Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы составления заключений по результатам СПФИ. Специфика формулирования выводов по результатам СПФИ.




Выводы по результатам проведения СПФИ специалист оформляет в виде заключения (справки) специалиста по результатам специального психофизиологического исследования.

В Заключении должны быть указаны вопросы, поставленные для выяснения; использовавшиеся при проведении методы и средства; выводы по результатам СПФИ; значимые особенности проведения СПФИ и поведения опрошенного лица, а также представлен анализ зарегистрированных психофизиологических данных, из которых следуют выводы специалиста.

Основной задачей заключения являются ответы на вопросы, поставленные заказчиком перед оператором полиграфа.

Форма представления результатов тестирования должна быть понятной для заказчика. При написании заключе­ния мы должны дать заказчику возможность понять взаимосвязь полученных положительных реакций как внутри теста (между вопросами), так и между тестами. Например, в тестах, используемых при приеме на работу, иногда ставит­ся задача установить наличие слабо контролируемой обычными методами жестокости в поведении претендента. Она определяется по трем вопросам, которые нередко разносят по разным тестам (мучил ли в детстве животных, занимался ли поджогами, было ли недержание мочи). Если в заключении мы просто перечислим положительные реакции на эти вопросы, это может быть непонятным для заказчика. Но если мы в заключении напишем, что на осно­вании положительных реакций, полученных при тестировании, можно пред­положить, что гражданин И. в своих отношениях с окружающими может быть очень жесток, это будет понятно любому заказчику.

Вообще при возникновении проблем с написанием заключения всегда не­обходимо принимать во внимание следующее правило.

Заключение должно

а) подтверждать или отрицать поставленные заказчиком вопросы;

б) текст заключения должен быть доходчивым, а трактовка результатов — убедительной и однозначной.

При написании заключения вы должны представить, что перед вами сидит заказчик, который не только ничего не слышал о контрольных, значимых и нейтральных вопросах, но и часто плохо представляет себе, что такое поли­граф, а тем более методы проверки на нем.

Перед вами стоит задача все полученные результаты полиграфной провер­ки четко довести до сознания заказчика. Если соблюдать эти правила, про­блем с пониманием результатов заключения у заказчика не будет никогда.

Таким образом, при написании заключения, используя взаимосвязь между вопросами, мы значительно увеличиваем объем полезной информации, пере­даваемой заказчику.

Основные задачи полиграфолога состоят в том, чтобы документы, полу­ченные в ходе тестирования, отразили выявленную скрываемую подозревае­мым информацию, и были доведены до заказчика в доступной форме. Так как работа по делу не заканчивается полиграфными проверками, результаты те­стирования должны быть представлены в таком виде, чтобы следствие могло использовать их в дальнейшем.

В компетенцию полиграфолога входит формулирование по результатам проведенного ПФИ вывода о степени соответствия действительности утверждений обследуемого, относящихся к событиям или фактам, интересующим инициатора ПФИ. Данный вывод полиграфолог делает на основании сопоставления психофизиологических реакций обследуемого, которые возникли в ответ на предъявленные ему проверочные, контрольные и другие вспомогательные вопросы, сформулированные в соответствии с задачей ПФИ, и последующей оценки относительной значимости этих вопросов для обследуемого.

Формулирование вывода (в какой бы то ни было форме) о существовании события либо отдельных обстоятельств случившегося в компетенцию полиграфолога не входит, т.к. в соответствии с действующим законодательством заключение специалиста – это источник сведений, на основе которых наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также иных обстоятельств, имеющих значение для дела, устанавливают уполномоченные на то лица в порядке, определенном соответствующими нормативными актами.

По материалам ПФИ полиграфолог составляет письменное заключение, в котором рекомендуется указывать следующее:

· дату, время и место проведения ПФИ;

· основания проведения ПФИ;

· сведения об инициаторе;

· сведения о полиграфологе (Ф.И.О.; документ, дающий право на проведение исследования);

· вопросы, поставленные на его разрешение;

· материалы, предоставленные в распоряжение полиграфолога;

· фамилию, имя, отчество и год рождения обследованного лица;

· сведения об иных лицах, присутствовавших при проведении ПФИ;

· наименование использовавшихся при проведении ПФИ технических средств;

· методики, по которым проводилось тестирование на полиграфе;

· содержание тестов (при необходимости);

· выводы по поставленным вопросам.

В Заключении также отмечается факт получения письменного согласия обследованного лица на участие в ПФИ.

Если при проведении ПФИ полиграфолог установит обстоятельства, которые имеют значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, то он вправе указать на них в своем заключении.

Сведения о поведении обследуемых во время проведения ПФИ; информация, полученная полиграфологом в ходе заключительного собеседования; заявления, сделанные в письменной форме обследуемым, а также иными участниками ПФИ; данные, полученные при использовании иных, не относящихся к ПФИ, методов психологии, прикладной психофизиологии и т.д., которыми профессионально владеет полиграфолог, могут быть указаны непосредственно в заключении либо представлены в виде приложения к заключению.

