Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-культурный менеджмент праздников: современное состояние и тенденции развития




 

Корпоративное мероприятие в его сегодняшнем виде стало формироваться в интенсивно развивающихся капиталистических странах Европы и Америки на рубеже XIX-XX веков. Этот процесс шел параллельно с процессом демократизации общества в целом. К тому времени собственники окончательно осознали смысл слова «мотивация» и значение этого понятия применительно к бизнесу. Человек, работающий не только для пропитания, но еще и «за идею», работает эффективнее, а значит, приносит большую прибыль. Из этого понимания стали формироваться приемы работы с персоналом фирмы, частью которых стало и корпоративное мероприятие - некий акт общей радости за общие успехи, достижения и свершения. В наши дни корпоративное мероприятие - способ искусного построения команды или «team building» - одно из самых важных событий в жизни любой организации и бизнес-структуры.

Развитие корпоративных мероприятий в России началось на рубеже XIX-XX веков. Как и в других странах, формировался институт корпоративного мероприятия, однако, несколько в ином виде, скорее, в образе «клуба по интересам» и интересы эти были не профессиональными, а политическими. Возможно еще и оттого, что энергия и знания выросшего в своем интеллектуальном уровне рабочего класса не были верным образом использованы собственниками, и возникли революционные общества. Рабочие, а в первую очередь, служащие осознали, что собственник смотрит на них, как на бездушные механизмы, а не как на источник своего благосостояния. Отсюда недовольство, желание изменить и улучшить ситуацию. Разумеется, прямой зависимости между отсутствием корпоративных праздников и революцией 1917 года нет, однако найти взаимосвязь между отсутствием грамотной работы с персоналом и причинами революционных волнений все же можно.

Что касается корпоративного праздника в Советском Союзе, то на первых порах он имел сильнейшую политическую окраску и если даже иногда и не превращался в митинг, то только потому, что оборачивался банальной попойкой - излюбленной формой празднования со времен Древней Руси.

К 60-м годам политическая окраска блекла и праздник обрел более «человеческое лицо». Составляющими «советского» корпоративного праздника в разных комбинациях были:

непременная официальная часть (с трибуной и графином на ней);

номера самодеятельности, которые могли иметь политическую направленность (сатира на капиталистов, прославление советского мироустройства), критическую направленность (об отдельных недостатках на предприятии), нейтральную направленность (сюда можно отнести любительские опыты в области театра, эстрады и музыки);

выступления профессиональных артистов (в те времена существовала система «шефства», которое концертные организации «брали» над предприятиями, заводами, колхозами). Концерт в цеху или на вспаханном поле - бытовая романтика артиста тех лет;

непосредственно застолье.

С распадом Советского Союза традиция корпоративных праздников практически ушла, с тем, чтобы возродиться в середине девяностых уже в ином качестве. Процесс формирования новой традиции корпоративных торжеств продолжается до сих пор.

Теперь отойдем от истории и попытаемся найти ответ на вопрос насколько необходимо корпоративное мероприятие в современной организации? Это мероприятие необходимо, прежде всего, для создания в коллективе дружеского, человеческого контакта и ощущения «сопричастности» общей цели, идее. Мероприятие также несет в себе функцию «фиксации успеха», он «закрепляет» последние достижения, позволяя продемонстрировать это партнерам и конкурентам.

Главное преимущество корпоративных праздников - прекрасная организация, предоставляющая участвующим в них работникам возможность свободного, беззаботного общения в кругу своих коллег и близких. Однако, необходимо всегда помнить: ничто так не портит впечатление, как не вовремя поданный автобус, нехватка мест, недостаток призов, плохо работающие микрофоны. Поэтому во время подготовки к празднику важно продумать все детали.

Корпоративный праздник является одним из самых заметных проявлений корпоративных традиций.

