Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тактико-технические данные некоторых миноносцев русского флота




Тактико-технические данные некоторых миноносцев русского флота

 

Название Скорость, уз. Водоизме­щение, т Размерения, м (длина, ширина, осадка) Вооружение Экипаж, офицеров / матросов Год вступления в строй
" Взрыв" 13, 5 134, 3 39, 62 4, 87 3, 1 1 т. ап., 4-37 мм оруд. 1/20
" Батум" 22, 6 48, 4 30, 6 3. 8 1. 9 2 т. ап., 1-37 мм оруд. 3/18
" Поти" 18, 5 38. 3 3, 68 2. 03 2 т. ап., 2-37 мм оруд. 1/15
" Або” 87, 5 39 4, 8 2, 05 2 т. ап., 2-37 мм оруд. 2/19
" Сунгари" 19, 5 152, 5 47, 3 4, 96 2, 36 3 т. ап., 3-37 мм оруд. 1/20
" Адлер” 26, 5 46, 9 5, 1 2, 0 3 т. ап., 2-37 мм оруд. 2/23
" Пернов" 25, 46 42, 0 4, 52 2, 06 3 т. ап., 2-37 мм оруд. 2/22  
№214 (типа " Циклон" ) 26, 9 45, 08 4, 91 1, 45 1 двухтрубный т. ап., 2-47 мм оруд. 2/27


Уже после постройки «Батума» в России возникла идея создания миноносцев-крейсеров. Она получила осуществление в 1886 г., когда был построен минный крейсер «Лейтенант Ильин» для Балтийского моря, а в 1889 г. – «Капитан Сакен» для Черного моря. Оба корабля имели легкую 20 мм покатую броневую палубу над машинными и котельными отделениями, а выше ее, вдоль бортов коффердамы, набитые целлюлозой. «Лейтенант Ильин» при водоизмещении 700 т развивал скорость до 19, 3 узла и был вооружен 5 47-мм, 12 37-мм орудиями и 7 торпедными аппаратами. «Капитан Сакен» при водоизмещении 600 т развивал скорость 18, 3 узла и имел 6 47-мм и 4 37-мм орудий, а также 3 торпедных аппарата[97].
В 1890 г. в Германии заказали для Черноморского флота минный крейсер «Казарский»[98]. По его типу в 1892 г. были построены «Посадник» и «Воевода»[99], а в 1893 г.
– «Гайдамак», «Всадник», «Гридень»[100]. В 1896 г. был спущен на воду «Абрек». Эти крейсеры не имели броневой палубы, их защита осуществлялась углем в бортовых ямах[101]. С постройкой «Абрека» строительство минных крейсеров прекращается, так как они не удовлетворяли в полной мере требованиям «истребителей миноносцев», потребность которых во флоте уже была осознана. Таким образом, уже на первом этапе своего развития, во второй половине 70-х – первой половине 90-х гг. XIX в., миноносный флот России превращался в грозное оружие, воплощая в себе все новейшие достижения науки и техники. Россия стала второй после Англии военно-морской державой, которая начала строить для своего флота контрминоносцы (эскадренные миноносцы). Создание эскадренных миноносцев было главным содержанием второго этапа в развитии миноносного флота России в конце XIX – начале XX в. Начало этого процесса было положено заказом в Англии в 1895 г. фирме Ярроу контрминоносца, являющегося усовершенствованным типом миноносца «Хавок»[102]. Истребитель, получивший название «Сокол», вызвал большой интерес в военных кругах как в России, так и за границей. Он впервые был построен из никелевой стали, благодаря чему имел выигрыш в весе корпуса. При водоизмещении 240 т (главные размерения 58 м, ширина 5, 64 м, осадка 2, 13 м) и мощности механизмов 4400 л. с., он на трехчасовом испытании развил скорость 29, 7 узла; имел запас угля для котлов 53 т, вооружение – одно 75-мм орудие, три 47-мм и два однотрубных торпедных аппарата[103]. Успех «Сокола», с которым не мог идти в сравнение ни один из имевшихся в Российском флоте миноносцев и минных крейсеров, побудил к немедленному развертыванию постройки истребителей на отечественных верфях[104].

