Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика «контрольных вопросов»




Тест "контрольных" вопросов

Тест «контрольных вопросов» включает в себя три группы вопросов, предъявляемых обследуемому в определенной последовательности:

- нейтральные (иррелевантные) (н.в.);

- контрольные (внутрипроблемные) (к.в.);

- критические (значимые, релевантные, проверочные (з.в.).

В каждом тесте их должно содержаться не менее 8 и желательно не более 15 вопросов, т.е. соответственно, от двух до четырех пар значимо-контрольных вопросов. Практика применения данного теста показала, что при предъявлении более 15 вопросов одномоментно (в одном тесте) происходит рассеивание концентрации внимания, а поэтому реакции на последние вопросы носят не стабильный характер. Значимость их резко снижается, хотя при предъявлении этих же вопросов в последующих тестах, этого нет. Благодаря тесту, содержащему 10-12 вопросов, удается получить более стабильную и четкую картину изменений психофизиологических реакций.

Вопросы теста "контрольных вопросов" должны предъявляться в определенной последовательности. Наиболее распространенной является следующая: "О" В.; Н.В.; З.В.; Н.В.; К.В.; Н.В.; З.В.; Н.В.; К.В.; Н.В.; З.В.; К.В.; Н.В.; З.В.; К.В.

Возможен и другой порядок вопросов, например, сокращение количества нейтральных вопросов (6-ого; 10-ого; 13-ого), но допустимое для лиц с устойчивыми реакциями на все группы вопросов. Или перемена местами вопросов в некоторых парах значимо-контрольных вопросов (7-к.в.; 9 - з.в. и т.д.). Следует отметить, что существуют компьютерные программы составления и обработки вопросов, в которых все пары начинаются с контрольных, а не со значимых вопросов. Подобная интерпретация методики не является "классической", до настоящего времени не определена ее валидность и надежность. Рекомендуется, не отступать от общепринятой схемы расположения вопросов в первом и втором тестах "контрольных вопросов", затем может использоваться и другой порядок вопросов.

Тест "комплекса виновности"

Тест "комплекса виновности" (в зарубежной литературе возможно его упоминание как теста "зон сравнения") является так же одним из наиболее популярных тестов прямого метода. Суть данного теста заключается в формировании контрольных вопросов на основании вымышленного преступления (не одобряемого деяния), не совершенного в действительности. Вымышленное преступление по своей сущности должно быть похоже на расследуемое, но рекомендуется сделать его немного более тяжким. Опрашиваемый, должен быть уверен в том, что вымышленное преступление было совершенно на самом деле и хоть как-то логически может быть с ним связано. Поэтому, если расследуется преступление совершенное в маленьком городке (поселке, деревне) и опрашиваемый проживает в данном населенном пункте, то вымышленное преступление не следует привязывать к этому же городку (поселку и т.д.), а лучше использовать местность в окружности от 60 до 100 км.

Тест "смешанных вопросов»

Тест "смешанных вопросов" состоит из тех же самых вопросов, которые задавались в тесте "контрольных вопросов", но вопросы эти задаются в другом порядке. В дополнение к изменению порядка предъявления вопросов в тесте "смешанного" вопросника, для некоторых категорий проверяемых вводятся новые нейтральные вопросы и изменяется формулировка некоторых значимых и контрольных вопросов.

Цель изменения формулировки вопросов - привлечь внимание субъекта к ним их относительной новизной. Некоторые значимые вопросы, на которые в предыдущих тестах "контрольных вопросов" не было получено выраженных физиологических реакций, могут исключаться при проведении теста "смешанных вопросов". Например, если отсутствует реакция на вопросы - "Вы подозреваете (знаете) кто убил (ограбил, украл и т.д.)...?", то эти вопросы не применяются в тесте "смешанных вопросов". Как правило, порядок вопросов в данном тесте не предопределяется заранее, а выбирается в зависимости от предыдущих тестов.

S-K-Y-test или «Cкай"- зона» в "Тесте контрольных вопросов"

Специалисты ВНИИ МВД России рекомендуют использовать данный тест как самостоятельный, дополнительно проводимый после применения теста "контрольных вопросов" для подтверждения полученных ранее результатов. Практика показала, что включение зоны "S-K-Y" в любой другой тест прямого метода менее информативна, чем применение собственного теста «скай».

