Ж. Даниелу. Богословие иудеохристианства. Глава XII. Крещение и Евхаристия.
Ж. Даниелу. Богословие иудеохристианства. Глава XII. Крещение и Евхаристия. Богослужение - это, несомненно, та область в христианской Церкви, где иудеохристианство укоренилось наиболее глубоко. Полвека назад иудейское происхождение христианского богослужения, как правило, оспаривалось, а в христианских таинствах видели отголоски эллинистических мистерий. Сегодня ситуация полностью изменилась, особенно в свете кумранских открытий. Sitzim Leben первохристианской литургии следует, прежде всего, искать в богослужебных обычаях иудейских общин ессейского движения. Именно там имелись аналогичные практики крещальной инициации, евхаристического обряда, часов молитвы и праздничных обрядов. В эллинистической Церкви большая часть иудейских обычаев была отброшена, а оставленная часть получила новое символическое толкование. Но усвоение семитских представлений греческим миром вызвало их глубокое изменение. Так, живая вода перестала быть необходимым условием крещения, Евхаристия была отделена от вечери, последовательность литургического года была перевернута греко-римским календарем, практика духовного брака стала подозрительной. Из документов или других артефактов, особенно происходящих из сирийской среды, мы можем обнаружить некоторые исчезнувшие черты, которые придают иудеохристианской литургии ее собственный характер: именно на этих чертах мы поставим акцент, указывая этим иудеохристианское происхождение существующей богослужебной практики. На самом деле здесь следовало бы говорить скорее о иудеохристианских " литургиях", чем об одной " литургии". Действительно, как показал Баумштарк, литургическое развитие шло от разнообразия к единству. В каждой иудеохристианской группе существовали свои литургические обычаи, что особенно заметно из текстов, где говорится о сохранении или, наоборот, отвержении иудейских обычаев субботы и обрезания. Поэтому мы не будем обобщать в единый комплекс иудеохристианства всё, что имеется в текстах, но попробуем выявить путем сопоставлений древнейшие элементы палестинского богослужения Иерусалима. Сначала мы рассмотрим богословие таинств, исходя из иудеохристианских текстов.
Христианская инициация Очевидно, что христианское крещение связано с иудейским крещальным движением, ибо оно прямо восходит к крещению Иоанна Крестителя, которое в свою очередь зависит от иудейской среды. По-видимому, в разные исторические периоды могли использоваться различные иудейские традиции крещения. Так крещение Иоанна Крестителя, прежде всего, было связано с эсхатологическими пророчествами об излиянии живых вод, как показал Lampe, однако не исключена его связь и с ессейской инициацией, то есть первым участием в ритуальном омовении общины. Поэтому трудно отрицать связь христианского крещения с баптизмальным движением в Палестине I века. Впрочем, не исключено, что христианское крещение заимствовало некоторые обычаи из крещения иудейских прозелитов. Здесь мы собираемся исследовать не иудейские корни крещения, с чем все согласны, но те обычаи, которые использовались при крещении в иудеохристианской среде, а позже были либо сохранены, либо потеряны. Во-первых, отметим существование некоего подготовительного наставления. Оно могло вначале быть очень кратким. Так в Деяниях Филиппу достаточно перед крещением в живой воде потока объяснить евнуху царицы Кандакии главу из пророка Исайи (8, 35-36). Хотя влияние иудейских практик на древнейшую практику незаметно, но оно обнаруживается при изучении самой ранней формы установленных Христом таинств, в Дидахэ. Оно открывается Трактатом о двух путях, который есть не что иное, как подготовительное оглашение к крещению. Он оканчивается такими словами: " Что же касается крещения, крестите так, сказав предварительно все предшествующее" (VII, 1).