При всесторонних испытаниях «Сокола» высшие чины морского ведомства и ведущие морские инженеры пришли к выводу, что на предполагавшихся к постройке на отечественных заводах кораблях данного типа необходимо усиление корпуса и более надежное отопление котлов. По настоянию Морского технического комитета водоизмещение корабля увеличили на 12 т, что позволило сделать листы обшивки и средней части до 7, 5 мм. Мощность энергетической установки была несколько снижена, с 4400 до 3800 л. с., что должно было обеспечить скорость полного хода не менее 26, 5 узлов и впоследствии подтвердилось на испытаниях[105]. На миноносцах типа «Сокол» одними из первых в мире были произведены опыты с нефтяным отоплением, но они оказались неудовлетворительными и котлы пришлось переделать на уголь. Всего по типу «Сокола» на отечественных заводах было построено 26 кораблей.
Видный русский ученый и флотоводец С. О. Макаров выступал за усиление торпедного вооружения на миноносцах типа «Сокол»: он предлагал ставить торпедные аппараты не однотрубные, а двухтрубные[106]. К сожалению, миноносцы данного типа отличались ненадежными механизмами.

Основные элементы минных крейсеров в России до русско-японской войны 1904-1905 гг.

 

Название Год постройки Место постройки Водоизме­щение, т

Размерения

Мощность энерг. уст., л. с. Скорость, уз. Вооружение, число-капибр
        длина, м ширина, м осадка, м      
" Лейтенант Ильин" СПб., Балтий­ский завод 69, 2 7, 3 3, 3 5-47 12-37 7 т. ап.
" Капитан Сакен" Николаев 64, 0 7, 3 3, 3 18, 5 6-47 4-37 4 т. ап.
" Казарский" Германия, Шихау 7, 3 3, 3 6-47 3-37 2 т. ап.
" Посадник”                
" Воевода"                
" Гайдамак” Финляндия, Або 64, 6 7, 6 3, 0 2-75 4-47 2-37 2 т. ап.
" Всадник"                
" Гридень" Николаев, Або              
" Абрек"                