Вопросы теста " S-K-Y " должны быть мягкими по формулировке, такими как: стреляли, ударили, употребляли и т.п. Эти вопросы обязательно должны предъявляться опрашиваемому от менее эмоционально слабых к более сильным, как бы выстраивая для "виновного" опрашиваемого своего рода лесенку по стрессовым реакциям. Если данная группа вопросов используется в общем тесте "контрольных вопросов", то их располагают подряд, чаще всего не отделяя друг от друга нейтральными вопросами.

Использования теста «S-K-Y» позволяет прояснить следующие позиции по расследуемому факту:

- имеет ли субъект непосредственное отношение и какое конкретно к
расследуемому делу. Например, это могут быть вопросы типа: "Вы заранее знали о готовящемся преступлении?", "Вы планировали данное преступление?", "Вы совершили данное преступление (стреляли, душили, избивали и т.д.)?".

- вовлечён ли этот субъект в преступление не как основной исполнитель, а каким-либо косвенным образом. Например: "Вы каким-либо образом причастны к данному преступлению?", "Вы дали кому-либо "наводку"?, "Вы нашли машину для совершения преступления?".

- имеет ли субъект вообще какие-либо "виновные" (преступные) знания по существу рассматриваемого дела. Например: "Вам рассказал кто-либо о подробностях данного дела?", "Вы узнали о подробностях данного дела от непосредственного участника?", "Вы случайно видели как совершалось данное преступление?" и т.д.

- есть ли у опрашиваемого какие-то необнаруженные следствием подозрения. Например: "Вы подозреваете кого-либо в совершении данного преступления?", "Вы подозреваете кого-то конкретного (Вашего брата, друга, сослуживца и т.д.) в причастности к данному преступлению?", "Вам кто-либо признался в совершении данного преступления?", "Вы абсолютно точно знаете, кто совершил данное преступление?".

- существует ли кто-то, кто влияет на субъекта в связи с расследуемым делом. Например: "На Вас кто-либо оказывает давление в связи с данным делом?", "Вы боитесь кого-либо (опасаетесь за семью и т.д.) в связи с данным делом?", "Вам кто-либо угрожал в связи с данным делом?".

Тест "молчаливых" ответов («SilentAnswer Test"- "SAT")

Тест молчаливых ответов состоит из обычной последовательности теста "контрольных вопросов", но субъекта просят только подумать (не отвечать в слух) о правдивом ответе на каждый вопрос. Этот тест оказывает общий стимулирующий эффект особенно на «лживого" субъекта. Выявлено, что использование данного теста уменьшает вероятность искажений результатов при "голосовом" ответе (в основном кривых дыхания) особенно у тучных людей, у лиц, страдающих заиканием или какими-либо заболеваниями носоглотки, искажающими речь. Кроме того, тест "молчаливых" ответов может быть рекомендован для гиперреактивных опрашиваемых.

" Сквозной тест"

"Сквозной тест" был рекомендован Ридом как вариант теста «контрольных вопросов». В полиграфных проверках Рейд включал его самым первым и третьим (разделяя «карточным» тестом). Тест включал в себя пять нейтральных, четыре значимых и 2 контрольных вопроса. В настоящее 'время ряд специалистов использует «модификацию» данного теста, когда он состоит из всех значимых, нейтральных и контрольных вопросов, задействованных в во всех последующих тестах прямого метода. Вопросы задаются последовательно по схеме: Н.В., З.В., Н.В., К.В., Н.В. и т.д.

По нашему мнению данный тест может использоваться как инструмент дополнительного тестирования, а не основного, по причинам изложенным выше в разделе теста "контрольных вопросов". "Сквозной тест" хорошо подходит для чернильнопишущего аппарата, так как во многих компьютерных программах число вопросов, предъявляемых в одном тесте ограничено.

Тест "Да" ("Yes Test"-"YT")

В тех случаях, когда "смешанный" тест все же не помогает сделать четких выводов о "правдивости" или "лживости" опрашиваемого, когда специалист подозревает, что субъект прибегает к скрытому саботажу для искажения записываемых реакций, может быть применен "Да-тест". В этом тесте опрашиваемый отвечает "да" на все вопросы, относящиеся к самому преступлению или к поступку.

В заключении данного раздела необходимо еще раз подчеркнуть, что по стандартной процедуре во всех видах теста прямого метода опрашиваемый знакомится с полной формулировкой всех вопросов данного теста непосредственно перед его проведением.

