Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таким образом, основная цель на первом этапе работы с опрашиваемым – добиться мотивации сотрудничества, а это станет ценной основой для решения последующих задач.




Невиновный подозреваемый почти всегда испытывает страх (из-за обвинения в тяжком преступлении, содержания под стражей, страха за свою будущую судьбу и репутацию, боязни, что на него «повесят» все преступления), а тот, кто испытывает генерализованный страх, может сильнее реагировать на значимые вопросы, чем на контрольные. В связи с этим на следующем этапе предтествой беседы необходимо очень серьёзное внимание уделить обсуждению значимой и контрольной тематики, причём основные усилия направляются на сглаживание сильной эмоциональной реакции, связанной с произошедшим событием, смещение установки испытуемого на контрольную тему.

В процессе беседы сначала выясняется степень осведомлённости опрашиваемого о совершённом преступлении. В подавляющем большинстве случаев человек знает все основные детали преступления, в связи с этим применение тестов методики выявления скрываемой информации затруднено. Опрашиваемому предлагается рассказать всё, что ему известно о совершённом преступлении. Естественно, специалист постоянно контролирует рассказ человека, задавая уточняющие вопросы, выясняя отношение опрашиваемого к этому преступлению, обсуждая его версии и возможные подозрения по данному делу. Также подводится промежуточный итог в беседе, резюмируется то, что рассказал опрашиваемый, затем происходит переход к обсуждению контрольной тематики. Конечно, у каждого специалиста есть свои приёмы перехода от проверочных вопросов к контрольным. Нам хотелось бы рассказать об одном из таких приёмов, неоднократно и успешно используемом именно при опросе лиц, которые испытывают сильный страх и волнение из-за подозрения его в совершении тяжкого преступления. Приступая к обсуждению контрольной темы, опрашиваемому задаётся общий (открытый) вопрос для выяснения точки зрения опрашиваемого относительно причины проведения тестирования именно в отношении его (например: «Как Вы думаете, почему сотрудники милиции высказывают Вам своё недоверие и решили проверить Ваши объяснения с использованием полиграфа?») После ответа на этот вопрос опрашиваемому сообщается «истинная» цель тестирования – возможное участие его в преступлениях в прошлом, о чём у сотрудников милиции, якобы, есть информация. При этом необходимо наблюдать изменения, фиксируемые в поведении (ситуация как в сравнении контрольных и проверочных вопросов при непосредственном проведении проверки).

 

ОГЛОБЛИН, МОЛЧАНОВ (С УКАЗАНИЯ СОШНИКОВА) ПЕЧАТАЛОСЬ ВРУЧНУЮ КРОВЬЮ, ПОЭТОМУ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ПУНКТОВ ВКЛЮЧАЕМ ФАНТАЗИЮ.

Ошибки объективной природы:

1. Трудности организационного порядка: инициатор обязан предоставить все условия, необходимые для проведения проверки (помещение, интерьер и т.д.).

2. Правовые проблемы (законность проверки): у полиграфолога (далее П.) должно быть свидетельство, на основании какого акта проходит та или иная проверка («О гос. Суд. Экспертизе», «Об ОРД» и т.д.).

3. Необходимость получения добровольного согласия: объясняем, что проверка нужна ему, а не П.(он – П. – лицо нейтральное), проверка направлена на подтверждение невиновности правдивых. Особое значение имеет такая работа при опросе только одного подозреваемого.

4. Необходимость преодоления недоверия к методу со стороны заказчика (негативный стереотип): устанавливаем доверие (преданно смотрим в глаза). Важен первый удачный опыт.

5. Необходимость преодоления недоверия к методу со стороны обследуемого. Вспоминаем фильм «Ошибка резидента», где П. легко обманывают (прям не шучу, так написано в учебнике), что сыграло двоякую роль: с одной стороны, стереотип, что волевому человеку ничего не стоит обмануть полиграфолога (что имхо обесценивает профессию), с другой – причастные легко соглашаются (а потом понимают, что ошиблись). Если «цена проверки» объективно высока, то для того чтобы убедить в эффект. метода дают комбинированный стимуляционно-адаптирующий тест (САТ)(это на цифру, карточный тест и предметы, то о чем говорила Юлия Игоревна). При этом мы не сообщаем сразу какую цифру (карту) выбрал испытуемый (смотрим по показаниям полиграфа), но ждем критического момента проверки (предъявления ответственного проверочного теста).

6. Объективное существование класса ситуаций, в которых крайне сложно принять обоснованное решение по результату проверки. Подобные проблем иногда происходят в ситуации с потенциально «открытым» кругом подозреваемых. Допустим, П. в ходе проверки сократил подозреваемых с 15 до 3. Но эти трое тот еще адец – один не здоров психически, другой гиперреактивен, а третьему была искусственно навязана значимость проверочной тематики. Здесь мы в первую очередь руководствуемся этическими, а не коммерческими соображениями, и говорим заказчику, что с условием обстоятельств (открытый круг подозреваемых) выполнена (и получаем в глаз).

7. Необходимость быстрой адаптации полиграфолога к условиям проверки (режим онлайн+смена тактики в ходе проверки).

8. Необходимость быстрого выбора тактики с различными характерологическими типами (демонстрируем интеллектуальное и личностное превосходство, а также блестящие коммуникативные навыки. При этом разговариваем на понятном человеку языке).

9. Неспецифичность информативных признаков.

10. Обвинительный и оправдательный уклон методик: любая методика страдает уклоном, тем или иным, поэтому применяем комплексно.

11. Обусловленная объективными обстоятельствами невозможность использовать МСИ.

12. Трудности дифференциальной диагностики бытового противодействия со стороны причастного лица и гиперреактивного характера изменений, регистрируемых физиолог. процессов у некоторых «правдивых» обследуемых, относящихся к тревожно-мнительному кругу: лжец создает то, что полиграфологи называют «космическим шумом» - кашу из показаний физиологии, а характер честного гиперреактивного испытуемого будет похож на эту картину.

13. Нередко обманчивый характер КГР. Для повышения валидности анализа КГР Сошников рекомендует в одном и том же тесте МКВ использовать диады взаимоисключающих вопросов: допустим, украли деньги из офиса спрятали где-то не на территории (это точно известно). Тогда в тесте смешанного типа на 3ью и 6ую позицию ставят вопросы: 1. «Вы спрятали пропавшие деньги на территории офиса?», 2. «Вы выносили пропавшие деньги за пределы офиса?». Непричастный тревожный испытуемый (или с навязанной значимостью тематики) даст одинаковые реакции, причастный по времени реакции будет иметь превышение на 2ой вопрос.

14. Сложность получения признательных показаний.

Субъективные ошибки:

1. Некомпетентность;

2. Неиспользование по тем или иным причинам всех имеющихся знаний и навыков;

3. Субъективная предубеждённость недостаточно опытного специалиста;

4. Влияние мнения инициатора на недобросовестного специалиста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...