В случае проведения ПФИ комиссией специалистов по результатам исследований полиграфологами (при совпадении мнений) составляется единое заключение. При возникновении разногласий каждый из полиграфологов, участвовавших в проведении ПФИ, дает отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласие.

Заключение направляется в адрес инициатора в запечатанном пакете с пометкой «Лично», порядок хранения и обращения с ним должен соответствовать установленным требованиям. Предъявление опрашиваемому лицу результатов проведения СПФИ осуществляется по его требованию.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВКЕ ВОПРОСОВ. ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

Требования к вопросам.

1. вопросы должен быть сформулирован таким образом, что на него можно ответить односложно да/нет. В этих вопросах не должны участвовать вводные слова: где, когда, куда, каким образом - поскольку постановка этих вопросов не предполагает односложного ответа, а на длинный ответ сложно зафиксировать однозначную реакцию.

2. вопросы должен иметь ясную четкую формулировку, при это должен быть максимально коротким. Чем вопрос проще и короче, тем он боле ясен и понятен для психики исследуемого лица. Громоздкий вопрос затрудняет понимание исследуемым лицом смысла, который несет в себе вопрос. С другой стороны, время, затраченное на громоздкий вопрос, является достаточно длительным, что затрудняет регистрацию физиологических показателей.

3. вопрос должен содержать в себе только одно действие или один факт. Нельзя задавать вопрос в такой форме: пропавшую документацию взяли и вынесли из офиса, Вы?

4. вопрос должен иметь одно единственное смысловое наполнение. Строго соответствующее целям ПФИ. Конкретный смысл, подчинённый целям.

5. вопрос не должен побуждать исследуемое лицо к субъективной оценке или толкованию его содержания. Вы считаете себя честным человеком, вы регулярно употребляете крепкие спиртные напитки? Такие вопросы вводят в заблуждение.

6. формулировка вопроса не должны выражать недоверие специалиста к исследуемому лицу, поскольку это может привести к суждению человека о том, что он уже назначен виновным и проверка носить сугубо формальных характер. "Признайтесь именно вы стреляли в эту машину".

7. в поле исследования категорически запрещается использовать опросы относительно национальности, политических убеждений, религиозных воззрений, семейного положения, сексуальных предпочтений, кроме случаев, если это не являемся целью проверки.

8. при формулировании проверочных вопросов желательно избегать эмоциогенных слов, таких как - кража, убийство, ограбление, изнасилование и т.д.., эти вопросы заменяются на более мягкие.

9. специалисту необходимо использовать тот лексикон, который характерен для исследуемого лица.

10. вопросы никогда не формулируются в будущем времени. Не корректный вопрос - будущей зимой вы поедите в Москву. Во втором полугодие будет совершен теракт. Но можно «Вы планировали зимой посещать Москву?.. «Думали над тем, чтобы..»

Очень важно, чтобы испытуемые не отвлекались во время тестирования на полиграфе. Любой отвлекающий фактор способен вызвать физиологическую реакцию, которая будет замечена полиграфом и может оказать влияние на результат. Поэтому желательно, чтобы тест проходил в помещении со звукоизоляцией, куда не проникают посторонние звуки. Также экспериментатор и оборудование должны находиться позади испытуемого. Более того, испытуемым запрещается двигаться и позволено отвечать на вопросы только «да» или «нет», поскольку движения и речь могут привести к нежелательным физиологическим реакциям. Становится очевидным, что сотрудничество с испытуемым является необходимым условием проведения тестирования. Поэтому участие возможно только на добровольной основе, причем у испытуемых есть право прекратить тест в любое время. Однако прекращение тестирования выглядит нежелательным, поскольку может навлечь на испытуемого еще большие подозрения и без труда натолкнуть на такой вопрос, как: «Если вы невиновны, то почему бы не доказать это тестированием на полиграфе?»

Экзаменатор формулирует и обсуждает с испытуемым те вопросы, которые будут задаваться во время тестирования на полиграфе. Существует две причины предварительного обсуждения вопросов с испытуемым. Во-первых, экспериментатор должен убедиться, что испытуемый понимает вопросы, так чтобы в дальнейшем, во время тестирования или после него, не происходило никаких обсуждений содержания вопросов. Во-вторых, экспериментатор получает заверение, что испытуемый будет отвечать на вопросы только «да» и «нет» (а не «да, но...» или «это зависит...»).

Существует три типа вопросов, а именно: нейтральные, значимые и контрольные вопросы.

Нейтральные вопросы играют роль наполнителей. Поэтому при обработке результатов тестирования физиологические реакции на эти вопросы игнорируются. Наполнители могут использоваться для того, чтобы проверить, насколько внимателен испытуемый к вопросам экзаменатора.

Значимые вопросы — это специальные вопросы, касающиеся преступления. Например, в случае с кражей может быть задан следующий вопрос: «Вы брали эту фотокамеру?» Конечно, как виновные, так и невиновные испытуемые ответят на этот вопрос «нет», иначе бы они сознались в краже. Ожидается, что значимые вопросы вызывают более сильное возбуждение у виновных подозреваемых (поскольку они лгут), чем у невиновных (поскольку они говорят правду).