До сих пор отношение к корпоративным праздникам, как исследователей, так и сотрудников организаций, а в особенности, руководства неоднозначно. Связано это с тем, что в научной литературе не существует пока единогласно принятого точного определения корпоративного праздника, что, в свою очередь, ведет к крайне широкому диапазону трактовок понятия. Поэтому попытка вывести единое определение понятия корпоративного праздника будет полезной для дальнейшего рассмотрения и использования этого понятия в работе. Ко всему прочему, это достаточно актуально, в связи с все возрастающим интересом организаций к феномену корпоративных праздников, и отсутствию единого определения содержания этого явления.

Для начала стоит обратиться к определениям праздника в толковом словаре русского языка. Под словом «праздник» понимается:

день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь;

день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого;

выходной, нерабочий день;

день радости и торжества по поводу чего-либо

Праздники - это дни отдыха и веселья. С давних пор праздником считался не только «нерабочий день», но и, прежде всего день памятный - посвященный определенному событию. Праздники играли значительную социальную роль в жизни людей, являлись носителями ряда социальных функций- от поддержания отношений с соседними селениями и деревнями до образовательной функции и функции психологической разрядки. Таким образом, общее определение праздника - увеселительное мероприятие, посвященное определенному событию, значимому для группы, отмечающей это событие как значимое или важное, и несущее определенную социальную функцию.

Теперь внесем ясность в понятие корпоративного праздника. Под корпоративным праздником в данной работе будет пониматься праздник, инициированный компанией, и непосредственно связанный с самой компанией, ее сотрудниками, ее деятельностью, ее клиентами или общенациональными праздниками, празднование которых является частью корпоративной политики (внутренней или внешней) данной компании.

Для того, чтобы вывести единую формулировку корпоративного праздника, необходимо определить его основные характеристики.

Корпоративный праздник - неотъемлемая часть системы организационной культуры компании.

Корпоративный праздник является проводником базовых корпоративных ценностей и установок

Корпоративный праздник является специальным мероприятием, требующим повода, отдельной подготовки, финансирования и анализа результатов.

Корпоративный праздник может способствовать достижению поставленных целей, при условии его грамотного использования.

Корпоративный праздник может быть направлен на разные целевые аудитории, в зависимости от поставленных целей и задач.

Таким образом, выделив основные характеристики понятия, можно вывести следующее определение.

Корпоративный праздник - специальное мероприятие, инициированное и финансируемое компанией, организованное для персонала, партнеров, клиентов или иной целевой аудитории, посвященное знаменательному событию в жизни компании либо общества, и являющееся средством поддержания организационной культуры или достижения коммерческих целей организации.

Кроме того, будни налаженного бизнеса, вне зависимости от его профиля, как правило, не дают возможности раздать, помимо «кнутов», должным образом оформленные «пряники». Вот почему момент чествования «передовиков производства» также является важным элементом корпоративного мероприятия, создающим мотивацию, как для самих «передовиков», так и для их коллег.

Праздник - один из способов самовыражения. Именно поэтому, возвращаясь с отлично организованного корпоративного мероприятия или другого развлекательного мероприятия, мы почти не чувствуем вполне объяснимой физической усталости, а, напротив, ощущаем небывалый внутренний подъем, особую душевную наполненность. Причина такого состояния в том, что самовыражение человека в празднике - это, безусловно, отдача сил, но одновременно праздник наполняет его энергией для дальнейших свершений. Так работает механизм подлинного творчества.

Праздники всегда занимали видное место в системе воспитания и организации досуга, характерной для каждой исторической эпохи. В этом процессе социальные связи организатора массового праздника с его зрителями представлены в социально-культурных отношениях, наиболее соответствующих нынешнему способу организации производства, при котором отсутствует его идеологическая составляющая.

Сегодня мы являемся свидетелями качественно нового этапа в развитии культуры и досуга. В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей - в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и формируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга.

На смену «культурно-просветительной работе» пришла культурно-досуговая деятельность, сама идея которой характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации массовых акций, альтернативность в принятии управленческих решений, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ.

Торжество без повода невозможно. Само слово «праздник» выражает упразднение, свободу от повседневного труда. В большинстве случаев праздник - это свободное время, когда отмечают определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий.

