Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предтестовая и посттестовая беседа: правила и особенности проведения.




Предтестовая беседа является обязательным этапом СПФИ. Предтестовая беседа всегда должна предшествовать проведению поли­графных обследований.

Правильность ее проведения во многом определяет эффективность всей работы. Психологическая подготовка обследуемого во время предтестовой беседы чрезвычайно важна для последующего построения и определения порядка предъявления проверочных тестов, так как обеспечивает выполнение стимулами (многообразие которых отражает та или иная методика) их подлинной функции.

Предтестовая беседа проводится в целях:

· изучение обследуемого, установления психологического контакта с обследуемым лицом;

· адаптации обследуемого к ситуации исследования, окружающей обстановке, полиграфологу и полиграфу;

· уточнение деталей полиграфной проверки

· выявления обстоятельств, препятствующих проведению ПФИ;

· ознакомления обследуемого с процедурой в целом и правилами тестирования на полиграфе, в частности;

· разъяснения обследуемому лицу его правомочий и получения письменного заявления от обследуемого о его согласии (несогласии) на проведение в отношении него ПФИ;

· выяснения степени осведомленности обследуемого о проверяемом событии;

· восстановления в памяти обследуемого обстоятельств, связанных с темой исследования; обсуждения события и/или его деталей, послуживших поводом для проведения ПФИ;

· обсуждения с обследуемым тематики вопросов, которые будут задаваться ему в ходе ПФИ; получения дополнительной информации об осведомленности обследуемого по обсуждаемым темам;

· убеждения обследуемого в надежности и безопасности метода психофизиологической «детекции лжи», исключающей возможность ошибочных выводов, и бессмысленности любых попыток сознательного противодействия процедуре.

Необходимо помнить, что после вашего разъяснения, как сидеть во время тестирования (спокойно, не шевелиться, не дергаться и т.д.), возможно два вида поведения: лицо, считающее себя невиновным, добросовестно выпол­няет ваше указание: лицо, совершившее преступление, старается исказить результаты постоянными движениям, разговорами, почесываниями, покаш­ливанием и т.д. Матте (1998 г.) утверждает: «Только виновные обследуемые нарушают инструкции, и это очевидно. Этим неповиновением они надеются усилить «надежду на ошибку», приблизить желанный для них миг». В этом случае можно сказать тестируемому, что невиновный человек старается четко выполнять инструкцию, чтобы способствовать более точному прогнозу, поэ­тому вы рекомендуете ему сидеть спокойно.

В ходе беседы полезно выяснить интересы и увлечения обследуемого. Эти сведения полиграфолог может использовать для установления и поддержания психологического контакта с ним на протяжении всей процедуры.

В ходе беседы полиграфолог оценивает уровень эмоционального возбуждения обследуемого и, если он чрезмерно высок или низок, принимает дополнительные меры к его снижению или повышению, соответственно.

Правильно построенная и проведенная предтестовая беседа обычно позволяет непосредственно перед тестированием на полиграфе устранить чувство страха (иные негативные эмоции) у искреннего и усилить состояние эмоциональной напряженности у неискреннего обследуемого.

Полиграфолог должен убедить обследуемого в том, что исследование проводится на высоком профессиональном уровне и любые попытки последнего солгать будут обнаружены.

Предтестовую беседу предпочтительнее проводить в помещении, где находится полиграф, с тем, чтобы обследуемый имел возможность адаптироваться к обстановке. В случаях, когда заранее неизвестно, будет ли получено согласие обследуемого на участие в ПФИ (например, при наличии остроконфликтной ситуации в ходе служебного разбирательства) допускается проведение беседы в ином помещении.

Беседа начинается с того, что полиграфолог представляется обследуемому и приглашает последнего пройти в помещение, где расположен полиграф. Желательно, чтобы до этого момента обследуемый не знал имени полиграфолога, но был проинформирован инициатором ПФИ о том, что исследование будет проводить опытный специалист. Во время знакомства полиграфолог проявляет одновременно доброжелательность и сдержанность.

Полиграфолог обязан поинтересоваться у обследуемого, полностью ли тот понимает цель предстоящего исследования и что по этому поводу думает. Если обследуемый демонстрирует непонимание или неудовлетворенность предлагаемым обоснованием целесообразности проведения ПФИ, то необходимо сделать все возможное, чтобы полностью разъяснить обследуемому задачи исследования, подчеркнув, что оно носит добровольный характер и проводится исключительно в целях защиты его интересов. Только после достижения взаимопонимания обследуемому предлагается в письменной форме подтвердить свое согласие на участие в ПФИ.

