Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Особенности поведения личности: темперамент и характер.




Биологическим фундаментом, на котором формируется личность как социальный индивид, является темперамент.

Под темпераментом понимают совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую (от греч, dynamikos — сильный, подвижный) и эмоциональную стороны пове­дения и деятельности человека.

Из всех теорий, с глубокой древности пытавшихся объяснить сущ­ность темперамента, пожалуй, наиболее распространенной является си­стема И. Павлова, связавшая индивидуальные особенности темперамен­та с выделенными им основными свойствами нервной системы:

- силой — способностью нервной системы выдерживать сильные
раздражители, обусловливающей выносливость и работоспособ­ность нервных клеток;

— уравновешенностью, характеризующейся соотношением процес­сов возбуждения и торможения;

- подвижностью, которая определяется быстротой смены процес­сов возбуждения и торможения.

Своеобразное сочетание этих свойств образует 4 типа нервной си­стемы, каждый из которых соотносится с одним из 4 типов темпера­мента:

1. Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный) характери­зуется активностью, энергичностью действий, резкими, порыви­стыми движениями, их быстрым темпом. Склонен к резким сме­нам настроения, вспыльчив, нетерпим, подвержен эмоциональ­ным срывам, бывает агрессивным.

2. Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный) отличается активностью, общительностью. Быстро приспосабливается к новым условиям. Продуктивен при наличии интереса. Чувства у сангвиника легко возникают и легко сменяются, мимика подвиж­ная, выразительная,

3. Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный) трудно пере­ключается с одного вида деятельности на другой и приспосабли­вается к обстановке. Отличается низким уровнем психической ак­тивности. Чувства возникают медленно, но отличаются устойчи­востью, преобладает ровное, спокойное настроение.

4. Меланхолик (слабый тип ВНД) характеризуется низким уровнем
активности. Быстро утомляется, легкораним. Отличается склон­ностью глубоко переживать даже незначительные события при слабом внешнем выражении чувств. Сильные воздействия часто вызывают продолжительную тормозную реакцию.

В дальнейшем представления о темпераменте углубляются и рас­ширяются. Так, были выделены и другие свойства нервной системы — лабильность (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый), характери зующая скорость возникновения и прекращения нервных процессов, и динамичность (от греч. dynamis — сила), проявляющаяся в скорости и легкости выработки условных рефлексов.

Сопоставление свойств нервной системы и особенностей поведе­ния позволило выявить такие свойства темперамента, как реактив­ность — сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раз­дражители — и активность, показывающая, насколько активен чело­век в преодолении препятствий, в своих действиях и поступках.

При этом по соотношению активности и реактивности можно су­дить, от чего больше зависит деятельность человека — от случайных обстоятельств или от намеченных целей.

Были также выделены такие психические свойства:

- сензитивность, которая определяется величиной наименьшего раз­дражителя, необходимого длявозникновения психической реакции;

- пластичность и ригидность— гибкость, легкость приспособления
к новым условиям и, напротив, инертность, нечувствительность к
изменению условий;

-экстравертированность и интровертированность — направлен­ность личности на окружающий мир или на себя, на собственные переживания и мысли и др.

Стало ясно, что свойств нервной системы, а значит, и их комбина­ций значительно больше, но тем не менее рассмотренные выше типы темперамента могут служить обобщенной характеристикой индивиду­альных особенностей человека.

При этом следует учесть, что в чистом виде типы темперамента, как правило, не встречаются, и можно говорить только о преоблада­нии тех или иных его черт. Кроме того, нельзя сказать, что какой-либо тип темперамента лучше или хуже; каждый из них имеет досто­инства и недостатки.