Климентовы Узнавания уточняют, как проходила эта подготовка: " Пусть тот, кто желает креститься, приблизится к Закхею, и он даст ему свое имя и введет его в таинства Царства. Пусть он приготовится к частым постам и испытанию себя. И по истечении трех месяцев он будет крещен" (3, 67). Этот текст сообщает новые данные: оглашение должно совершаться три месяца и сопровождаться постом и испытанием своих расположений. Это дальнейшее развитие крещальной практики по сравнению с Дидахэ, которое, тем не менее, остается иудеохристианским. Три месяца говорят о древнейшей форме оглашения. В Одах Соломона есть увещание к оглашаемым, которое произносилось в самом начале оглашения (8). Конечно, это подготовительное оглашение было необходимо для того, чтобы стать иудеем. Естественно, что оно вдохновлялось теми институциями, какие мог предложить иудаизм, а именно практикой крещения иудейских прозелитов и ессейской инициацией. Крещение прозелитов сопровождалось подготовительным наставлением, о котором мы очень мало знаем. Лучше известна описанная в Дисциплинарном Уставе инициация в садокитскую общину. Здесь желающий войти в общину должен сначала в течение года выслушивать наставление, и лишь после этого он допускался к ритуальному омовению (7, 13-23). Однако у ессеев были и свои особенности: в Кумране надписание, торжественная клятва и допуск к вечери совершалось только после второго года испытания. Но есть, по крайней мере, три сходных черты. Кроме этого, Апостольское Предание, которое в начале III века сохранило более древние установления, знает испытание перед допуском к оглашению, как и в Кумране. Самым примечательное здесь — это само содержание докрещального оглашения. Документы позволяют нам реконструировать его основные элементы и установить его иудейское происхождение. Первый текст - это Дидахэ. Он начинается изложением учения о двух путях: " Два есть пути, один – жизни и другой – смерти" (1, 1). Затем объявляется путь жизни: " Во-первых, возлюби Бога, сотворившего тебя, во-вторых, ближнего своего как самого себя", а второе правило: " Все, что ты не хочешь, чтобы произошло с тобою и сам другому не делай" (1, 2). Псевдо-Варнава во второй части Послания излагает трактат о двух путях. Он уточняет, что " на одном пути поставлены светоносные ангелы Божии, на другом ангелы сатаны" (18, 1). Первая заповедь — " люби своего Создателя" (19, 1). 1 Послание Климента в главе 13 это учение возводит к Господу: " Милуйте, чтобы быть помилованными, отпускайте, дабы вам было отпущено, как вы делаете, так и вам будут делать, как даете, так и вам дано будет, какой мерой мерите, такой отмерят вам" (13, 2).
С другой стороны Климент Александрийский в конце Педагога дает краткое обобщение христианской морали, которое начинается цитатой 1 Петра 1, 17-19 и 4, 4 (3, 12). Затем идет аллюзия на крещение и говорится об учении, которое преподается духовно незрелым, а именно вначале рассказывается о двух путях: " Я поведу тебя в путь спасения; отвратись от путей неправды", далее излагается путь доброй жизни, оканчивающийся золотым правилом: " Что ты хочешь, чтобы тебе делали люди, делай себе". Все " можно свести к двум заповедям: возлюби Господа всем сердцем своим, всей душой и всеми силами своими; и ближнего твоего как себя самого". Наконец, Климент детально излагает заповеди согласно Закона и Евангелия. Наконец Климентовы Гомилии дают нам другой пример — крещальное оглашение Петра жителям Тира. Сначала дается учение о двух духах: " Бог, сотворивший все, изначала наложил этот закон двум противным князьям, справа и слева…" (7, 3). Тиряне следовали до этого пути смерти; теперь они могут вернуться к жизни, если исполнят предписания: " Молиться Богу; воздерживаться от идоложертвенного; не вкушать мертвечины; не касаться крови; очищаться омовениями", и кратко говоря: " Блага, которые каждый желает для себя, пусть равно делает ближнему: не хочешь быть убитым, не убивай; не хочешь, чтобы твоя жена была совращена, не прелюбодействуй сам; не хочешь быть обкраденным, не воруй" (7, 4). Затем следует второе оглашение, уже сидонянам, которое начинается трактатом о двух путях (7, 7) и затем даются предписания (7, 8).