Надо сказать, что в целом миноносцы, построенные на отечественных заводах, как правило, по качеству сборки и надежности энергетических установок уступали кораблям подобного типа, собранным на иностранных заводах. Как отмечал С. О. Макаров, «Миноносец «Сокол» и построенные по его типу в России стоят почти одинаково, но сравнить их нельзя, потому что наши миноносцы пошли на 3 узла меньше, чем «Сокол» и, кроме того, у последнего машины выделаны чрезвычайно тщательно и потому выдерживают полный ход, что нельзя сказать про наши миноносцы, построенные в России»[107].
Это было связано с более слабой научно-технической базой в России в сравнении с передовыми европейскими странами. Русские заводы и по техническому оснащению, и по культуре производства уступали кораблестроительным заводам Франции, Германии и Англии, а постройка миноносцев требовала очень высокой культуры производства, более высокой, чем при строительстве кораблей других классов. Специфика этих скоростных кораблей состояла в возможно более облегченной, доходившей до опасных пределов конструкции корпуса, в строгой весовой дисциплине постройки и эксплуатации, поскольку даже незначительная перегрузка не позволяла достичь контрактной скорости, а также в применении столь же облегченных, как и корпус, главных механизмов. К их изготовлению предъявлялись повышенные требования точности, чистоты обработки, тщательной сборки и бережной эксплуатации[108]. Из-за очень высоких требований при постройке стоимость миноносца в пересчете на единицу водоизмещения была значительно выше, чем кораблей других типов, что подтверждается данными, приведенными в таблице.
Стоимость одного пуда металла целого судна с машиной, котлами, общим снаряжением и прочим у миноносца «Пронзительный» составляла 30 рублей, у крейсера «Громобой» она была значительно ниже и составляла 20 рублей[110].
В конце XIX в. русский военно-морской флот рос очень быстро. В связи с активной внешней политикой России на Дальнем Востоке требовался мощный флот на Тихом океане. Русское Морское министерство в расширение программы 1895 г. приняло дополнительную судостроительную программу для Тихого океана, которая была утверждена Николаем II 20 февраля 1898 г. Она требовала чрезвычайного ассигнования в 90 миллионов рублей[111]. Программа получила название: «Для нужд Дальнего Востока». По этой программе намечалось построить для Тихоокеанского флота 5 эскадренных броненосцев, 16 крейсеров, 2 минных заградителя и 36 эскадренных миноносцев[112].
Для постройки эскадренных миноносцев в рамках данной программы Морским техническим комитетом была разработана «Программа для составления проектов эскадренного миноносца до 350 тонн». Эта «Программа», разработанная Морским техническим комитетом в апреле 1898 г., определяла основные требования к «эскадренному миноносцу», хотя такого класса в то время в составе флота еще не существовало[113]. На основании требований этой программы в том же 1898 г. были заключены контракты на постройку миноносцев на заводах братьев Лэйрд («Сом»), Нормана («Форель» и «Стерлядь»), Форш и Шантье («Осетр», «Кефаль» и «Лосось») и Ф. Шихау («Кит», «Скат», «Дельфин», «Касатка»), Морское министерство еще в 1898 г. признало проект немецкой фирмы наиболее отвечающим требованиям Морского технического комитета[114].
Основные спецификационные данные указанных миноносцев были следующими. «Сом»: длина между перпендикулярами 63, 9 м, ширина 6, 45 м, осадка средняя 1, 87 м, наибольшая 2, 85 м, скорость при полном водоизмещении 27 узлов, водоизмещение 350 т[115]. Миноносцы фирмы Шихау: длина между перпендикулярами 61 м, наибольшая ширина 7 м, осадка средняя 1, 8 м, скорость 27 узлов, водоизмещение 350 т[116]. Миноносцы фирм Нормана и «Форш и Шантье»: длина между перпендикулярами по грузовой ватерлинии 56, 6 м, наибольшая ширина 6, 3 м, углубление в средней части 1, 97 м, водоизмещение 312 т, скорость 26 узлов[117].
Артиллерийское вооружение было у всех одинаково: 1 75-мм и 5 47-мм орудий. Торпедное вооружение: фирмы Шихау – 3 торпедных аппарата (запас 6 торпед), у остальных – 2 торпедных аппарата. Все миноносцы на испытаниях превышали контрактную скорость: например, «Осетр» дал 27, 86 узла вместо 26 по контракту[118]. Миноносцы постройки Шихау обладали лучшей мореходностью за счет развитого полубака. На кораблях других фирм его не было[119].

Стоимость одного пуда металла в работе[109]

 

Названия кораблей Машина Котлы
Броненосец «Пересвет» 21 р. 73 к. 14 р. 20 к.
Крейсер «Громобой» 25 р. 62 к. 14 р. 26 к.
Миноносец «Пронзительный» 45 р. 05 к. 23 р. 03 к.


Миноносцы фирм Нормана, «Форш и Шантье» были практически однотипны, главная их разница заключалась в том, что на миноносцах фирмы «Форш и Шантье» машины были другой системы, что в свою очередь вызвало разницу в устройстве люков и трубопроводов[120], причем не в лучшую в сравнении с миноносцами Нормана сторону: отсутствие на «Осетре» люка над цилиндрами, как это было устроено на эскадренных миноносцах постройки Нормана, затрудняло доступ к цилиндрам машины[121]. В отношении трубопровода при эксплуатации миноносца комиссией по приемке миноносца было отмечено: «Трубопровод же весь крайне бестолково и неудобно расположен и загромождает машины. В кочегарнях же трубопровод просто безобразен. Никакого сравнения с миноносцами завода Нормана, где все удобно и очень с большим расчетом расположено, все клапаны и краны вполне доступны»[122].

