Словообразование . 1. «Назови ласково». 2. «Назови большой предмет». 3. «Придумай кличку». Имя прилагательное. Словоизменение
Словообразование 1. «Назови ласково». Кот — котик, чашка — чашечка, кольцо — колечко; стул, окно, дерево, платье, колесо, гнездо, часы, дно, ведро... 2. «Назови большой предмет». Усы — усищи, кот — котище, рыба — рыбища. 3. «Придумай кличку». Рыжая корова — Рыжуха, рыжий котёнок — Рыжик, лохматая собачка — Лохматка. 4. «Закончи слово». (Образование однокоренных слов по назначению. ) Сахар в сахар... нице, суп в суп... нице, горчица в горчич... нице... 5. «Кто это делает? » (Образование однокоренных слов по роду деятельности. ) Детей учит учитель, дома строят строители, часы чинит часовщик, носит вещи на вокзале — носильщик... 6. «Раздели слово на два». (Сложные — двухкоренные слова. ) Что делает ледокол? — Лёд колет. Самолёт — сам летает. Вездеход — везде ходит, по любой местности... Имя прилагательное Словоизменение 1. «Определи цвет». (Согласование с существительным в роде, числе и падеже. ) Помидор — красный, огурцы — зелёные, тыква — жёлтая, платье — синее. 2. «Определи размер». Обучающий показывает детям три картинки, на которых нарисованы куклы разного размера и в платьях разного цвета. Надо расставить их по порядку. Большая кукла — в красном платье, средняя кукла — в синем платье, маленькая... (Можно работать с кубиками, машинками и другими предметами. ) 3. «Назови правильно». Обучающий называет картинки — все одинакового цвета, а дети — цвет: платье — синее, флажок — красный, трава — зелёная, лист —... 4. «Кто это и какой? » Это волк, он злой. Это лиса. Она пушистая, маленькая, хитрая. 5. «Что это и какое оно? » Это яблоко — круглое, красное, вкусное. Это песок — жёлтый, рассыпчатый, сухой. Это окно — большое, чистое, застеклённое.
6. «Отбери, не ошибись». Ребёнок раскладывает картинки на три стопки, называя рисунок и его цвет: голубой флажок, красный шар, белый конверт, синий пояс; синяя беседка, красная грелка, бк/гоя бумага, голубая тетрадь; синее одеяло, красное платье, белое облако, голубое небо. 7. «Полный ответ». Работая по сюжетной картинке, дети дают полные ответы, используют прилагательные в сочетании с существительными в разных падежах. На письменном столе лежат книги. Возле письменного стола стоит мягкий стул... 8. «Уточним». (Работа с синонимами. ) После прочтения рассказа обучающий спрашивает, как ещё можно назвать смелого мальчика. Отважный, храбрый, бесстрашный. Словообразование 1. «Назови ласково». Белый — беленький, хороший — хорошенький. 2. «Какой материал? » Змей сделан из бумаги — бумажный змей, стакан из стекла — стеклянный стакан, шкаф из дерева — деревянный шкаф; из пластмассы, картона, железа, чугуна и др. 3. «Чья эта часть? » У лисы хвост — (чей? ) лисий хвост (какой? ) пушистый, большой, рыжий. У слона хобот — слоновий хобот длинный, гибкий, подвижный. У овечки шерсть — овечья шерсть густая, пушистая, кудрявая, белая. 4. «Какой? » (Образование причастий по образцу. ) Мальчик играет — играющий мальчик; листья шуршат — шуршащие листья. 5. «Сравни». (Образование сравнительной степени прилагательных. ) лучше, плохой — хуже; высокий, низкий, длинный, короткий, толстый, тонкий, мягкий, жёсткий, горячий, холодный и др. Глагол 1. «Выбери правильно». Среди нескольких сказанных предложений ребёнок отмечает одно с заданным словом. Образец: Ребёнок катается; купается; качается; касается; копается.
2. «Кто что делает? » (Настоящее время, множественное число. ) Врачи — лечат людей, машинисты — водят поезда, портнихи — шьют... 3. «Нужные инструменты». (Настоящее время. ) Образец: иголка — иголкой шьют, утюг — утюгом гладят. 4. «Измени слово». (Настоящее время, единственное и множественное число. ) Обучающий произносит глагол в неопределённой форме и показывает рисунок, на котором изображён один или несколько малышей, а дети, соответственно, отвечают. Образец: рисовать — рисует или рисуют (зависит от картинки); бежать, носить, читать... 5. «Я и мы». (Настоящее время, первое лицо, единственное и множественное число. ) Образец: писать — пишу, пишем. Бежать, косить, носить, водить, укусить, сказать, связать, лизать, бродить, катить, повесить... (Слова с чередующимися согласными в корне. ) 6. «Добавь правильно». (Изменение глагола настоящего времени Образец: сидеть, я — сижу, ты — сидишь, он — сидит, мы — сидим, вы — сидите, они — сидят. 7. «Что делает? » Обучающий предлагает детям подобрать глаголы в настоящем времени. Что делает ветер? — Сильно дует, поднимает пыль, распахивает окна, ворота, нагоняет волны, срывает листья с деревьев... Травка — растёт, зеленеет, распускается, цветёт, желтеет... (солнце, цветок, любое животное, человек и т. д. ). 8. «Что видел? » (Прошедшее время. ) Называние действий после их демонстрации: один ребёнок производит действия, другие дети запоминают, потом рассказывают в том же порядке. Образец: Коля подошёл к столу, взял машинку, поставил её на полку; там взял зелёный и красный кубики, первый поставил, на столик, второй оставил себе. 9. «Как появились гости? » (Прошедшее время, согласование с существительным. ) К нам в гости дедушка пришёл, птичка прилетела, зайчик прибежали, уж приполз, кузнечик припрыгал, медведь прикосолапил... 10. «Вчера — сейчас». (Прошедшее и настоящее время. ) Вчера я ходила® парк, каталась на карусели... Сейчас я играю с куклой, одеваю её, пою чаем... 11. «Что делает — сделал? » (Совершенный и несовершенный вид. ) Саша ловит Толю. — Саша поймал, Толю. Рубит — нарубил, пилит — спилил, рисует — нарисовал, читает — прочитай! и др. 12. «Сегодня — завтра». (Настоящее или прошедшее время — будущее время. )
Сегодня я пишу (написала) письмо. — Завтра буду писать (напишу) письмо. Читал — буду читать, попрыгала — попрыгаю. 13. «Добавь слово». (Прошедшее время, согласование в роде, числе. ) Обучающий выбирает какой-нибудь глагол, например лежать, затем называет предметы мужского, среднего, женского рода, а дети отвечают на вопрос: «Что делал предмет? » Ручка — лежала, карандаш — лежал, одеяло — лежало, тетрадь — лежала, платье —... 14. «Прикажи». (Повелительное наклонение. ) Сидеть — сядь, стоять — встань, лежать — ляг, взять — возьми, класть — положи, брать — бери. 15. «Прикажи и объясни». (Повелительное наклонение и настоящее время. ) Бежать — беги! Он бежит. Сказать — скале ъс. 16. «Подбери слово и прикажи». (Повелительное наклонение. ) Обучающий называет предмет, а ребёнок подбирает соответствующее действие в повелительном наклонении: топор — руби; пила — пили.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|