Пословицы и поговорки. Развитие логического мышления. Игры на развитие логического мышления. 1. «Какой предмет?». 2.«Из чего сделано?»
Пословицы и поговорки
1. Грамоте учиться всегда пригодится. 2. Ученье — лучшее богатство. 3. Ученье — свет, а неученье — тьма. 4. Повторение — мать учения. 5. Ученье в счастье украшает, а в несчастье — утешает. 6. Мир освещается солнцем, а человек — знаниями. 7. Не гордись званьем, а гордись знаньем. 8. Мудрым никто не родился, а научился. 9. Золото добывают из земли, а знания — из книги. 10. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. 11. Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает. 12. Кто любит науки, тот не знает скуки. 13. Книга — лучший друг. Развитие логического мышления Кроме тематической работы по обогащению й активизации словаря при восприятии окружающих предметов и явлений проводится и собственно языковая работа над словом: подбор синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов, определение многозначности слов. Синонимы — это слова, близкие по значению, но различающиеся оттенками. Например, холодный: снежный, вьюжный, ледяной, суровый, студёный. Задания на подбор синонимов можно усложнить вопросом: «Где лучше употребить слово, в рассказе или сказке? » Так, слово вьюжный уместно применить в рассказе о зиме, метели; слово студёный чаще встречается в сказках. Все эти слова обозначают отвлечённые признаки, дети их узнают только из речи взрослого. Постепенно ребёнок начинает не только подбирать синонимы, но и задумываться над тем, где уместнее их употребить. Для работы над антонимами (словами с противоположными значениями) большие возможности представляют пословицы и поговорки: «Мягко стелет, да жёстко спать», «Мал телом, да велик делом» и др. Используются при этом и существительные, и другие части речи: день — ночь, тёмный — светлый, работать—лениться, быстро — медленно. Противопоставления могут быть связаны с пониманием времени, пространства, качеств и свойств человека, предметов и явлений природы.
Ещё одним средством работы над словом являются сравнения. Первое время дети с трудом находят их в услышанном тексте и с большим трудом придумывают их, но потом делают это все легче, а детские сравнения отличаются непосредственностью и свежестью. Например, к слову снег сначала придумывают простые сравнения: снег лежит, как покрывало; закрыл землю, будто белой скатертью, ковром. Затем появляются другие: снег на солнце сверкает, как разноцветные звёздочки; под ногами хрустит, будто кто сухарики грызёт. Такие игры-упражнения помогают находить сравнения в стихах, рассказах, сказках. В дальнейшем дети будут использовать этот приём при создании собственных сочинений. Обогащает словарный запас подбор к слову эпитетов — определений. Если первое время дети называют обычные определения к понятию «лес» (густой, зелёный), то потом придумывают всё новые эпитеты: голый, пушистый, печальный, дремучий, хрустальный, мрачный, тенистый, таинственный. Голый лес — в рассказе про позднюю осень, хрустальный — в сказках. Детей старшего дошкольного возраста необходимо знакомить с разными значениями известных слов, учить правильно использовать слова в различных сочетаниях. Например, река мелкая, а море глубокое; груша крупная, а черешня мелкая. Как видно из приведённых примеров, слово мелкий имеет разные значения: «неглубокий», «маленький». Все названные виды работ над словом способствуют как обогащению словарного запаса детей, так и развитию логического мышления. Игры на развитие логического мышления 1. «Какой предмет? » Обучающий называет материал, из которого сделан предмет, а ребёнок отвечает, какой он: стакан сделан из стекла — стакан стеклянный; шкаф из дерева, труба из чугуна, сапоги из кожи, крыша из железа...
2. «Из чего сделано? » После первой игры дети запоминают, из чего сделаны многие предметы, и активно отвечают на этот вопрос: кукла — из пластмассы, коробка — из картона, тетради — из бумаги, дом — из кирпича... 3. «Назови предметы». Стеклянные: стакан, ваза, лампа, аквариум; кожаные: сапоги, туфли, босоножки, пальто, куртка, перчатки, плащ, кресло; деревянные: мебель и др. (Обязательно должны соблюдаться согласование слов. ) 4. «Что для чего нужно? » Инструмент — для работы, кукла — для игры, градусник — мерить температуру, часы — узнавать время, утюг — гладить бельё, ложка — кушать первое, вилка — кушать второе... 5. «Что надо человеку? » Близорукому — очки; инвалиду — костыль; подводнику — акваланг; космонавту — скафандр; художнику — кисть, краски, холст; глухому — слуховой аппарат; хоккеисту — шайба, клюшка... 6. «Что получит человек? » За подвиг — награду; за озорство — наказание; за работу — плату... 7. «Каков результат работы? » Художника — картины, машинистки — печатный лист, писателя — книга, строителя — дом, слесаря — кран (замок), портнихи — готовая одежда. 8. «Кто где работает? » В магазине — продавец, в школе — учитель, в детском саду — воспитательница, в библиотеке — библиотекарь, на заводе — инженер, рабочие, в больнице — врачи. 9. «Назови объединяющее понятие». Груша, яблоко — фрукт, редиска, картофель — овощ, автобус, метро — транспорт, тарелка, чашка — посуда...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|