Миноносцы фирм Нормана, «Форш и Шантье» в своей конструкции сохраняли многие, характерные для французского судостроения экзотические решения. Так, руль устанавливался далеко впереди гребных винтов и существенно ниже основной линии, что исключало возможность его обнажения на волнении, но создавало повышенный риск заклинивания при касании дна на отмелях и мелководьях. Отличием являлось и наличие развитого в ширину возвышенного (на 0, 6 м над палубой) продольного (от кормы до полубака) легкого мостика, на который были вынесены выходы из люков, установки 47-мм орудий и аппараты[123]. Эта конструкция позволяла избежать загромождения палубы и облегчить работу личного состава у торпедных аппаратов и орудий, но делала корабль валким[124]. После окончания испытаний и установки и опробования на них вооружения все эти миноносцы ушли на Дальний Восток. В 1902 г. они поменяли свои названия – вместо «рыбных» названий получили «имена прилагательные», как и другие миноносцы русского флота.
Необходимо отметить, что миноносцы зарубежной постройки хорошо зарекомендовали себя в ходе боевых действий, показав высокую надежность технических средств и неплохую живучесть. Поэтому для русского флота в 1905-1907 гг. был построен 21 миноносец: 10 в Германии по улучшенному типу миноносца «Кит» и 11 во Франции по улучшенному типу «Осетр»[125].
В России первым на предложение принять участие в проектировании и последующей постройке миноносцев по этой программе откликнулось Московское правление товарищества Невского механического завода, выразившее желание строить на Невском заводе 10, а если Морское Министерство пожелает, то и более истребителей в 350 т по чертежам Ярроу или Лейрда[126]. С этой целью правление в мае 1898 г. заключило контракт с английскими заводами Ярроу и Модзлея на разработку проекта миноносца, аналогичного строившимся на заводе Ярроу миноносцам для японского флота. После длительных переговоров, 16 августа 1899 г. контракт на постройку 10 миноносцев по «проекту Ярроу» на Невском заводе был подписан. Согласно спецификации, длина по ватерлинии новых миноносцев составляла 64, 01 м, ширина 6, 4 м, осадка без киля 1, 78 м. Мощность механизмов была достаточной для обеспечения скорости 26 узлов. Водоизмещение по чертежу было 350 т. Вооружение должно было состоять из одного 75-мм орудия на платформе над боевой рубкой и пяти 47-мм пушек системы Гочкиса (две в носовой части, две в средней и одна в корме). В соответствии с требованиями Морского технического комитета, миноносцы имели 3 минных аппарата[127].
Миноносцы данного типа были практически однотипны с японскими типа «Акебоно», но уступали им в скорости. При равной с японскими мощности машин (5600 л. с. ), русские корабли, «обремененные» носовым торпедным аппаратом, увеличенным составом снабжения и запаса угля (100 т вместо 80 т), должны были уступать японским в скорости[128]. Кроме того, при выстреле из нового торпедного аппарата на полной скорости миноносец мог таранить собственную торпеду. Следует заметить, что для своего времени эти миноносцы были спроектированы на надлежащем уровне, но длительный срок согласования чертежей и постройки самих миноносцев, а также не всегда удовлетворительный уровень выполнения работ Невским заводом практически сводили на нет те немногие преимущества, которые они могли бы иметь к началу русско-японской войны[129].
Ввиду затянувшегося стапельного периода, а также длительных испытаний, потребовавших устранения бесчисленных недоделок и постоянных поломок, к началу русско-японской войны на Тихом океане оказались лишь 2 миноносца этой серии – «Бойкий» и «Бурный». Еще 7 миноносцев этого типа были включены в отряд контр-адмирала А. А. Вирениуса, который опоздал к началу военных действий и вернулся на Балтику. Все миноносцы этой серии, кроме миноносцев «Грозный» и «Громкий», имели такие же характеристики, которые предусматривались по измененному проекту (без носового торпедного аппарата)[130]. Миноносцы по проекту Ярроу в 350 т, то есть однотипные с построенными на Невском заводе, строились также в Николаеве для Черноморского флота.