Моллард отметил что содержание предписаний первого текста соответствует решению Апостольского собора, хотя оно и несколько более строго. Следовательно, это решение использовалось в некоторых группах в качестве огласительной инструкция. Но очень быстро ритуальный характер его предписаний стал непонятным, и их стали понимать больше в моральном плане, что мы видим в других местах Климентовых писаний (Узн. 4, 36). Однако следы первичного ритуального аспекта продолжали существовать. Так, в Дидахэ говорится о воздержании от идоложертвенного (6, 3), что есть архаичный след. Моллард отметил, что " к этому небольшому моральному трактату гораздо позже добавили золотое правило". Оно также встречается в Климентовых писаниях (Гом. 2, 6; 12, 32; Узн. 8, 56). Понятно, что все эти тексты относятся к общему типу предкрещального наставления. Все элементы его — иудеохристианские (как и апостольское решение) или иудейские. Учение о двух путях имелось в кумранском оглашении, иего другие элементы также важны. Сначала мы встречаем золотое правило: " Что не хочешь, чтобы делали тебе, не делай другим". Эта формула есть в Новом Завете, ее нет в Ветхом; но была сформулирована Гиллелем и служит правилом всей морали для иудейского оглашения. Наконец, формула о двух заповедях (Мф. 22, 37-39) группирует вместе Втор. 6, 5 и Лев. 19, 18. Эта группировка было произведена в иудаизме и составляла часть " шема" и иудейского оглашения, а позже ее повторил Новый Завет. Последующая традиция содержит не только специфически христианские данные, взятые в основном из Нагорной проповеди, но и материал еврейского происхождения, например, ссылки на простоту (α π λ ό τ η ς ), что близко ессеям (Варн. 19, 2). Часто евангельский материал вставлялся в иудейскую шема, что видно в тексте Климента Римского. Формулы вдохновлены Евангелием, но сгруппированы согласно правилу рабби Гиллеля. По мнению Массо, " все это приводит нас к мысли, что Климент черпал из источника, который использовали и редакторы евангелия от Матфея — из какого-то оглашения, в котором кратко излагалось все учение Христа". Климент Александрийский начинает цитированием 1 Петра — типично христианского оглашения, но затем все обобщает в виде шема двух путей. Всё это приводит нас к заключению: в апостольские времена существовало чисто христианское оглашение, элементы которого дает нам Новый Завет, 1 Петра и Павловы Послания; но позже в иудео-христианской среде и в Палестине желали организовать это оглашение согласно общей и простой норме; для этого иудеохристиане заимствовали формат иудейского оглашения, то есть учение о двух путях. Таким образом, можно говорить о том, что использование иудейской шема с двумя путями, золотого правила, двух заповедей – это установление не апостольское, но специфически иудеохристианское.
Подготовка к крещению включала, таким образом, подготовительное наставление, иудейский характер которого очевиден. Кроме того наставление имело и аскетический аспект. Многие тексты содержат предписание о посте. Дидахэ: " Прежде крещения да постится крещающий и крещаемый, и если могут, некоторые другие. Вели же обязательно поститься крещаемому день или два до крещения" (7, 3). Апология Иустина говорит о том же: " Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ним, тех учат, чтобы они с молитвой и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними" (1 Апол. 61, 2). Кроме поста текст Иустина удостоверяет нас в существовании предкрещального оглашения, которое, кажется, завершалось обещанием. В тексте Иустина имеется в виду общее наставление, а не непосредственное приготовление к крещению. О первоначальном наставлении упоминается и в Климентовых Узнаваниях 3, 67. Обещание было началом непосредственного приготовления. Эта практика продолжалась в сирийской Церкви, где отрицание сатаны и сочетание Христу совершалось в начале Поста, перед непосредственным приготовлением. Она совпадала с написанием имен, о котором говорят Климентовы Узнавания 3, 67; оно тоже сохранилось в сирийской Церкви и совершалось в начале Поста. По Иустину непосредственное приготовление состояло