятки раз; • взаимодействие ощущений — устойчивое ослабление одних Усиленное взаимодействие анализаторов может привести к тому, что под действием одного раздражителя могут возникнуть добавочные ощущения, характерные для другого, — синестезия (от греч. synaisihesis — совместное чувство). Например, музыка может вызвать цветовые ощущения, некоторые цвета могут вызвать ощущения прохлады или тепла. В результате переработки информации органами чувств отдельные ощущения объединяются в целостные образы предметов и явлений окружающего. Процесс создания этих образов называется восприятием. В основе восприятия лежат не только нервные связи, образующиеся в пределах одного анализатора, но и межанализаторные нервные связи.
К основным свойствам восприятия относят: • константность — неизменность образа восприятия при изменяющихся • предметность — восприятие внешнего мира не в виде набора не
связанных друг с другом ощущений, а в форме обособленных в пространстве предметов; при этом воспринимаемая реальность разделяется на два слоя ■ — образ предмета (фигуру) и образ окружающего предмет пространства (фон); интересно, что в качестве фигуры и фона выделяются различные объекты в зависимости от прошлого опыта человека (рис. ); такая зависимость от содержания психической деятельности человека называется апперцепцией (от лат. ad — к, perceptio — восприятие);
-целостность — независимость воспринимаемого образа от искажения и замены его компонентов; например, можно сохранить портретное сходство, изображая человека и штрихами, и пунктиром, и другими элементами; восприятие фигур и их частей не отдельно, а в виде целостных образов позволяет объяснить некоторые иллюзии восприятия, например иллюзию стрелы (рис. ); - обобщенность — возможность правильного опознания объекта и отнесения его к определенному классу независимо от его индивидуальных особенностей; так, мы можем опознать стол как таковой независимо от его формы, размеров и пр.; прочитать любой текст независимо от особенностей шрифта или почерка.
Рис. Иллюзия стрелы (длина средней части первой стрелы кажется больше длины второй; объясняется установкой: если больше целое, то больше и его части)
Данные свойства не являются врожденными и развиваются в течение жизни. Условиями становления адекватного восприятия являются активность человека, установление обратной связи в практическом взаимодействии с окружающим миром, обеспечение определенного минимума и привычной структурированности поступающей извне информации. Эти условия и свойства необходимо учитывать человеку при развитии восприятия (учась не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать и т. п. ) в результате наблюдения — преднамеренного, планомерного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Образы, возникшие в процессе восприятия, сохраняет и дает возможность дальнейшей работы над ними память человека — процесс запечатления, сохранения и восстановления прошлого опыта. Она основана на свойстве мозга сохранять следы внешних воздействий, а также воздействий, поступающие изнутри организма. Выделяют несколько уровней памяти в зависимости от длительности сохранения информации: • мгновенная (сенсорная) память — сохраняет информацию о том,
• кратковременная — память обеспечивает оперативн ое сохранение • промежуточная память — сохраняет информацию в течение не • долговременная намять - - сохраняет информацию в течение практически всей жизни человека и имеет неограниченный объем; при этом основным механизмом ввода информации из кратковременной памяти в долговременную считают повторение. Виды памяти различают по таким показателям: — типу запоминаемой информации ( двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая память); - степени участия волевого процесса в запоминании и воспроизведении информации ( произвольная и непроизвольная память ); - степени осмысленности запоминания (механическая, логическая, или смысловая, память). Среди процессов памяти — запоминания, хранения и воспроизведения информации — последний считают основной функцией памяти. Хотя память зависит от множества факторов (особенностей нервной системы, среды, характера деятельности, установки, особенностей личности), существует общий путь ее улучшения — овладение приемами продуктивного запоминания. Приемы продуктивного запоминания Р. М. Грановская разделяет на две группы: основанные напривнесении извне искусственных логических связей в запоминаемый материал (мнемонические приемы); основанные па выявлении логических связей в запоминаемом материале. Мнемонические приемы (от греч, mnemomkon — искусство запоминания) основаны на образовании ассоциативных связей между элементами запоминаемого и опорного ряда. В качестве опорного ряда могут выступать хорошо знакомые объекты (расположение комнат и квартире, домов на улице); зрительные образы; слова, организованные в осмысленную фразу. Так, для запоминания порядка цветов в спектре используют фразу " Каждый охотник желает знать, где сидит фазан", в которой первые буквы каждого слова одновременно являются первыми буквами соответствующего цвета спектра. Номера телефонов запоминают, увязывая их с хорошо знакомыми датами событий или разбивая на части в определенной ритмической структуре. Приемы, основанные на выявлении логических связей в запоминаемом материале, включают целый ряд логических операций: смысловую группировку (разбиение материала на части), выделение смысловых опорных пунктов (называние каждой выделенной част и), составление плана. Кроме того, установлено, что запоминание материала улучшается, если он включен в активную деятельность. Поэтому, кстати, лучше материал прочитать и несколько раз пересказать, нежели просто читать его несколько раз, не пересказывая. Качество запоминания зависит и от количества