Для того чтобы ваше общение больше напоминало непринужденную бе­седу, необходимо постоянно переходить от одной темы к другой.

При проведении ПФИ в ходе раскрытия и расследования преступлений внимание в предтестовой беседе должно быть направлено на выяснение степени информированности обследуемого о событии преступления (когда, где и каким образом оно произошло и пр.). и его деталях. Следует уточнить, когда обследуемый узнал конкретные факты и от кого именно, какова его версия произошедшего, и подозревает ли он кого-либо в совершении преступления.

Затем полиграфолог проводит сжатый, но обстоятельный опрос обследуемого по фактам его биографии. На этом этапе беседу желательно построить таким образом, чтобы добиться от обследуемого краткого (4-6 минут) монолога. Один из вопросов, который должен выяснить полиграфолог - проходил ли обследуемый ранее проверку на полиграфе или нет? Если да, то где, когда, по какому поводу и в какой форме? Данная информация используется для корректировки тактики проведения беседы.

В ходе ознакомления с биографическими данными основной упор делается на ознакомлении с периодом жизни обследуемого, непосредственно предшествовавшим событию, послужившего поводом для проведения ПФИ, а также на те аспекты, которые могут иметь к нему отношение. Все вопросы для предтестовой беседы готовятся заранее.

После обсуждения биографических данных полиграфолог переходит к вопросам о здоровье и самочувствии обследуемого. Целенаправленный опрос обследуемого, наблюдение за ним, оценка его поведения во время предтестовой беседы позволяют полиграфологу составить верное представление о здоровье и интеллекте обследуемого, а также решить вопрос о возможности (невозможности) проведения ПФИ.

После принятия решения о возможности дальнейшего проведения ПФИ полиграфолог обсуждает с обследуемым тематику вопросов, которые будут задаваться ему во время предъявления тестов, ставя перед собой задачу - сформулировать их так, чтобы они были понятны обследуемому и не вызвали у него в ходе тестирования неожиданных реакций, обусловленных гневом, удивлением, недопониманием, домысливанием и т.п.

Содержание данного этапа предтестовой беседы видоизменяется в зависимости от того, какая методика будет применяться в ходе тестирования. Иногда появляется возможность по-новому взглянуть на уже известные факты, скорректировать цель и содержание ПФИ (например, когда обследуемый сообщает ранее неизвестную значимую информацию). Однако в любом случае обследуемый должен быть уведомлен о том, что во время тестирования на полиграфе все вопросы ему будут задаваться только после предварительного обсуждения.

На данном этапе целесообразно обсудить с обследуемым вопросы первого теста из числа подготовленных для предъявления в ходе тестирования на полиграфе. Обследуемому поясняется, что тест будет озвучен (предъявлен) несколько раз подряд (от 3 до 5), вопросы будут одни и те же, только порядок их предъявления будет меняться. Кроме того, разъясняется, что тестов будет несколько, и вопросы каждого теста будут предварительно обсуждаться с обследуемым.

По окончании обсуждения вопросов первого теста обследуемый уведомляется, что тестирование начинается с установочного теста (синонимы: стим-тест, стимулирующий, стимуляционно-адаптирующий, ознакомительный тест).

На последнем этапе с целью повышения эффективности полиграфных проверок в процессе предтестовой беседы необходимо:

- дать оценку эмоционального состояния обследуемого;

- получить информацию о физическом и психическом здоровье;

- задать провоцирующие вопросы для выявления характера эмоциональ­ного реагирования и регулировки усиления каналов полиграфа.

Необходимо надеть электроды на подозреваемого и включить полиграф. Это время можно использовать для повтора отдельных этапов знакомства по­дозреваемого с полиграфом. Например, надевая датчик грудного дыхания, вы говорите подозреваемому: «Сейчас мы наденем верхний грудной датчик ды­хания». После его закрепления следует спросить: «Датчик вам не жмет?» — и получить ответ подозреваемого: «Датчик мне не мешает».

Необходимо помнить, что на этапе предтестовой беседы необходимо мак­симально сокращать время молчания с обеих сторон. Если все темы беседы уже исчерпаны, то можно просто комментировать свои действия в объеме, доступном подозреваемому.

В оптимальных условиях предтестовая беседа должна плавно переходить в тестирование. Это возможно в том случае, если в результате беседы не воз­никло необходимости серьезно корректировать тесты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...