из поста и молитв. Вообще пост – это иудейское установление, но предкрещальный пост также был у иудеев, поскольку о нем говорится в псевдо-климентовых писаниях. Его восприняли и иудеохристиане. Мы уже цитировали Узн. 3, 67: " Пусть после того как получит имя, он изучает таинства Царства. Пусть он привыкает к частым постам и испытывает себя, по крайней мере, три месяца... " Интересно и другое место в Узнаваниях. Мать двух юношей хочет немедленного крещения. Петр отвечает: " Пусть она постится хотя бы один день до крещения, потому что она одним своим словом уверила меня в своей вере, иначе ее нужно было бы наставлять в течение нескольких дней" (7, 34). Таким образом, обычная подготовка длилась три месяца. Петр счел нужным ее сократить, но нужен хотя бы один день поста. О минимальном дне поста перед крещением говорит и Дидахэ (7, 4). Для чего был необходим этот пост? Узнавания добавляют: " и пусть испытывает себя" (3, 67). Иустин говорит, что он нужен для " прощения грехов" (1 Апол. 61, 2). Ясно, что пост в то время связывали с очищением, причем не только с внутренним обращением от греха, но и с изгнанием демонов. Такое же понимание было и у язычников. Псевдо-Варнава пишет: " Прежде чем мы уверовали Богу, мы были жилищем демонов" (16, 7). Мы согласны с Бенуа: " иудаизм приписывал посту силу изгонять демонов. Перед нами источник позднейшего крещального экзорцизма". Иустин ассоциировал пост с молитвой, что напоминает Мф. 17, 21: " Сей бес изгоняется только молитвой и постом". Остался последний подготовительный элемент. Мы видели, что Климент Александрийский писал о двух путях: " Я поведу тебя в благой путь: отстань от путей заблуждения". А Иустин говорит, что до крещения давался обет соблюдать предписания, для которого оглашаемые отрицались идолов и поклонялись Христу. Пастырь Ерма после учения о двух духах заключает: " хорошо следовать ангелу доброму и удаляться от ангела злого" (Запов. 6, 2, 9). Выражение Ерма стало техническим термином для отрицания сатаны и ангелов его в предкрещальных обрядах, о чем говорит Тертуллиан (Spest., 4). Это напоминает обряд отрицания сатаны и поклонения Христу, который в конце II века стал уже античной традицией. В обряде сирийской Церкви отрицание сатаны и поклонение Христу сопровождалось простиранием рук, о чем, по мнению Бернара, говорится в начале одной из Од Соломона: " Воздел я руки свои к небу по милости Господней" (21, 1) и о чем позже скажет Кирилл Иерусалимский. Этот жест не тот же, что и позже распространенный жест молитвы. Отметим также, что св. Василий приводит обряд отрицания сатаны среди π α ρ α δ ό σ ε ι ς (О Св. Духе, 27) — преданий, которые у отцов Церкви обозначали то, что сохранилось с апостольских времен. У нас есть два основания утверждать, что этот обряд был связан с Кумранской общиной. Во-первых, в Дисциплинарном Уставе сказано, что присоединению к общине предшествовала двойная клятва: " Пусть он обяжется клятвой обратиться к закону Моисея" и " пусть он обяжется заветом отделиться от всех людей нечистоты". Это подтверждает и Иосиф (Иуд. война, 2, 8, 7). Это самая близкая аналогия обряду отрицания сатаны и поклонения Христу, которая нам известна. Во-вторых, мы видели, что Ерма связывает технический термин α π ο τ ά σ σ ε ι ν с ессейским учением о двух ангелах, и возможно, что сама формула отрицания происходит из ессейского обряда. Только содержание обета изменено: теперь не " Закон Моисея", а " обучающие предписания". Итак, мы увидели, что иудеохристианские тексты содержат целую группу подготовительных обрядов: составленного на основании шема о двух путях нравственного учения; времени поста; обещания соблюдать предписания и разорвать с прежней жизнью. Эта группа встречается в своих существенных чертах и в некоторых деталях в кумранском Дисциплинарном Уставе, повторяясь между двумя степенями инициации. Нам кажется обоснованным вывод, что именно эта группа обрядов была усвоена иудеохристианами Палестины для организации подготовки к крещению, причем и само крещение было связано с кумранской сектой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|