Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пословицы и поговорки. Развитие логического мышления. Игры на развитие логического мышления. 1. «Какой предмет?». 2.«Из чего сделано?»




Пословицы и поговорки

 

1. Грамоте учиться всегда пригодится.

2. Ученье — лучшее богатство.

3. Ученье — свет, а неученье — тьма.

4. Повторение — мать учения.

5. Ученье в счастье украшает, а в несчастье — утешает.

6. Мир освещается солнцем, а человек — знаниями.

7. Не гордись званьем, а гордись знаньем.

8. Мудрым никто не родился, а научился.

9. Золото добывают из земли, а знания — из книги.

10. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

11. Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.

12. Кто любит науки, тот не знает скуки.

13. Книга — лучший друг.

Развитие логического мышления

Кроме тематической работы по обогащению й активизации словаря при восприятии окружающих предметов и явлений проводится и соб­ственно языковая работа над словом: подбор синонимов, антонимов, срав­нений, эпитетов, определение многозначности слов.

Синонимы — это слова, близкие по значению, но различающиеся от­тенками. Например, холодный: снежный, вьюжный, ледяной, суровый, студё­ный. Задания на подбор синонимов можно усложнить вопросом: «Где луч­ше употребить слово, в рассказе или сказке? » Так, слово вьюжный уместно применить в рассказе о зиме, метели; слово студёный чаще встречается в сказках. Все эти слова обозначают отвлечённые признаки, дети их узнают только из речи взрослого. Постепенно ребёнок начинает не только подби­рать синонимы, но и задумываться над тем, где уместнее их употребить.

Для работы над антонимами (словами с противоположными значениями) большие возможности представляют пословицы и поговор­ки: «Мягко стелет, да жёстко спать», «Мал телом, да велик делом» и др. Ис­пользуются при этом и существительные, и другие части речи: день — ночь, тёмный — светлый, работать—лениться, быстро — медленно. Противопостав­ления могут быть связаны с пониманием времени, пространства, качеств и свойств человека, предметов и явлений природы.

Ещё одним средством работы над словом являются сравнения. Пер­вое время дети с трудом находят их в услышанном тексте и с большим тру­дом придумывают их, но потом делают это все легче, а детские сравнения отличаются непосредственностью и свежестью. Например, к слову снег сначала придумывают простые сравнения: снег лежит, как покрывало; за­крыл землю, будто белой скатертью, ковром. Затем появляются другие: снег на солнце сверкает, как разноцветные звёздочки; под ногами хрустит, будто кто сухарики грызёт. Такие игры-упражнения помогают находить сравнения в стихах, рассказах, сказках. В дальнейшем дети будут использовать этот приём при создании собственных сочинений.

Обогащает словарный запас подбор к слову эпитетов — определений. Если первое время дети называют обычные определения к понятию «лес» (густой, зелёный), то потом придумывают всё новые эпитеты: голый, пушис­тый, печальный, дремучий, хрустальный, мрачный, тенистый, таинствен­ный. Голый лес — в рассказе про позднюю осень, хрустальный — в сказках.

Детей старшего дошкольного возраста необходимо знакомить с раз­ными значениями известных слов, учить правильно использовать слова в различных сочетаниях. Например, река мелкая, а море глубокое; груша круп­ная, а черешня мелкая. Как видно из приведённых примеров, слово мелкий имеет разные значения: «неглубокий», «маленький».

Все названные виды работ над словом способствуют как обогащению словарного запаса детей, так и развитию логического мышления.

Игры на развитие логического мышления

1. «Какой предмет? »

Обучающий называет материал, из которого сделан предмет, а ребё­нок отвечает, какой он: стакан сделан из стекла — стакан стеклянный; шкаф из дерева, труба из чугуна, сапоги из кожи, крыша из железа...

2. «Из чего сделано? »

После первой игры дети запоминают, из чего сделаны многие пред­меты, и активно отвечают на этот вопрос: кукла — из пластмассы, ко­робка — из картона, тетради — из бумаги, дом — из кирпича...

3. «Назови предметы».

Стеклянные: стакан, ваза, лампа, аквариум; кожаные: сапоги, туфли, босоножки, пальто, куртка, перчатки, плащ, кресло; деревянные: мебель и др. (Обязательно должны соблюдаться согласование слов. )

4. «Что для чего нужно? »

Инструмент — для работы, кукла — для игры, градусник — мерить температуру, часы — узнавать время, утюг — гладить бельё, ложка — кушать первое, вилка — кушать второе...

5. «Что надо человеку? »

Близорукому — очки; инвалиду — костыль; подводнику — акваланг; кос­монавту — скафандр; художнику — кисть, краски, холст; глухому — слуховой аппарат; хоккеисту — шайба, клюшка...

6. «Что получит человек? »

За подвиг — награду; за озорство — наказание; за работу — плату...

7. «Каков результат работы? »

Художника — картины, машинистки — печатный лист, писателя — кни­га, строителя — дом, слесаря — кран (замок), портнихи — готовая одежда.

8. «Кто где работает? »

В магазине — продавец, в школе — учитель, в детском саду — воспита­тельница, в библиотеке — библиотекарь, на заводе — инженер, рабочие, в больнице — врачи.

9. «Назови объединяющее понятие».

Груша, яблоко — фрукт, редиска, картофель — овощ, автобус, метро — транспорт, тарелка, чашка — посуда...

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...