повторений. Целесообразно повторять информацию с определенными интервалами — через 15—20 минут, через 8-9 и 24 часа. Не менее важно создание положительного эмоционального фона и установки (в виде самоинструкции) на долговременное запоминание. Итак, в памяти сохраняются и перерабатываются образы внешнего мира, возникают вторичные образы — представления, которые в дальнейшем обеспечивают возможность обобщить воспринимаемую информацию, выделить в ней логические связи. За это отвечает мышление — высшая форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми предметами и явлениями. В основе мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. Непосредственное, чувственное познание предметов и явлений в ощущениях и восприятиях сменяется в мышлении логическим познани ем; наблюдая за одними явлениями, мы судим о других, которые определенным образом связаны с ними. Таким образом, мышление открывает путь для получения новых знаний, выявления скрытых свойств вещей, в том числе вообще недоступных органам человеческих чувств. Например, рентгеновские лучи были открыты по их воздействию на фотографическую пластину. Основные свойства мышления: — отвлеченность, которая состоит в том, что, думая о каких-либо - обобщенность, предполагающая в результате выделения важных, Сам процесс мышления развертывается в определенной последовательности с помощью таких операций: • сравнение — сопоставление выделенных признаков предметов и явлений с целью отыскания сходных и различных их свойств; • анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение) — мысленное расчленение предмета или явления на части, выделение определенных его элементов, свойств, связей; • синтез ( от греч. synthesis — соединение, составление) — мысленное воссоединение целого из частей, соединение различных сторон, элементов предметов или явлений в единое целое; • абстракцня ( от лат. abstractio — отвлечение) — мысленное вычленение существенных свойств, признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных; • обобщение — мысленное объединение предметов или явлений по их общим существенным признакам. Мышление оперирует элементарными (образ, представление) и логическими формами мышления. К последним относят: — понятие — форму мышления, отражающую существенные свойства, связи и отношения предметов или явлений, выраженную словом или группой слов; - суждение — форму мышления, содержащую утверждение или — умозаключение - форму мышления, при которой на основе
Выделяют такие виды мышления: наглядно-действенное, осуществляемое во время практических действий с конкретными предметами; наглядно-образное, предполагающее оперирование образами и представлениями; словесно-логическое (абстрактное), оперирующее логическими формами мышления. Все виды человеческого мышления неразрывно связаны с речью — процессом формулирования и передачи мысли посредством языка. В речи устанавливаются связи между значениями слов, поэтому она является единственно возможной формой словесно-логического мышления. Исследования показали, что ни одна сложная мысль не может быть выражена без внутренней речи, проявления которой в виде электрических разрядов можно зарегистрировать специальными приборами. Аналогичные электрические разряды регистрируются и при неречевых видах мышления. Развитие мышления возможно прежде всего при условии осознания закономерностей мыслительной деятельности. Повышает продуктивность мыслительной деятельности развитие таких, качеств мышления, как самостоятельность, глубина ума, критичность, широта ума и пр. Если мышление оперирует в основном понятиями, то воображение ( форма психического отражения, состоящая в создании новых образов на основе воспринятых ранее) оперирует представлениями. В основе воображения лежит процесс образования новых сочетаний из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. В результате воображение делает возможным предвидение конечного результата деятельности, а также обеспечивает создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Приемами воображения являются-. • агглютинация (от лат. agglutinare —склеивать) — комбинация, слияние отдельных элементов или частей различных предметов в единый образ; • акцептирование — увеличение или уменьшение отдельных признаков, частей предмета; • схематизация — подчеркивание черт сходства различных объектов и сглаживание их различий (как, например, в узорах и орнаментах); • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах, создание обобщенных, типичных образов. В зависимости от степени активности человека выделяют следующие виды воображения: — пассивное воображение, которое может быть преднамеренным (грезы —образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не предполагающие воплощения в жизнь) и непреднамеренным (сновидения, галлюцинации и пр. ); — активное воображение, подразделяющееся на воссоздающее (создание образов со слов других людей, на основе письменных и вещественных документов) и творческое (создание нового, оригинального образа). Особым видом воображения является мечта как образ желаемого будущего. В зависимости от степени возможности осуществления мечты подразделяют на реальную и нереальную. Нереальная мечта замыкает человека всвоем внутреннем мире, не дает возможности реализовать себя какличность. Реальная мечта является необходимым условием претворения в жизнь творческого потенциала человека. Воображение итворчествокак процесс создания новых, оригинальных продуктов и идей неразрывно взаимосвязаны. Несмотря на необычность, оригинальность образов воображения, творческое воображение осуществляется в соответствии с определенными закономерностями, приемами. На этой основе разрабатываются теория и методы решения творческих задач.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|