Таким образом, к началу войны с Японией в составе миноносного флота России было 47 эскадренных миноносцев (истребителей) в 240-350 т водоизмещения[131].
Завершая анализ развития миноносного флота в России накануне русско-японской войны 1904-1905 гг., можно сделать следующие выводы.
Возникший в начале 70-х гг. XIX в. миноносный флот в результате бурного технического развития превратился в грозное оружие. По своему уровню он стоял на первом месте среди кораблей других классов, включая в себя все последние достижения науки и техники. В его развитии можно выделить два этапа: первый охватывает вторую половину 70-х гг. – первую половину 90-х гг. XIX в., когда строились миноносцы со все более усиливающимися мореходностью и вооружением. Второй этап – это период со второй половины 90-х гг. XIX в. до начала русско-японской войны, когда началась и активно развивалась постройка ведущими морскими державами миноносцев-истребителей, призванных уничтожать не только крупные корабли, но и миноносцы противника. На протяжении обоих этапов развитие миноносцев как класса кораблей характеризовалось постоянным увеличением скорости хода и водоизмещения, усилением торпедного и артиллерийского вооружения.
Русское правительство уделяло развитию миноносного флота большое внимание, следило за важнейшими тенденциями в развитии миноносцев за рубежом, закупало за границей наиболее совершенные модели, что позволяло русским кораблестроителям знакомиться с важнейшими достижениями мирового кораблестроения. В то же время вместо создания отечественных миноносцев на основе творческой переработки зарубежных проектов в России просто копировали зарубежные образцы.
На развитии миноносного флота в России отрицательно сказывалась техническая отсталость страны по сравнению с передовыми странами Западной Европы. Построенные на русских верфях миноносцы по своим тактико-техническим данным отставали от зарубежных аналогов. Это было связано с тем, что они в силу специфики своего применения требовали высокой скорости при максимальном облегчении корпуса, а также при своей постройке особой точности и тщательности изготовления. Возникшие при постройке дефекты этих высокоскоростных судов практически не подлежали исправлению, поэтому создание по-настоящему боеспособного миноносца могло быть осуществлено лишь в стране с высокоразвитой промышленностью. Для России заказ корабля за границей позволял приобрести его за меньшую стоимость, с более высокими тактико-техническими данными и в более короткий срок.
Российский миноносный флот в период конца XIX – начала XX в. в основном следовал образцам, разработанными в Англии, Франции и Германии, которые играли в развитии миноносцев ведущую роль, а все остальные страны мира копировали образцы, принятые или разработанные в этих странах. К началу войны все истребители в русском флоте были или построены на зарубежных заводах, или копировали с небольшими изменениями зарубежные образцы, такие как миноносцы типа «Сокол», миноносцы Невского и Николаевского заводов. Среди номерных миноносцев лучшие и наиболее удачные типы были либо построены за границей, либо по заграничным проектам.
В России вовремя осознали необходимость создания эскадренных миноносцев и своевременно развернуто на отечественных заводах их массовое строительство. В результате Россия стала вторым государством в мире, имеющим на вооружении своего флота эскадренные миноносцы, хотя и скопированные с английского образца.
К началу войны с Японией в русском военно-морском флоте было 9 минных крейсеров, 47 эскадренных миноносцев и 89 малых номерных миноносцев: из них на Тихом океане 25 эскадренных миноносцев и 10 номерных миноносцев. Это была грозная сила, способная оказать существенное влияние на ход военных действий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...