Список использованной. И рекомендуемой литературы. Подготовка к практическим занятиям. Вопросы. . 1. Понятие о личности в психологии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ -Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1980, —Т. 1. — С- 162—170. -Бурлачук Л. Ф.. Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — К.: Наук, думка, 1989. — 200 с. Гпппенреппкр Ю. Б. --Введение в общую психологию. — М.: Изд-во МГУ, 1988. —С. 95—128. -Годфруа Ж. Что такое психология. — М. -. Мир, 1992. Гриншпун И. Б. Введение в психологию. — М,: Ин-тпрактич. психологии, 1996. — -Гроф С. За пределами мозга. — М., 1992. -Маслоу А. Психология бытия. — М.; К.: Ваклер, 1997. - Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М. -. Просвещение, 1986. —С. 5—62. -Основы психологи / За ред. О. В. Киричука, В. А. Роменця. — 2-ге вид. — К. -. Либидь, 1996. — 632 с. -Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990, — С. 26—28, 152—155. - СтоляренкоЛ. Д. Основы психологии. изд. »Феникс», 2002
Подготовка к практическим занятиям. Вопросы.
1. Фрейдизм. Общая хар-ка направления. 2. Структура личности по Фрейду. 3. Защитные механизмы, используемые психикой человека (Фрейд). 4. Теория психосексуального развития личности. 5. Бихевиоризм. Общая хар-ка направления и типов поведения (по Магваеру). 6. Хар-ка когнитивного направления. 7. Хар-ка гуманистического направления. 8. Направленность личности рамках гуманистической теории личности (пирамида потребностей А. Маслоу). 9. Личность в трансперсональной теории.
Тема 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Изучив данную тему, студент должен уметь: -раскрыть сходство и различие понятий " индивид", " личность", " индивидуальность"; -назвать существенные характеристики и движущие силы развития личности;
-выделить структурные компоненты личности; проанализировать сущность самосознания личности, ее направленности, - темперамент а, характера, способностей; показать взаимосвязь структурных компонентов личности и возможности их развития.
План.
1. Понятие о личности в психологии. 2. Особенности поведения личности: темперамент и характер.
Ключевые слова: Индивид, личность, индивидуальность, социализация, темперамент, характер, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. 1. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. Человек взаимодействует с действительностью на различных уровнях. Особенности этого взаимодействия зафиксированы в понятиях " индивид", " личность", " индивидуальность". Индивид (от лат. individuum — неделимое) — это отдельное живое существо, представитель биологического рода Homo Sapiens (лат. — человек разумный); носитель индивидуально своеобразных психофизических черт (задатков, типа ВНД и пр. ). Любой человек — индивид, независимо от уровня его физического и психического здоровья. Понятие " личность" характеризует человека как общественное существо. Это устойчивая система социально значимых качеств индивида, сформированных в совместной деятельности и общении с другими людьми. Таким образом, личность — социальное качество индивида, которое не может возникнуть вне общества. При этом процесс становления человека как личности в результате включенности его в различные общности (семью, школу, трудовой коллектив и пр. ) называют социализацией личности. Понятием " индивидуальность" определяется своеобразие природного и социального, психики и личности человека, которое проявляется в особенностях темперамента, характера, способностей, специфике потребностей и интересов, качествах познавательных и эмоционально-волевых процессов.
Итак, понятие " личность" тесно связана с понятиями " индивид" и " индивидуальность", но не тождественно им. Существенными характеристиками личности являются: —устойчивость, заключающаяся в последовательности и предсказуемости поведения личности, закономерности ее поступков; —целостность, обусловленная существованием устойчивой связи —активность, проявляющаяся в стремлении личности постоянно Источником активности личности являются потребности, под которыми понимают осознание и переживание человеком нужды в каких-либо объектах, необходимых для его существования и развития. Противоречия между потребностями и реальными возможностями их удовлетворения обусловливают включение человека в общественные отношения и тем самым являются движущей силой развития его личности. Понять, что такое личность, можно только посредством изучения реальных социальных связей и отношений, в которые вступает человек. Учитывая многогранность и своеобразие этих связей, к структуре личностивыделяют три уровня ее характеристик, которые следует рассматривать в единстве. На первом, внутрииндивидном уровне личность рассматривается как система качеств индивида, представленных прежде всего в направленности, темпераменте, характере, способностях. При этом направленность ориентирует деятельность и общение человека. Способности обеспечивают их успешность. Характер определяет содержание поведения человека, его поступков по отношению к другим людям. Темперамент оказывает влияние на форму выражения отношений личности в поведении человека. На межиндивидном уровне личность характеризуется в системе ее межличностных связей. Характеристики личности на надындивидном уровне обусловлены тем воздействием, которое она оказывает на других людей, причем не только вовремя непосредственного взаимодействия, но и после него. Человек может вообще уйти из жизни, но продолжает " жить" в других. Следует отметить, что личность воспринимает сама себя, знает и чувствует как " Я", Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает свою личность, свое " Я'", называют
самосознанием личности, а сложившуюся в результате систему представлений о себе — Я-образом. Я-образ включает в себя три компонента: - познавательный (когнитивный) — представление о своих способностях, внешности, социальном положении и пр.; - эмоционально-оценочный — самоуважение, самокритичность, - поведенческий (волевой) — стремление повысить самооценку, Я-образ складывается в совместной деятельности и общении, прежде всего в семье, посредством выделения человеком в других их особенностей, качеств и сопоставления их с собой. На основе сложившихся представлений, которые могут не соответствовать действительности, человек строит свое взаимодействие с окружающим миром. Степень адекватности Я-образа можно выяснить при изучении самооценки личности, т. е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. От самооценки зависяткритичность, требовательность личности к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Исследованиями подтверждено, что уровень своих притязаний личность устанавливает так, чтобы сохранить неизменной свою самооценку. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к нарастанию эмоционального напряжения и подключению механизмов психологической защиты, которые не допускают в сознание нежелательную информацию, искажая восприятие действительности. Если человек, относясь к себе в целом положительно, осознает свои недостат ки в результате соотнесения Я-образа с реальными проявлениями своей личности, он может стать на путь их преодоления, самосовершенствования. Человек может изменить свои поступки; в то же время новые поступки преобразуют его самосознание, а значит, и жизнь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|