Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика методов и типы тестов, применяемых в опросах с использованием полиграфа. Требования к формулированию вопросов для конкретных тестов.




В общем виде тесты, применяемые при проведении СПФИ с использованием полиграфных устройств, представляют собой комплекс специально сформулированных и расположенных в определенном порядке вопросов, в некоторых случаях могут использоваться отдельные слова (понятия), рисунки, графические изображения, планы, фотографии, вещи или предметы.

Сила вопроса - это предполагаемая сила эмоционального воздействия, которое оказывает вопросом на психику опрашиваемого. Связка «вопрос полиграфолога → ответ обследуемого» - это основной составляющий элемент при полиграф-тестировании.

В среде полиграфистов употребляются следующие базовые термины.

Тест – обозначение полиграфной техники включения вопросов в опросник, применяемый при полиграф-обследовании. Тест обеспечиваетреализацию базового логического принципа той или иной методики проведения полиграфобследования.

Методика - определенный порядок вопросов и тестов при опросе. Тесты одной методики опираются на единый логический принцип, но отличаются друг от друга количеством вопросов, порядком их компоновки и т.д.

Метод - определенные требования к составлению и предъявлению вопросов (раздражителей) в тестах.

Все методы, используемые при проведении СПФИ с применением полиграфа, можно подразделить на две основные группы методов: прямой и непрямой.

Одно из основных отличий тестов в российском вариант непрямого от прямого - это отсутствие прямых обвинительных формулировок в вопросах. Каждый тест непрямого метода содержит всего один вопрос, на который опрашиваемому предлагается несколько вариантов ответов ("раздражителей"). Из них обычно 5-6 нейтральных (встречающееся название - «условно-нейтральных»), не имеющих непосредственного отношения к данному делу, и один, напрямую связанный с расследуемым преступлением ("значимый" или "критический").

ПРЯМОЙ МЕТОД

Прямой метод берет свое начало из классического ассоциативного эксперимента. В конце XIX века качестве научного метода изучения процессов сознания широко стал применяться метод ассоциативного эксперимента, который был впервые предложен Ф. Гальтоном в 1879 г., а в дальнейшем усовершенствован психоаналитиками В.Вундтом и К.Юнгом. Тест требовал от испытуемого быстрой реакции на предъявляемое слово-раздражитель первым пришедшим на ум словом с одновременным нажатием на кнопку прибора, фиксирующего время его реакции. Было установлено, что время реакции на эмоционально-значимое слово увеличивалось, по сравнению с реакцией на нейтральные слова.

В 1904 г. М. Вертгеймер, сотрудник известного криминалиста X.. Гросса, опубликовал в Праге исследование "Идеи по поводу экспериментальных методов, пригодных для установления причастности лица к преступному акту". В этой работе впервые была высказана идея использования ассоциативного эксперимента при расследовании преступлений. Сущность эксперимента заключалась в применении свободных ассоциаций, возникающих при предъявлении слов-раздражителей. Испытуемому предъявляли слова-раздражители, на которые он должен был ответить как можно быстрее первым словом, пришедшим ему в голову. Различались три группы слов: критические, относящиеся к обстоятельствам дела; нейтральные слова; посткритические слова, непосредственно не относящиеся к критическим раздражителям, но в которых отражалось продолжительное влияние критических раздражителей. Было отмечено, что при ответе на критические слова реакция была замедлена во времени, испытуемому труднее было подобрать ответное слово, поведение испытуемого сопровождалось заметными признаками возбуждения.

М.Вертгеймер утверждал, что физиологические изменения в организме испытуемого могут быть надежной формой определения следов преступления. Для этих целей он рекомендовал применять такие приборы, как плетизмограф; пневмограф, сфигмограф, гидросфигмограф, психограф, регистрирующий непроизвольные движения пальца.

Основанный на этих принципах метод релевантных-иррелевантных или значимых (критических) и нейтральных вопросов распространился в начале века в Западной Европе и США. Суть метода, в последствии названого "прямым методом", заключалась в том, что значимые вопросы относились к преступлению, а нейтральные не несли в себе никакой эмоциональной нагрузки.