Следующая характерная черта праздника - это коммуникация. Праздник выполняет следующие социальные функции: мировоззренческую, коммуникативную, рекреационную, творческую. При этом не стоит выделять какую-либо из них в качестве доминирующей - это может разрушить целостность влияния данного феномена.

Участники праздника могут являться как взрослые, так и дети. В процессе сотрудничества участники удовлетворяют потребность в коллективных взаимоотношениях.

Художественное содержание корпоративных мероприятий и праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой - разнообразные советы, наставления и правила поведения в будни и праздники.

Почти у каждого календарного праздника - своя тема, отражающая историю народа, страны, мира. Праздник - становится праздником, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.

Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются общими признаками, такими как:

абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;

свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;

наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора.

Классификация праздников весьма разнообразна. Можно выделить следующие виды праздников:

. Религиозные праздники.

Православные праздники восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божией Матери или памяти святых угодников. К наиболее известным религиозным праздникам в нашей стране можно отнести Пасху, Рождество.

. Языческие праздники.

Несмотря на то, что вот уже более тысячи лет в нашей стране государственной религией является христианство, языческие праздники по-прежнему весьма популярны. С ритуалами связано празднование дошедших до нас из глубины времен праздников. Наиболее популярными языческими праздниками в России можно считать Масленицу, а так же праздник Ивана Купалы, Колядки, Святки. Хотя, конечно, сегодня вариантов праздника существует куда больше, чем было у наших предков.

. Частные праздники.

Данные праздники можно также причислить к разряду семейных. Сюда можно отнести такие праздники как свадьба, годовщина свадьбы, дни рождения, юбилеи.

. Детские праздники.

Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми.

. Корпоративные праздники.

Корпоративные виды праздников из всего списка можно причислить к самым молодым. Первые корпоративные праздники появились в начале 1990-х годов. Эти праздники устраиваются в рамках какой-либо организации для ее сотрудников. Корпоративные праздники являются важной составной частью корпоративной культуры, и оказывают существенное влияние на мотивацию сотрудников. Не стоит выбирать поводом для корпоративного торжества день рождения отца-основателя компании (если это не компания «одной персоны») или, знаменательную дату церковного календаря. Чем меньше в поводе для празднования личного, тем лучше - это отличительная черта корпоративного мероприятия. Самыми популярными поводами для празднования корпоративных мероприятий можно назвать - празднование дня фирмы и корпоративный Новый год.

Социальные праздники обычно направлены на привлечение внимания общественности, правительства, СМИ к какой-либо злободневной проблеме. Примером социальных праздников могут выступать такие как «День семьи», «День защиты детей».

Также, стоит провести еще одну классификацию корпоративных мероприятий:

Внутренние - проходят, как правило, в день рождения компании или под новый год. Цели данных мероприятий: разделить успех среди тех, кто причастен к нему. Вручение грамот и кубков среди отделов и дилеров, банкет и концертная программа.

Целевые - как правило, проходят в межсезонье (весна/лето/осень) и носят определенные цели, например, определение текущего настроения в коллективе, снятие напряжения, консолидации, мотивации на успех. Чаще всего, это мероприятие носит выездной характер. Сотрудники в неформальной обстановке общаются, соревнуются и отдыхают.

Имиджевые - мероприятия, направленные на создание положительного образа среди партнеров и клиентов. Чаще всего применяются спортивно-азартные программы, такие как картинг, боулинг, олимпиада.

Более универсальный принцип классификации праздника - это масштаб празднуемого события и празднующей общности.

Таким образом, используя этот принцип, можно определить две основные группы праздников нашей страны:

Первая группа, это всеобщие праздники, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям. Это великие праздничные даты нашей страны, имеющие историческое значение, эпохальные события прошлых лет и наших дней. Социальная общность, празднующая такое событие, по существу безгранична - это может быть весь российский народ.

Всеобщий праздник складывается из ряда конкретных праздничных действий отдельных социальных групп: рабочих, интеллигенции, молодежи, этнографических и территориальных общностей, различных коллективов, движимых единым порывом.

