2. Особенности поведения личности: темперамент и характер.
Биологическим фундаментом, на котором формируется личность как социальный индивид, является темперамент. Под темпераментом понимают совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую (от греч, dynamikos — сильный, подвижный) и эмоциональную стороны поведения и деятельности человека. Из всех теорий, с глубокой древности пытавшихся объяснить сущность темперамента, пожалуй, наиболее распространенной является система И. Павлова, связавшая индивидуальные особенности темперамента с выделенными им основными свойствами нервной системы: - силой — способностью нервной системы выдерживать сильные — уравновешенностью, характеризующейся соотношением процессов возбуждения и торможения; - подвижностью, которая определяется быстротой смены процессов возбуждения и торможения. Своеобразное сочетание этих свойств образует 4 типа нервной системы, каждый из которых соотносится с одним из 4 типов темперамента: 1. Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный) характеризуется активностью, энергичностью действий, резкими, порывистыми движениями, их быстрым темпом. Склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпим, подвержен эмоциональным срывам, бывает агрессивным. 2. Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный) отличается активностью, общительностью. Быстро приспосабливается к новым условиям. Продуктивен при наличии интереса. Чувства у сангвиника легко возникают и легко сменяются, мимика подвижная, выразительная, 3. Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный) трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к обстановке. Отличается низким уровнем психической активности. Чувства возникают медленно, но отличаются устойчивостью, преобладает ровное, спокойное настроение.
4. Меланхолик (слабый тип ВНД) характеризуется низким уровнем В дальнейшем представления о темпераменте углубляются и расширяются. Так, были выделены и другие свойства нервной системы — лабильность (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый), характери зующая скорость возникновения и прекращения нервных процессов, и динамичность (от греч. dynamis — сила), проявляющаяся в скорости и легкости выработки условных рефлексов. Сопоставление свойств нервной системы и особенностей поведения позволило выявить такие свойства темперамента, как реактивность — сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители — и активность, показывающая, насколько активен человек в преодолении препятствий, в своих действиях и поступках. При этом по соотношению активности и реактивности можно судить, от чего больше зависит деятельность человека — от случайных обстоятельств или от намеченных целей. Были также выделены такие психические свойства: - сензитивность, которая определяется величиной наименьшего раздражителя, необходимого длявозникновения психической реакции; - пластичность и ригидность— гибкость, легкость приспособления -экстравертированность и интровертированность — направленность личности на окружающий мир или на себя, на собственные переживания и мысли и др. Стало ясно, что свойств нервной системы, а значит, и их комбинаций значительно больше, но тем не менее рассмотренные выше типы темперамента могут служить обобщенной характеристикой индивидуальных особенностей человека.
При этом следует учесть, что в чистом виде типы темперамента, как правило, не встречаются, и можно говорить только о преобладании тех или иных его черт. Кроме того, нельзя сказать, что какой-либо тип темперамента лучше или хуже; каждый из них имеет достоинства и недостатки. Достоинствами холерика являются инициативность, энергичность, возможность мобилизовать значительные усилия в короткий промежуток времени. В то же время преобладание реактивности над активностью может привести к тому, что ему не хватит выдержки, терпения, особенно при достижении отдаленных целей. При неблагоприятных условиях, отсутствии серьезных целей, невозможности творческой деятельности подвижность сангвиника, быстрота реакции могут проявиться в поверхностности и непостоянстве. Достоинство флегматика в том, что он может долго и упорно работать, но для того, чтобы включиться в этуработу, ему требуется значительное время. Высокая чувствительность меланхолика, обеспечивающая глубину и тонкость чувств, оборачивается быстрой утомляемостью и зачастую повышенным уровнем тревожности, который может негативно повлиять на успешность деятельности. Особенно ярко недостатки темперамента проявляются в экстремальных условиях, поэтому их следует учитывать в профессиях, которые предъявляют особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека. В нормальных условиях особенности темперамента, проявляясь в темпе и ритме деятельности, обусловливают своеобразие способов и путей, тактики действий, т. е. индивидуальный стильдеятельности. Выработав у себя индивидуальный стиль деятельности, в наибольшей степени отвечающий индивидуальным особенностям, человек может добиться высоких результатов. Таким образом, исходные свойства темперамента не предопределяют, во что они разовьются — в достоинства или недостатки. Это зависит от воспитания и самовоспитании личности, в процессе которых результаты развития позитивных свойств каждого типа темперамента и компенсации недостатков закрепляются в характере человека. Темперамент лишь затрудняет или облегчает1 формирование тех или иных черт характера, являясь его природной основой.
Характер (от греч, character — печать, чеканка) - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельностии общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Характер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности, к которым прежде всего относятся: отношение к другим людям э кстраверсия или интроверсия, правдивость или лживость, тактичность или грубость и т. п. ); отношение к делу (добросовестность или недобросовестность, трудолюбие или леность и т. п. ); отношение к себе (самокритичность или самоуверенность, скромность или самовлюбленность и т. п. ); отношение к собственности (аккуратность или неряшливость, бережливость или расточительство и г. п. ). Таким образом, характер, определенным образом мотивируя поведение человека, тесно связан с направленностью личности. В то же время это не тождественные понятия: вежливыми и аккуратными, например, могут быть люди, резко различающиеся своими убеждениями, моральными принципами. Характер формируется в процессе социализации человека в условиях включения его в различные социальные общности. От степени благоприятности сложившихся в них межличностных отношении во многом зависит формирование тех или иных черт характера — устойчивых форм поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями. В нетипичных ситуациях человек может проявить и несвойственныеему образцы поведения: вежливый — грубость, скромный — развязность и т. п. Известно много теорий, пытающихся связать проявление характера с особенностями внешнегооблика человека, его телосложения, почерка и т. д., но наиболее полное представление о человеке можно получить по его поступкам (сознательным, преднамеренным действиям, в которых он утверждает свое отношение к другим людям, самому себе, к миру в целом).
Именно в поступках как актах поведения проявляется характер, в них же он и формируется. Добрым и честным можно стать, только совершая добрые и честные поступки. С давних пор известна поговорка: " Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу". Таким образом, становление характера, происходящее в результате обучения и воспитания человека, обусловлено объективными обстоятельствами его жизненного пути, но сами эти обстоятельства могут изменяться под влиянием поступков человека. В результате он способен подняться над своим характером, изменить его, стать творцом самого себя.
Задание на практическое занятие:
1. Социализация личности. Психосоциальная концепция Э. Эриксона (стадии развития личности).
2. Психология юношеского возраста. 3. Теории темперамента:
-теории Гиппократа, И. Павлова, Кречмера и Шелдона.
4. Взаимосвязь понятий «темперамент» и «характер».
5. Как учитывать темперамент в процессе обучения и при выборе профессии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|