Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод вопросов сравнения, его достоинства и недостатки, условия ограничения использования. Формулирование вопросов, формирование тестов, порядок проведения тестирования.




Контрольный (внутрипроблемный) вопрос (вопрос сравнения) – это вопрос, который обязательно должен обладать высокой субъективной значимостью для опрашиваемого, и на который опрашиваемый будет давать ложные ответы, либо сомневаться, либо испытывать затруднения в правдивости своего ответа.

Вопросы сравнения – самый важный вид вопросов при использовании методики контрольных вопросов.

Контрольные вопросы выполняют три функции:

1. Привлечение внимания опрашиваемого в качестве альтернативы значимому (проверочному) вопросу.

2. Вызов значительных психофизиологических реак­ций по сравнению с фоном с целью их сравнения с реакциями на значимые и нейтральные вопросы.

3. Определение совокупности достоверных изменений психофизиологических реакций на заведомо ситуационно­значимые стимулы для опрашиваемого.

Помимо указанных ранее общих требований к вопро­сам полиграфных проверок, необходимо соблюдать следую­щие правила к контрольным вопросам (к. в):

-к. в. не должны выходить за рамки общей проверяемой темы (могут быть исключения) (например, раз­бирательство по поджогу— контрольные вопросы должны быть связаны с вопросами разрушения, уничтожения, вывода из строя чего-либо)

-к.в. должны быть сформулированы так, чтобы их прямое содержание не относилось к проверяемому событию, отделялось от него временным или смысловым барьером («Во время службы в армии (временной барьер) Вы совершали кражи? До ноября 2016го года…? И т.д.).

-к. в. по своему содержанию должны быть макси­мально широки (в контрольных вопросах следует использо­вать слова «когда-либо», «что-либо», «кто-либо», например: «Не касаясь данного факта, Вы совершали какие-либо уголов­ные преступления?» (расширение по возможным объектам)).

-к. в. не должны содержать избыточную информа­цию, отвлекающую опрашиваемого от существа проблемы, и, так же, как и значимые, они формулируются без применения юридической и малознакомой терминологии, с учетом обра­зовательного и культурного уровня тестируемого лица;

-к. в. должны быть сформулированы таким образом, чтобы опрашиваемый отвечал на них словом «Нет», так как этот ответ вызывает наиболее выраженные психофизиологи­ческие реакции;

-к. в. по сексуальной тематике, если проверка не связана с этой сферой жизни опрашиваемого, не рекоменду­ются, так как они могут вызвать более сильные реакции, чем значимые (проверочные) вопросы, и привести специалиста к ошибочным выводам.

Контрольные вопросы, изучив личность опрашиваемо­го, его характеристики, можно подготовить заранее, однако, как правило, в ходе предварительной беседы с опрашиваемым они могут быть подкорректированы или переформулированы.

В ходе опроса специалист может осторожно нагнетать возбуждение опрашиваемого на контрольный вопрос, так ска­зать, создавая его ситуационную значимость. Но необходимо помнить, что ответы на контрольные вопросы могут спрово­цировать очень сильную психофизиологическую реакцию, ко­торая заглушит реакции на другие вопросы.

Выделяют несколько видов вопросов сравнения:

1. Контрольные вопросы «вероятной лжи», бывают исключающими (опережающими и неопережающими) и неисключающими:

1.1. Опережающий исключающий вопрос – контрольный вопрос о прошлом – касается той же темы, но отделён 2-мя годами или более («До 2005го года Вы совершали кражи?»).

1.2. Неопережающий исключающий контрольный – контрольный вопрос о настоящем – касается той же темы, но отделён смысловым барьером («Не касаясь данной кражи, Вы когда-нибудь совершали кражи?»); Этот и предыдущий вопросы предложены К. Бакстером.

1.3. Неисключающий (включающий) контрольный – вопрос по теме расследования и охватывающий и предмет конкретного исследования («Вы когда-нибудь совершали кражи?»). Противоречит правилу неотношения контрольного вопроса к проверяемому событию.