- Во вторую группу можно выделить локальные праздники, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности. Сюда, как раз относятся корпоративные мероприятия. Рассмотрим их виды подробнее. В России корпоративные вечеринки устраивают несколько раз в году, обычно, перед новым годом и на 8 марта. В остальное время сотрудники пытаются сами наладить свой отдых и тратят свои деньги. В осмыслении досуга как социального явления с полным основанием можно положиться на народные культурно-педагогические идеи и традиции. Они, в частности, прямо указывают на тесную зависимость досуга от качества и уровня организации труда, степени его результативности и полезности, от психологической удовлетворенности человека своей основной трудовой деятельностью. Словом, только хорошо, плодотворно поработавший человек способен полноценно, с полной самоотдачей веселиться, отдыхать, расходовать свое досуговое время. Пословица «Рукам работа -душе праздник» убедительно подчеркивает, что всякая досуговая деятельность - некоторого рода продолжение радости труда. Таким образом, культура определяет, что именно руководство, должно заботиться об отдыхе сотрудников, заключать договора с фитнесс-центрами, игровыми клубами, ресторанами. Особенно это актуально для офисных работников, которые мало двигаются и постоянно испытывают психологическое давление. Задача корпоративного праздника и корпоративного отдыха привести в хорошую физическую и психологическую форму сотрудников.

Видов корпоративных мероприятий существует множество и организация любой вечеринки, вне зависимости от ее вида, отнимает очень много времени, денежных средств и энергии. Чтобы избежать неудачной организации, лучше использовать возможность обратиться к профессионалам, организация праздников для большинства из которых не просто работа, а стиль жизни.

Корпоративные праздники - совместное проведение досуга сотрудниками и членами их семей, партнерами и клиентами, позволяющие в непринужденной атмосфере, отбросив привычные формальности, установить личностные контакты и на этом позитивном фоне сформировать и закрепить чувство причастности к одному общему делу.

Проведение корпоративных праздников на сегодняшний день стало общепринятой практикой. Праздничная атмосфера красиво оформленного зала в корпоративных цветах компании и праздничный стол, демонстрируют значимость каждого сотрудника, а церемонии награждения лучших сотрудников в перерывах между выступлениями артистов, несомненно, повысят производительность труда сотрудников.

Хотя слово праздник и подразумевает под собой радость, веселье, свободу и беззаботность, но в значении словосочетания корпоративный отдых надо учитывать множество мелких моментов. Часто компании закладывают в свой годовой бюджет проведение подобных мероприятий, а именно планируют их заранее.

Корпоративный отдых является важным и необходимым элементом корпоративной культуры. Немало слов сказано руководителями предприятий и организаций и все они сходятся в одном едином мнении в том, что правильно организованный праздник очень положительно влияет на создание здоровой атмосферы в коллективе и повышение работоспособности сотрудников.

Нужен ли вообще так называемый «корпоративный отдых»? Напряженная обстановка офиса, где каждая минута на счету, не предполагает повода для душевного разговора. Увидеть истинный характер и пристрастия коллег также представляется сложной задачей. Работа - не место для личных эмоций - это утверждение абсолютно истинно.

Возвращаясь к корпоративному празднику, правильная организация которого может стать мощным мотивационным стимулом для сотрудников, объединит их в одну сплоченную команду, то есть укрепит командный дух и создаст заряд хорошего настроения на долгое время. О корпоративном отдыхе в наше время много говорят, часто пользуются его преимуществами и очень любят этот вид общения. И это естественно, ведь день, проведенный на природе в компании любимых сотрудников, действительно дарит настроение на несколько недель вперед.

Понятие праздник всегда ассоциируется с чем-то радостным, веселым, беззаботным, свободным. Такое восприятие этого слова характерно как для участников торжества, так и для его организаторов.

Непосредственно организация праздника - процесс сложный и комплексный и предполагает различные формы, варианты, цели, задачи менеджмента проведения праздника.