Область применения прямого метода довольно широка, так как круг вопросов, в нем используемых, не ограничен специфическими деталями дела, известными только преступнику. Поэтому данный метод может быть использован на различных стадиях расследования дела даже тогда, когда подробности о преступлении стала известна широкому кругу лиц из средств массовой информации или других источников.

НЕПРЯМОЙ МЕТОД

Тесты непрямого метода в зарубежной и отечественной литературе порой носят названия: тест "виновных знаний" или тест "скрываемой информации", тест "максимального (пикового) напряжения" (встречающиеся названия - тест «пика напряжения известного решения», тест на «знание виновного», тест «признания вины» или «CQT»). Каждое из этих названий отражает часть сущности, лежащей в основе данного метода.

Материалистической (т.е. "физиологической") основой непрямого метода является способность человеческого мозга запоминать конкретные детали происходящих событий и воскресить их в памяти посредством соответствующих ассоциаций. Поэтому непрямой метод рационально применять тогда, когда есть основание предполагать, что опрашиваемый знает о конкретных деталях, подробностях преступлений, о которых могут быть осведомлены только лица, каким-либо образом причастные к преступлению (отсюда название тест "виновных знаний"). Кроме того, необходимым условием использования данного теста является полное (настойчивое) отрицание опрашиваемым наличия подобных знаний (поэтому и название - тест "скрываемой информации").

В американской практике до настоящего времени используется предложенный в 30-е годы XX столетья Киллером тест «пика напряжения известного решения». В этом тесте вопрос субъекту задается непосредственно в обвинительной форме, например, «Вы украли из кассы (далее перечисление нескольких денежных сумм) или Если Вы украли из кассы деньги, то сумма была...?». Данный тест проводится дважды (только во втором предъявлении возможна смена места расположения значимого стимула. Считается, что по мере приближения к «значимому» вопросу будет происходить усиление напряжения, суммирующиеся при двух кратном предъявлении тестов и выливающиеся в «пик» реакций. Позднее Ликкеном был предложен как вариант данной методики тест «знания виновного», в котором присутствовала обвинительная формулировка вопроса, но тестируемый не знал порядка предъявления вопросов и, соответственно, не мог заранее к ним подготовиться.

" Поисковые" тесты непрямого метода

Непрямой метод можно использовать как для установления осведомленности проверяемого лица об уже известных специалисту компрометирующих поступках, так и при выявлении еще не известных обстоятельств жизни обследуемого, а при проведении ОИП, для построения новых версий в расследовании, для этого формируются так называемые «поисковые» тесты максимального напряжения (встречающиеся названия -тест «пика напряжения исследовательского типа», тест «на знание виновного неизвестного решения»).

Формирование и предъявление "поисковых" тестов несколько отличается от "собственных" тестов непрямого метода:

-Во-первых, в данных тестах рекомендуется вводить по возможности большее (в среднем 8 и до 16) число альтернативных вариантов ответов, что расширяет зону поиска и повышает вероятность включения в тест значимого стимула.

-Во-вторых, в "поисковых" тестах формулировка вопросов носит если и не прямого обвинительного характера, то все-таки непосредственно касается опрашиваемого лица. Например, при расследовании практически любого дела можно рекомендовать следующий "поисковый" тест, основная задача которого, выявить совершал ли опрашиваемый какие-либо противоправные действия до момента возможного совершения расследуемого преступления: "За последние 5 лет (2 года, 10 лет и т.д.) и до мая 2016 г. (момент совершения расследуемого преступления) Вы совершали какие-либо преступные действия, за которые не понесли наказания: 1) угон самолета ("О" в); 2) мошенничество?; 3) изнасилование?; 4) разбойное нападение?; 5) угон автомашины?; 6) торговля (или производство) наркотиков?; 7) кража?; 8) вымогательство?; 9) убийство? 10) незаконное хранение оружия?; 11) ограбление?».

-В-третьих, "поисковые" тесты следует обязательно повторять два-три (максимально четыре) раза меняя позиции ответов. При таком предъявлении тестов, как правило, реакции опрашиваемого, обладающего "виновными знаниями", на критический раздражитель (если специалист "попал", "включил" его в тест) будут возрастать от первого к третьему тесту. Случайные же реакции на различные варианты ответов у "непричастного" не будут стабильными из теста в тест.