Контрольные вопросы «вероятной лжи» должны быть такими, чтобы опрашиваемому практически невозможно было ответить на них искренне, т. е. он должен знать, что дает лож­ный ответ, либо должен быть не совсем уверен в правдивости своего ответа.

Если опрашиваемый признает какие-нибудь факты из прошлого, то специалист исключает эти факты постановкой вопроса, начиная, например, с таких слов: «Кроме указанного Вами случая Вы...?». При этом должно предусматриваться, что опрашиваемый мог совершать другие действия, обманы и чувствует неуверенность в полной своей искренности.

Если же он рассказал несколько случаев, например, за время учебы в институте признался в ряде совершенных мел­ких краж и ему уже особенно нечего скрывать, то контроль­ные вопросы, касаемо обмана и краж в этом институте, лучше исключить из тестов.

Если опрашиваемый утверждает, что не совершал всего того, о чём говорится в контрольных вопросах и это действительно так, можно ориентировать вопрос не на поступки, а на мысли («Вы когда-нибудь думали о том, чтобы украсть).

Для составления контрольных вопросов можно использовать негативный опыт человека (пьянство, прогулы, хулиганство…).

Беседа с опрашиваемым должна быть построена таким образом, чтобы он в действительности сомневался в своих ответах и не стремился выложить все свои нелицеприятные факты из прошлого, мысли и прочее.

Человека надо накрутить так, чтобы он почувствовал опасность. Как будто мы пытаемся понять, какой он человек и способен ли на преступление. Надо дать ему понять, что мы считаем, что он способен на преступление. Это нужно для того, чтобы непричастный больше сконцентрировался на контрольных вопросах, тогда как причастный останется ориентированным на проверочными. Если просто, у непричастного реакция на контрольные вопросы больше, чем на проверочные, тогда как у причастных выше реакции на проверочные вопросы. Таким образом, контрольные вопросы призваны «вытянуть» непричастного.

2. Контрольный вопрос комплекса вины.

Эти вопросы не касаются расследуемого события, называются ещё контрольными вопросами «на искренность». Это вопрос относительно вымышленного события или действительного события, но не имеющего отношения к опрашиваемому, тематически связанного с проверяемым событием. Например, если значимый вопрос звучит как «Пропавшие деньги из сейфа взяли Вы?», то контрольный на чувство вины может быть «Пропавшие документы из сейфа взяли Вы?». Причастный человек знает, что документы он не брал и меньше реагирует на этот вопрос, чем на значимый. Непричастный испытывает одинаковое влияние со стороны обоих вопросов.

Можно данный контрольный вопрос делать более значимым для человека (например, если украли 500$, можно спросить о другой краже в 3000$, которая, якобы, была, тогда у непричастного человека она вызовет бОльшую реакцию, а у причастного – нет, так как он знает, что в этом не виновен).

Чтобы контрольные вопросы не теряли своего эффекта, не вызывали «привыкания», можно использовать разные временные интервалы (в период с… до текущего года…), разную смысловую установку (…того, кто Вам доверял… своё руководство…).

3. Контрольный вопрос «управляемой лжи». Используется тогда, когда вопросы вероятной лжи и комплекса вины использовать нельзя (не времени или обследуемый отказывается говорить на определённые темы).

Опрашиваемомуу даётся инструкция на данный вопрос строго отвечать «Нет», то есть солгать на какой-либо широкий вопрос, например, «Вы когда-нибудь переходили дорогу в неположенном месте». Так мы можем узнать, как тело человека реагирует на ложь и по этому «эталону» судить о других реакциях. Для того, чтобы реакция была выраженнее, опрашваемого просят представить себе (вспомнить) эту ситуацию при обсуждении вопросов и при ответе на вопрос.

4. Симптоматический вопрос (отвлекающий, внетематический вопрос, контрольный вопрос внешних проблем). Направлен на выявление возможно существующей у опрашиваемого проблемы, не относящейся к проверяемому событию, которая может снижать значимость проверочных и тематических контрольных вопросов.