Не секрет, что хороший праздник - это тот праздник, который готовится заранее и позаботиться о таких немаловажных моментах, как место проведения мероприятия и составление оригинальной шоу-программы, является обязательным условием удачного проведения торжества. Хотя специалисты насчитывают более 600 форм и видов досуговых занятий, у значительной части социально-демографических групп населения преобладают определенные стандарты, стереотипы досуговых занятий, досугового поведения. Из этого следует, что не стоит упускать из внимания существование массы дополнительных услуг, организацией которых занимаются специализированные агентства по организации корпоративных мероприятий, чтобы сделать отдых более насыщенным.

Почти каждое событие корпоративного характера ознаменовывается массовыми гуляниями членов компании, вне зависимости от повода: будь то Новый год, день рождения начальника, юбилей фирмы или 8 марта. В проведении такой вечеринки могут быть задействованы профессиональные актеры, звезды российской эстрады, а в последнее время и зарубежной. Разумеется, подбором места проведения вечеринки, его оформлением, арендой и настройкой всей необходимой аппаратуры также занимаются настоящие профессионалы своего дела. Ну а феерическим завершением идеальной корпоративной вечеринки станет захватывающее пиротехническое шоу, что также безумно популярно последние несколько лет.

Тематические вечеринки довольно-таки часто организовываются в честь определенного культурного события или некого сообщества, объединенного одинаковыми взглядами на жизнь, науку, искусство. Оформление подобных праздников осуществляется в зависимости от повода, по которому они проводятся. И чем серьезнее такой повод - тем более ответственным должен быть подход людей, которые занимаются организацией определенного праздника.

Главной идеей каждого корпоративного мероприятия - всегда является сплочение коллектива и мотивирование работников компании. Именно поэтому структурно любой корпоративный вечер имеет официальную и развлекательную часть.

Строго выдержанная первая, официальная часть. Обычно в таком контексте организуются мероприятия, посвященные дню рождения компании (особенно юбилейные даты), профессиональные праздники. В списке приглашенных не только коллектив компании, но и партнеры, спонсоры и крупные клиенты. Выступления гостей, награждения работников, слова благодарности, вручение подарков может сопровождать концертная программа, не выходящая за рамки официального мероприятия: танцевальные, фольклорные коллективы, вокал.

Вторая часть такого праздника - фуршет или банкет с развлекательной программой и конкурсами ведущего.

Официальная часть носит формальный характер - первый тост от руководства компании. Дальнейшее действие - развлекательная программа с участием артистов. Для таких корпоративных вечеринок агентства могут предлагать тематические программы, стилизующие весь праздник от оформления зала, музыки, конкурсов ведущего, шоу-программы до призовой бутафории. Вечеринка в стиле бразильского карнавала, таинственного востока, съемки «Голубого огонька» или казино «Чикаго» надолго запомнятся всему коллективу. С помощью простых, но ярких аксессуаров гости вечера уже с порога смогут приобрести роли, соответствующие стилю вечера.

Неофициальный праздник предполагает отдых и развлечение для коллектива. Лучший вариант - загородное мероприятие на природе.

Корпоративный праздник - это не только повод лишний раз напомнить о себе и продемонстрировать возможности компании. Стильная официальная часть вечеринки с непринужденным весельем развлекательной программы запомнятся не только гостям, но и сотрудникам во время отдыха.

Важная задача корпоративного праздника - зарядить энергией всех сотрудников. На практике часто можно заметить последующее укрепление отношений внутри коллектива, повышение эффективности работы сотрудников. Все это, несомненно, поможет развитию бизнеса, процветанию компании и бренда. Корпоративные вечеринки объединяют не меньше рабочих будней. Все это определяет высокий уровень корпоративной культуры, что является залогом преуспевания любой компании.

Немаловажной задачей корпоративного мероприятия является еще и то, что он должен прорабатывать существующие конфликты и проблемы в работе сотрудников, а не подавлять их и не вытеснять, ведь само по себе противоречие не исчезнет.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...