Логика этого метода состояла в том, что обнаружение более сильной реакции опрашиваемого на значимые вопросы по сравнению с нейтральными позволяла сделать вывод о его причастности.

Научная критика такого метода была вполне обоснованной: ведь и у непричастного лица, направленные на изобличение в преступлении вопросы могут вызвать чувство страха быть ложно обвиненным, и, соответственно, породить сильные психофизиологические реакции по сравнению с реакциями на нейтральные вопросы.

Указанный недостаток в значительной мере был преодолен введением третьего вида вопросов, так называемых - контрольных. Предшественником этого метода явился Карл Юнг, который в 1910 г. расширил распространенную в этот период методику, внедряя наряду с критическими и нейтральными, так называемые "тревожные" слова, непосредственно не относящиеся к преступлению, но имеющие соответственно, породить сильные психофизиологические реакции по негативное содержание.

Решающий успех методу, однако, был обеспечен только методикой, разработанной Джоном Ридом - сотрудником Чикагской криминалистической лаборатории. В 1947 г. Джон Рид, исходя из необходимости ясно интерпретировать результаты тестов, ввел вопросы "сравнительной реакции", создав тем самым технику "контрольных вопросов". Контрольный вопрос стал известен как возможный ложный, не относящийся к делу, но при ответе на который как причастный, так и непричастный опрашиваемый лжет. Он позволяет получить у непричастных субъектов реакции, сравнимые с реакциями на значимые вопросы. Эта техника значительно повысила надежность проверок на полиграфе.

Типы вопросов, используемые в тестах прямого метода (характеристика первых трех вопрос 17 и 18(1):

-Нейтральные (иррелевантные) вопросы.

-Контрольные вопросы.

-Значимые (критичные) вопросы

+Вспомогательные вопросы.

Так называемые вспомогательные вопросы, можно подразделить на две основные группы: 1) «провоцирующие» и 2) «симптоматические.

1). Вопросы «провоцирующие»

Эти вопросы были предложены Ридом в основном для определения относительного уровня тревожности субъекта и для целей проведения настройки полиграфа на индивидуальные особенности тестируемого. Например, вопросы типа: «Вы доверяете результатам тестирования?», «У Вас есть основания бояться проверки на полиграфе?», «Каковы будут Ваши результаты на полиграфе сегодня?» (всего более 30 различных вопросов, которые использовались автором в основном на этапе пред тестовой беседы или перед началом непосредственного тестирования по расследуемому делу).

Позже к данной группе добавились так называемые «провокационно-значимые» вопросы. Например, это вопросы типа: «Вы будите правдиво отвечать на все мои вопросы в отношении. …(расследуемое дело) и в отношении...(гипотетическое преступление)?» (по Фельдману); «Вы будите отвечать правдиво на все мои вопросы?», «Вы солгали отвечая на какой-либо вопрос?» (по Марстону); «Вы собираетесь обманывать меня в том, что касается...(расследуемое дело)?» (по Майнору). Специалисты Института Министерства обороны СИТА называют подобные вопросы «жертвенно-значимыми», а, например, Коровин В.В. (пит. По В.А.Варламов и соавт., 2001) называет подобные вопросы «жертвенно-контрольными» («Вы были абсолютно правдивы, отвечая на мои вопросы об обстоятельствах дела... (расследуемое преступление)?») и предъявляет их в тесте на третьей позиции после двух нейтральных.

2). Вопросы «симптоматические».

В отношении них иногда употребляются также названия - «отвлекающий», «внетематический вопрос черной зоны Бакстера», «проблемный», «вопросы внешних проблем»). Так, Бакстером были предложены вопросы типа: «Боитесь ли Вы, что я задам вопрос, который мы не обсуждали?», «Уверены ли Вы в том, что я не задам Вам вопрос, который мы не обсуждали? и т.д. Вопросы данного профиля призваны выявить существует ли у опрашиваемого какая-либо серьезная проблема, выходящая за рамки тестирования, но которая его сильно волнует в настоящее время.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...