Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список использованной. И рекомендуемой литературы. Подготовка к практическим занятиям. Вопросы. . 1. Понятие о личности в психологии.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

-Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.: Педаго­гика, 1980, —Т. 1. — С- 162—170.

-Бурлачук Л. Ф.. Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — К.: Наук, думка, 1989. — 200 с. Гпппенреппкр Ю. Б. --Введение в общую психологию. — М.: Изд-во МГУ, 1988. —С. 95—128.

-Годфруа Ж. Что такое психология. — М. -. Мир, 1992. Гриншпун И. Б. Введение в психологию. — М,: Ин-тпрактич. психоло­гии, 1996. — -Гроф С. За пределами мозга. — М., 1992.

-Маслоу А. Психология бытия. — М.; К.: Ваклер, 1997.

- Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М. -. Просвещение, 1986. —С. 5—62.

-Основы психологи / За ред. О. В. Киричука, В. А. Роменця. — 2-ге вид. — К. -. Либидь, 1996. — 632 с.

-Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990, — С. 26—28, 152—155.

- СтоляренкоЛ. Д. Основы психологии. изд. »Феникс», 2002

 


Подготовка к практическим занятиям. Вопросы.

 

 

1. Фрейдизм. Общая хар-ка направления.

2. Структура личности по Фрейду.

3. Защитные механизмы, используемые психикой человека (Фрейд).

4. Теория психосексуального развития личности.

5. Бихевиоризм. Общая хар-ка направления и типов поведения (по Магваеру).

6. Хар-ка когнитивного направления.

7. Хар-ка гуманистического направления.

8. Направленность личности рамках гуманистической теории личности (пирамида потребностей А. Маслоу).

9. Личность в трансперсональной теории.   

 

 

Тема 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Изучив данную тему, студент должен уметь:

-раскрыть сходство и различие понятий " индивид", " личность", " индивидуальность";

-назвать существенные характеристики и движущие силы разви­тия личности;

-выделить структурные компоненты личности; проанализировать сущность самосознания личности, ее направ­ленности, - темперамент а, характера, способностей; показать взаимосвязь структурных компонентов личности и воз­можности их развития.

 

 

План.

 

1. Понятие о личности в психологии.

2. Особенности поведения личности: темперамент и характер.

 

Ключевые слова:

Индивид, личность, индивидуальность, социализация, темперамент, характер, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

1. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.


Человек взаимодействует с действительностью на различных уровнях. Особенности этого взаимодействия зафиксированы в поня­тиях " индивид", " личность", " индивидуальность".

Индивид (от лат. individuum — неделимое) — это отдельное живое существо, представитель биологического рода Homo Sapiens (лат. — человек разумный); носитель индивидуально своеобразных психофизических черт (задатков, типа ВНД и пр. ).

Любой человек — индивид, независимо от уровня его физического и психического здоровья.

Понятие " личность" характеризует человека как общественное существо. Это устойчивая система социально значимых качеств ин­дивида, сформированных в совместной деятельности и общении с другими людьми.

Таким образом, личность — социальное качество индивида, ко­торое не может возникнуть вне общества. При этом процесс станов­ления человека как личности в результате включенности его в раз­личные общности (семью, школу, трудовой коллектив и пр. ) называ­ют социализацией личности.

Понятием " индивидуальность" определяется своеобразие при­родного и социального, психики и личности человека, которое про­является в особенностях темперамента, характера, способностей, специфике потребностей и интересов, качествах познавательных и эмоционально-волевых процессов.

 


 

Итак, понятие " личность" тесно связана с понятиями " индивид" и " индивидуальность", но не тождественно им.

Существенными характеристиками личности являются:

—устойчивость, заключающаяся в последовательности и предсказуемости поведения личности, закономерности ее поступков;

—целостность, обусловленная существованием устойчивой связи
и тесным взаимодействием всех сторон личности;

—активность, проявляющаяся в стремлении личности постоянно
расширять сферу своей деятельности, не только приспосабливаясь
к ситуации, но и преобразуя ее.

Источником активности личности являются потребности, под ко­торыми понимают осознание и переживание человеком нужды в ка­ких-либо объектах, необходимых для его существования и развития.

Противоречия между потребностями и реальными возможностями их удовлетворения обусловливают включение человека в обществен­ные отношения и тем самым являются движущей силой развития его личности.

Понять, что такое личность, можно только посредством изучения реальных социальных связей и отношений, в которые вступает чело­век. Учитывая многогранность и своеобразие этих связей, к структуре личностивыделяют три уровня ее характеристик, которые следует рассматривать в единстве.

На первом, внутрииндивидном уровне личность рассматривается как система качеств индивида, представленных прежде всего в на­правленности, темпераменте, характере, способностях. При этом на­правленность ориентирует деятельность и общение человека.

Способности обеспечивают их успешность. Характер определяет содержание поведения человека, его поступков по отношению к дру­гим людям. Темперамент оказывает влияние на форму выражения отношений личности в поведении человека.

На межиндивидном уровне личность характеризуется в системе ее межличностных связей.

Характеристики личности на надындивидном уровне обусловле­ны тем воздействием, которое она оказывает на других людей, при­чем не только вовремя непосредственного взаимодействия, но и пос­ле него. Человек может вообще уйти из жизни, но продолжает " жить" в других.

Следует отметить, что личность воспринимает сама себя, знает и чувствует как " Я", Совокупность психических процессов, посред­ством которых индивид осознает свою личность, свое " Я'", называют


самосознанием личности, а сложившуюся в результате систему пред­ставлений о себе — Я-образом.

Я-образ включает в себя три компонента:

- познавательный (когнитивный) — представление о своих способ­ностях, внешности, социальном положении и пр.;

- эмоционально-оценочный — самоуважение, самокритичность,
самоуничижение, себялюбие и т. п.;

- поведенческий (волевой) — стремление повысить самооценку,
уважение и т. п.

Я-образ складывается в совместной деятельности и общении, прежде всего в семье, посредством выделения человеком в других их особенностей, качеств и сопоставления их с собой. На основе сло­жившихся представлений, которые могут не соответствовать дей­ствительности, человек строит свое взаимодействие с окружающим миром. Степень адекватности Я-образа можно выяснить при изуче­нии самооценки личности, т. е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. От самооценки зависяткритичность, требовательность личности к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит пе­ред собой. Исследованиями подтверждено, что уровень своих при­тязаний личность устанавливает так, чтобы сохранить неизменной свою самооценку. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к нарастанию эмоционального напря­жения и подключению механизмов психологической защиты, кото­рые не допускают в сознание нежелательную информацию, искажая восприятие действительности.

Если человек, относясь к себе в целом положительно, осознает свои недостат ки в результате соотнесения Я-образа с реальными про­явлениями своей личности, он может стать на путь их преодоления, самосовершенствования. Человек может изменить свои поступки; в то же время новые поступки преобразуют его самосознание, а зна­чит, и жизнь.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...