Наличие сильной реакции на отвлекающую тему связаны с тем, что у испытуемого есть проблема больше, не меньше важная, чем тема, проверяемая на полиграфе. Отсутствие реакций на «отвлекающую» тему говорит о том, что основным эмоциогенным источником служит тема расследования. Если это не так, следует выявить и устранить проблему, успокоить исследуемого или перенести обследование. Пример: «Вы боитесь, что я задам Вам вопрос, который мы не обсуждали?», «Вас беспокоит что-то больше, чем тема проверки?».

5. Жертвенно-проверочный, буферный вопрос.

Он ставится сразу же после одного-двух нейтральных первых вопросов и вызывает, почти всегда, повышенные реакции, как у «прича­стного», так и у «непричастного» лица. Но у «непричастного» опрашиваемого он как бы разряжает энергию реакции, свя­занную с ожиданием первого вопроса в прямой обвинитель­ной форме, и, как правило, реакции уже на значимые вопросы не имеют такого выраженного характера. У «причастного» же опрашиваемого реакции на жертвенный контрольный вопрос сочетаются с выраженными реакциями на остальные значи­мые вопросы.

Примеры данных вопросов:

- Вы намерены лгать на мои вопросы относительно кражи денег?

- Вы будете отвечать честно на каждый вопрос теста, касающийся кражи денег?

Этот вопрос не анализируется и не обрабатывается при обсчете теста.

6. Провоцирующий контрольный вопрос. Помогает определить относительный уровень тревожности человека, а в случае заторможенности на момент обследования – провести его стимуляцию.

Основная задача провоцирующего вопроса— опреде­лить индивидуальный уровень реагирования опрашиваемого на тесты вообще. Например, вопросы могут звучать так:

- У Вас есть основания бояться результатов тести­рования?

- Вы доверяете результатам тестирования?

- Каковы будут Ваши результаты на полиграфе сего­дня?

Большинство «непричастных» опрашиваемых открыто и прямолинейно будут говорить, что они с легкостью пройдут обследование и подтвердят, что говорят правду.

Склонные к обману лица могут задержаться с ответом или пояснять, что надеются на положительный результат, или будут сомневаться, ссылаясь на какие-нибудь вопросы по соб­ственному самочувствию, надежности полиграфа.

7. Внутренний контрольный вопрос.

Внутренний контрольный вопрос служит для выяв­ление боязни «непричастного» опрашиваемого в ошибочном своем обвинении к проверяемому событию.

Этот вопрос формулируется следующим образом:

— Вы боитесь. что в отношении Вас будет допущена ошибка?

8. Внутренний проверочный контрольный вопрос

Внутренний проверочный контрольный вопрос на­правлен на выявление надежды «причастного» опрашиваемо­го на то, что его ложь не будет выявлена, что специалист сде­лает ошибку в его сторону.

Формулировка этого вопроса следующая: «Вы надеетесь, что в отношении Вас будет допуще­на ошибка?».

При формулировании контрольных вопросов специалист неизменно должен использовать жёсткую терминологию в отношении деяния (убил, изнасиловал и т.д.).

Достоинства контрольных вопросов: помогают избежать ошибки в виде обвинения невиновного лица (например, невротика, остро реагирующего на любой вопрос).

Недостатки: сложны в использовании – требуют тщательной формулировки, связаны с определённым риском. В случае использования контрольных вопросов можно ошибиться, если задать черезчур значимый вопрос причастному лицу, который перебьёт его реакцию на проверочный и тем самым покажет испытуемого невиновным. В случае же, если контрольный вопрос не окажется значимым для исследуемого, данный вопрос бесполезен. Кроме того, контрольные вопросы требуют «накрутить» обследуемого, поэтому они неэтичны и нечувствительны к эмоциям и чувствам обследуемого.

Порядок проведения: вопросы формулируются исходя из данных предтестовой беседы, уточняются и корректируются во время обсуждения вопросов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...