Понятие и структура бюджет. правоотнош.
Бюджетные правоотношения - это урегулированные нормами бюджетного права общественные правоотношения, субъекты которых, будучи участниками бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, наделены субъективными правами и обязанностями. Структура: 1) Субъекты: это его участники (стороны). Необходимо различать понятия «участник (субъект) бюджетного правоотношения» и «субъект бюджетного права». Субъектами бюджетного права выступают все лица, которые в том или ином качестве могут являться сторонами общественных отношений, регулируемых бюджетным правом. В общем виде они могут быть названы субъектами права, на которых направлено действие бюджетно-правовых норм. Субъекты бюджетного права становятся участниками бюджетных правоотношений только с момента их вступления в качестве стороны в конкретные регулируемые общественные отношения. Участниками бюджетных правоотношений являются: 1) государство и его территориальные подразделения (РФ в целом, субъекты РФ, МО-ния); 2) Президент РФ; высшие должностные лица субъектов РФ, главы МО-ний; 3) законодательные (представительные) ОГВ и представительные органы МСУ; 5) исполнительные ОГВ (исполнительно-распорядительные органы МО-ний); 6) органы денежно-кредитного регулирования, кредитные организации (Центральный банк РФ; коммерческие банки и небанковские кредитные организации (РКЦ); 7) органы гос-ного (муниц-ного) финансового контроля; 8) главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств; 9) главные администраторы и администраторы доходов бюджета; 10) главные администраторы и администраторы источников финансир-я дефицита бюджета. 2) Объект: выступает то, по поводу чего или ради чего субъекты правовых отношений в бюджетной сфере вступают в правовую связь - разнообразные материальные (например, денежные средства в виде доходов или расходов бюджетов) и нематериальные блага.
3) Содержание: правовой статус субъектов правоотношений. Права, обязанности и компетенция субъектов бюджетных правоотношений предусмотрены бюджетным законодательством.
Понятие, принципы организации и функционирования бюджетной системы РФ. БС - это основанная на экономических отношениях и госуд-ом устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность фед. бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов гос. внебюджет. фондов. БС РФ трехуровневая: 1) Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (ПФР,ФСС,ФОМС их задача финансирование конкретных соц.-эк. Целевых мероприятий); 2) Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. 3) Местные бюджеты (бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений). Принципы (ст. 28 БК): 1) единства бюджетной системы - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса; 2) разграничения доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы (закрепление доходов,расходов,полномочий,источниковфин.диф за определенным бюджетом); 3) самостоятельности бюджетов; 4) равенства бюджетных прав субъектов РФ и муницип. образований(все равны в правах); 5) полноты отражения доходов и расходов бюджетов -все доходы и расходы бюджетов, бюджетов ГВФ и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах ГВФ в обязательном порядке и в полном объеме; 6) сбалансированности бюджета(объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов); 7) принцип эффективности использования бюджетных средств (достижение наилучших результатов при использовании наим.кол-ва бюджетных средств); 8) общего покрытия расходов бюджетов(расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета); 9) гласности - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении10) прозрачности (открытости) (обязательное публикование в СМИ); 11) достоверности бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета; 12) адресности и целевого характера бюджетных средств - бюджетные средства доводятся до конкретных получателей); 13) подведомственности расходов бюджетов (получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся); 14) единства кассы (зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета)
Бюджетное устройство РФ. БУ РФ - организация бюджетной системы и взаимосвязей между ее отдельными звеньями. Бюджетное устройство включает: структуру бюджетной системы; принципы функционирования; бюджетную классификацию. Бюджетное устройство основано на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных и местных бюджетов, а в федеративных государствах и бюджетов членов федерации; распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также платежи в бюджетную систему и расходование средств из нее. Принципы БУ РФ: 1) принцип единства бюджетной системы - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации.
2) принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации - закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; 4) принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов -все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме; 5) принцип сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита; 6) принцип эффективности использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств; 7) принцип гласности; 8) принцип достоверности бюджета; 9) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|