Контрольные вопросы имеют отношение к поступкам, которые связаны с расследуемым преступлением, но непосредственно на него не указывают. Они всегда носят обобщенный характер, умышленно размыты и охватывают длительный период времени. Их цель — привести испытуемых в замешательство (как виновных, так и невиновных) и вызвать возбуждение. Эта задача облегчается тем, что, с одной стороны, не оставляет подозреваемому выбора, кроме как лгать при ответе на контрольные вопросы, и, с другой стороны, показывает ему, что полиграф выявит эту ложь.

Полиграфолог формулирует контрольный вопрос таким образом, чтобы, по его мнению, отрицательный ответ испытуемого был ложью. Точная формулировка вопроса будет зависеть от тех обстоятельств, в которых находится испытуемый, но в условиях тестирования по поводу кражи может быть задан такой вопрос: «За первые 20 лет жизни вы когда-нибудь брали то, что вам не принадлежало?» Экзаменатор полагает, что испытуемый в самом деле мог взять что-либо чужое до 21 -летнего возраста (так как это характерно для многих людей). В обычных условиях некоторые испытуемые могли бы признаться в своих проступках. Однако во время тестирования на полиграфе они не сделают этого, поскольку экзаменатор обычно сообщает, что признание в воровстве подобного рода заставило бы его думать об испытуемом как о личности, способной на совершение расследуемого преступления, и поэтому возложить на него вину.

Таким образом, испытуемому не остается ничего другого, как отрицать совершенный ранее проступок и, следовательно, давать лживый ответ на контрольные вопросы. Если тем не менее испытуемые сознаются в некоторых проступках, тогда формулировка контрольного вопроса меняется (например, «Помимо того, что вы мне уже сказали...»). Более того, экзаменатор обычно сообщает испытуемому, что лживые ответы на контрольные вопросы во время тестирования вызывают физиологические реакции и регистрируются полиграфом. Тогда испытуемый начинает думать, что лживый ответ на контрольные вопросы показывает, что он был также нечестен в отношении значимых вопросов, касающихся расследуемого преступления, и, если вернуться к нашему примеру, будет обвинен в краже фотокамеры. На самом деле, как будет обсуждаться в дальнейшем, экзаменатор интерпретирует сильные физиологические реакции на контрольный вопрос как попытку быть правдивым, но он просто не информирует об этом испытуемого!

В целом, контрольные и значимые вопросы могут вызывать различные паттерны физиологических реакций у виновных и невиновных подозреваемых. У невиновного подозреваемого контрольные вопросы могут приводить к более сильному возбуждению, чем значимые вопросы, по двум причинам.

Во-первых, невиновный подозреваемый дает лживые ответы на контрольные вопросы, но правдивые на значимые.

Во-вторых, поскольку испытуемый отвечает нечестно на контрольные вопросы, на которые экзаменатор делает настолько сильный акцент, и поскольку он знает, что дает правдивые ответы на значимые вопросы, то будет больше обеспокоен ответами именно на контрольные вопросы. С другой стороны, ожидается, что у виновных подозреваемых те же самые контрольные вопросы вызовут меньшее возбуждение, чем значимые вопросы. Виновный подозреваемый дает лживые ответы на оба типа вопросов, тогда как в принципе оба типа вопросов должны приводить к аналогичным физиологическим реакциям. Однако поскольку значимые вопросы представляют для него самую серьезную угрозу, они приведут к более сильной физиологической реакции, чем контрольные. Виновный подозреваемый может рассуждать так: «Если экзаменатор поймет, что я лгу, отвечая на значимые вопросы, для меня все кончено, но все же остается небольшая надежда, если экзаменатор заметит, что я солгал и по контрольным вопросам».

 

Основные вопросы Вспомогательные вопросы (Позволяющие решать поставленные задачи)
Проверочные; по теме проверки 1.Нейтральные вопросы (Вы сидите на стуле? Горит свет? Вы живете в Москве? Биографические вопросы, желателен ответ «да»)
2. Контрольные вопросы (вопросы сравнения): А) вопросы вероятной лжи (Вы обманывали близких? До 2016 года Вы совершали кражи?-Исключающий вопрос Включающий вопрос-Вы обманывали следователя по деталям дела? Б) вопросы управляемой лжи (Вы хотя бы раз в жизни нарушали ПДД?) В) вопросы на искренность (адресованы не причастному) В) легендированные вопросы (Пропал телефон. А был еще фотоаппарат стоимость. 110 тыс р. Это ты украл фотоаппарт?) Г) симптоматический вопрос (В настоящее время Вас беспокоит что-то большее, чем сама проверка?- Задается в первую очередь, если ответ «да», то проверка не проводится. Д)жертвуемый вгпрос (содержит суть произошедшего события) (Вы намерено отвечат правдиво на все вопросы с произошедшим событием честно?) Буферный(ослабляет реакцию на основные вопросы) Е) Вводный вопрос (Вы верите мне, что я не задам Вам вопрос, который мы не обсуждали ранее?)
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...