-В-четвертых, в тактике использования "поисковых" тестов особенно важно представлять их опрашиваемому по "суживающемуся кругу". Например, поиск захороненного трупа начинается с карты большего масштаба, а затем постепенно сужается до зоны в несколько километров и менее.

-В-пятых, при предъявлении и анализе данных тестов следует учитывать возможность получения выраженных реакций на несколько альтернативных ответов, так как для преступника значимыми могут быть два (реже более) раздражителя. Например, при расследовании кражи денег, можно получить две выраженные реакции на "спрятал" и "отдал за наркотики", так как преступник сделал и то и другое. Или при отрабатывании версии об без вести пропавшей на - "изнасилована" и "убита" и т.д.

 

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ СКРЫВАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ. ЕЕ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ, ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРИНЦИПАМ МЕТОДИКИ, ФОРМИРОВАНИЕ ТЕСТОВ (ТЕСТ «НА ЗНАНИЕ ВИНОВНОГО», ТЕСТ «ПИКА НАПРЯЖЕНИЯ», ПОИСКОВЫЕ ТЕСТЫ), ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ. (смотреть также вопрос 15).

К тестам методики скрываемой информации (МСИ) относятся следующие названия тестов, которые близки между собой, но некоторые из которых имеют определенные разли­чия:

1. тест «пика напряжения» (the Peak of Tension TestPOT)-

тест «поиска пика напряжения» (the Searching Peak of Tension TestSPOT);

2. тест на «знания виновного» (the Guilty Knowledge Test — GKT)\

3. тест на выявление скрываемой информации (the Con­cealed Information TestСП),

4. тест виновных действий (the Guilty Actions TestGATf

5. тест альтернативного выбора (the Multiple Choise Test —MCI),

6. тест скрываемых знаний (the Concealed Knowledge Test — GKT);

7. поисковый тест на «знания виновного»;

8. тест на знания события (the Event Knowledge Test ЕКТ) – исследовательский тест.

 

ТЕСТ ПИКА НАПРЯЖЕНИЯ. В основе данного теста лежит, выявленная Л. Килером закономерность: если обследуемый осведомлен об обстоя­тельствах и деталях проверяемого события, то при предъявле­нии частных признаков этого события, предварительно озна­комившись и точно зная на какой позиции в тесте из предъяв­ленного ряда этот признак расположен, динамика его психо­физиологических реакций будет следующей:

- во время предъявления стимулов выраженность пси­хофизиологических реакций по мере приближения к истинно­му частному признаку будет постепенно нарастать, т. е. раз­вивается реакция ожидания;

- максимальная выраженность реакций (пик напряже­ния) проявляется при предъявлении истинного частного при­знака;

- после, так сказать, «прохождения» истинного частно­го признака (пика напряжения) выраженность реакций резко спадает, т. е. наступает реакция облегчения.

В США существуют два типа этого теста:

1) тест «пика напряжения» известного решения;

2) тест «поиска пика напряжения» (пика напряжения исследовательского типа).

Тесты, как первого, так и второго типа, включают в се­бя вопросы, близкие по своей направленности.

Тест «поиска пика напряжения» (the Searching Peak of Tension TestSPOT) применяется тогда, когда специалисту полиграфа неизвестны точные данные по расследуемому пре­ступлению. Но определенная информация должна все же при­сутствовать, чтобы возможно значимый вопрос расположить, согласно теории Килера, в середине теста.

ТЕСТ НА ЗНАНИЯ ВИНОВНОГО

Тест на «знания виновного» (the Guilty Knowledge TestGKT) был разработан американским психологом Дэви­дом Ликкеном в 1959 году. Иначе еще GKT называют — тест на выявление скры­ваемой информации (the Concealed Information TestCIT),

В тесте обычно ставится 5-6 вопросов, логически свя­занных между собой, один из которых — значимый, т. е. со­держит истинный частный признак расследуемого события. Значимый вопрос располагается на произвольном месте, кро­ме первой и последней позиции. Порядок вопросов в тесте при каждом новом предъявлении меняется так, чтобы каждый вопрос побывал в начале, в середине и в конце теста.

Специалист принимает решение о причастности или непричастности проверяемого лица на основании устойчиво выраженных реакций на значимый стимул, определяющийся во всех предъявлениях данного теста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...