Достоинствами холерика являются инициативность, энергичность, возможность мобилизовать значительные усилия в короткий проме­жуток времени. В то же время преобладание реактивности над активностью может привести к тому, что ему не хватит выдержки, тер­пения, особенно при достижении отдаленных целей. При неблаго­приятных условиях, отсутствии серьезных целей, невозможности творческой деятельности подвижность сангвиника, быстрота реак­ции могут проявиться в поверхностности и непостоянстве. Достоин­ство флегматика в том, что он может долго и упорно работать, но для того, чтобы включиться в этуработу, ему требуется значитель­ное время. Высокая чувствительность меланхолика, обеспечивающая глубину и тонкость чувств, оборачивается быстрой утомляемостью и зачастую повышенным уровнем тревожности, который может не­гативно повлиять на успешность деятельности.

Особенно ярко недостатки темперамента проявляются в экстре­мальных условиях, поэтому их следует учитывать в профессиях, которые предъявляют особые требования к динамическим и эмоцио­нальным качествам человека.

В нормальных условиях особенности темперамента, проявляясь в темпе и ритме деятельности, обусловливают своеобразие способов и путей, тактики действий, т. е. индивидуальный стильдеятельности. Выработав у себя индивидуальный стиль деятельности, в наиболь­шей степени отвечающий индивидуальным особенностям, человек может добиться высоких результатов.

Таким образом, исходные свойства темперамента не предопре­деляют, во что они разовьются — в достоинства или недостатки. Это зависит от воспитания и самовоспитании личности, в процессе кото­рых результаты развития позитивных свойств каждого типа темпе­рамента и компенсации недостатков закрепляются в характере чело­века. Темперамент лишь затрудняет или облегчает1 формирование тех или иных черт характера, являясь его природной основой.

Характер (от греч, character — печать, чеканка) - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складываю­щаяся и проявляющаяся в деятельностии общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Характер проявляется в системе отношений человека к окружа­ющей действительности, к которым прежде всего относятся:

отношение к другим людям э кстраверсия или интроверсия, прав­дивость или лживость, тактичность или грубость и т. п. ); отношение к делу (добросовестность или недобросовестность, трудолюбие или леность и т. п. );

отношение к себе (самокритичность или самоуверенность, скром­ность или самовлюбленность и т. п. );

отношение к собственности (аккуратность или неряшливость, бе­режливость или расточительство и г. п. ).

Таким образом, характер, определенным образом мотивируя по­ведение человека, тесно связан с направленностью личности. В то же время это не тождественные понятия: вежливыми и аккуратными, например, могут быть люди, резко различающиеся своими убежде­ниями, моральными принципами.

Характер формируется в процессе социализации человека в усло­виях включения его в различные социальные общности. От степени благоприятности сложившихся в них межличностных отношении во многом зависит формирование тех или иных черт характера — устойчивых форм поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями. В нетипичных ситуациях чело­век может проявить и несвойственныеему образцы поведения: веж­ливый — грубость, скромный — развязность и т. п.

Известно много теорий, пытающихся связать проявление харак­тера с особенностями внешнегооблика человека, его телосложения, почерка и т. д., но наиболее полное представление о человеке можно получить по его поступкам (сознательным, преднамеренным действи­ям, в которых он утверждает свое отношение к другим людям, само­му себе, к миру в целом).

Именно в поступках как актах поведения проявляется характер, в них же он и формируется. Добрым и честным можно стать, только совершая добрые и честные поступки. С давних пор известна пого­ворка: " Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привыч­ку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу".

Таким образом, становление характера, происходящее в резуль­тате обучения и воспитания человека, обусловлено объективными обстоятельствами его жизненного пути, но сами эти обстоятельства могут изменяться под влиянием поступков человека. В результате он способен подняться над своим характером, изменить его, стать твор­цом самого себя.

 

 

Задание на практическое занятие:

 

1. Социализация личности. Психосоциальная концепция Э. Эриксона

(стадии развития личности).

 

2. Психология юношеского возраста.

3. Теории темперамента:

 

-теории Гиппократа, И. Павлова, Кречмера и Шелдона.

 

4. Взаимосвязь понятий «темперамент» и «характер».

 

5. Как учитывать темперамент в процессе обучения и при выборе профессии.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...