Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словообразование . 1. «Назови ласково». 2. «Назови большой предмет». 3. «Придумай кличку». Имя прилагательное. Словоизменение




Словообразование 

1. «Назови ласково».

    Кот — котик, чашка — чашечка, кольцо — колечко; стул, окно, дерево, платье, колесо, гнездо, часы, дно, ведро...

2. «Назови большой предмет».

Усы — усищи, кот — котище, рыба — рыбища.

3. «Придумай кличку».

Рыжая корова — Рыжуха, рыжий котёнок — Рыжик, лохматая собачка — Лохматка.

4. «Закончи слово». (Образование однокоренных слов по назначению. ) Сахар в сахар... нице, суп в суп... нице, горчица в горчич... нице...

5. «Кто это делает? » (Образование однокоренных слов по роду деятельности. )

Детей учит учитель, дома строят строители, часы чинит часовщик, носит вещи на вокзале — носильщик...

6. «Раздели слово на два». (Сложные — двухкоренные слова. )

Что делает ледокол? — Лёд колет. Самолёт — сам летает. Вездеход — везде ходит, по любой местности...

Имя прилагательное

Словоизменение

1. «Определи цвет». (Согласование с существительным в роде, числе и падеже. )

Помидор — красный, огурцы — зелёные, тыква — жёлтая, платье — синее.

2. «Определи размер».

Обучающий показывает детям три картинки, на кото­рых нарисованы куклы разного размера и в платьях разного цвета. Надо расставить их по порядку. Большая кукла — в красном платье, средняя кукла — в синем платье, маленькая... (Можно работать с кубиками, машинками и другими предметами. )

3. «Назови правильно».

Обучающий называет картинки — все одинакового цвета, а дети — цвет: платье — синее, флажок — красный, трава — зелёная, лист —...

4. «Кто это и какой? »

Это волк, он злой. Это лиса. Она пушистая, маленькая, хитрая.

5. «Что это и какое оно? »

Это яблоко — круглое, красное, вкусное. Это песок — жёлтый, рассыпча­тый, сухой. Это окно — большое, чистое, застеклённое.

6. «Отбери, не ошибись».

Ребёнок раскладывает картинки на три стопки, называя рисунок и его цвет: голубой флажок, красный шар, белый конверт, синий пояс; синяя беседка, красная грелка, бк/гоя бумага, голубая тетрадь; синее одеяло, красное платье, белое облако, голубое небо.

7. «Полный ответ».

Работая по сюжетной картинке, дети дают полные ответы, исполь­зуют прилагательные в сочетании с существительными в разных падежах.

На письменном столе лежат книги. Возле письменного стола стоит мягкий стул...

8. «Уточним». (Работа с синонимами. )

После прочтения рассказа обучающий спрашивает, как ещё можно назвать смелого мальчика. Отважный, храбрый, бесстрашный.

Словообразование

1. «Назови ласково».

     Белый — беленький, хороший — хорошенький.

2. «Какой материал? »

Змей сделан из бумаги — бумажный змей, стакан из стекла — стеклянный стакан, шкаф из дерева — деревянный шкаф; из пластмассы, картона, железа, чугуна и др.

3. «Чья эта часть? »

У лисы хвост — (чей? ) лисий хвост (какой? ) пушистый, большой, рыжий.

У слона хобот — слоновий хобот длинный, гибкий, подвижный.

У овечки шерсть — овечья шерсть густая, пушистая, кудрявая, белая.

4. «Какой? » (Образование причастий по образцу. )

Мальчик играет — играющий мальчик; листья шуршат — шуршащие листья.

5. «Сравни». (Образование сравнительной степени прилагательных. )
Торт вкусный, но бывает ещё вкуснее, сладкий — слаще, хороший —

лучше, плохой — хуже; высокий, низкий, длинный, короткий, толстый, тонкий, мягкий, жёсткий, горячий, холодный и др.

Глагол

1. «Выбери правильно».

Среди нескольких сказанных предложений ребёнок отмечает одно с заданным словом. Образец: Ребёнок катается; купается; качается; ка­сается; копается.

2. «Кто что делает? » (Настоящее время, множественное число. ) Врачи — лечат людей, машинисты — водят поезда, портнихи — шьют...

3. «Нужные инструменты». (Настоящее время. ) Образец: иголка — иголкой шьют, утюг — утюгом гладят.

4. «Измени слово». (Настоящее время, единственное и множественное число. )

Обучающий произносит глагол в неопределённой форме и показы­вает рисунок, на котором изображён один или несколько малышей, а дети, соответственно, отвечают.

Образец: рисовать — рисует или рисуют (зависит от картинки); бе­жать, носить, читать...

5. «Я и мы». (Настоящее время, первое лицо, единственное и множественное число. )

Образец: писать — пишу, пишем. Бежать, косить, носить, водить, укусить, сказать, связать, лизать, бродить, катить, повесить... (Слова с чередующимися согласными в корне. )

6. «Добавь правильно». (Изменение глагола настоящего времени
по лицам и числам. )

Образец: сидеть, я — сижу, ты — сидишь, он — сидит, мы — сидим, вы — сидите, они — сидят.

7. «Что делает? »

Обучающий предлагает детям подобрать глаголы в настоящем времени.

Что делает ветер? — Сильно дует, поднимает пыль, распахивает окна, ворота, нагоняет волны, срывает листья с деревьев... Травка — растёт, зеленеет, распускается, цветёт, желтеет... (солнце, цветок, любое животное, человек и т. д. ).

8. «Что видел? » (Прошедшее время. )

Называние действий после их демонстрации: один ребёнок произ­водит действия, другие дети запоминают, потом рассказывают в том же порядке.

Образец: Коля подошёл к столу, взял машинку, поставил её на полку; там взял зелёный и красный кубики, первый поставил, на столик, второй оставил себе.

9. «Как появились гости? » (Прошедшее время, согласование с существительным. )

К нам в гости дедушка пришёл, птичка прилетела, зайчик прибежали, уж приполз, кузнечик припрыгал, медведь прикосолапил...

10. «Вчера — сейчас». (Прошедшее и настоящее время. )

Вчера я ходила® парк, каталась на карусели... Сейчас я играю с куклой, одеваю её, пою чаем...

11. «Что делает — сделал? » (Совершенный и несовершенный вид. ) Саша ловит Толю. — Саша поймал, Толю. Рубит нарубил, пилит спилил, рисует нарисовал, читает — прочитай! и др.

12. «Сегодня — завтра». (Настоящее или прошедшее время — будущее время. )

Сегодня я пишу (написала) письмо. — Завтра буду писать (напишу) письмо. Читал буду читать, попрыгала — попрыгаю.

13. «Добавь слово». (Прошедшее время, согласование в роде, числе. ) Обучающий выбирает какой-нибудь глагол, например лежать, затем

называет предметы мужского, среднего, женского рода, а дети отвечают на вопрос: «Что делал предмет? » Ручка — лежала, карандаш — лежал, одеяло — лежало, тетрадь — лежала, платье —...

14. «Прикажи». (Повелительное наклонение. )

Сидеть — сядь, стоять — встань, лежать — ляг, взять возьми, класть — положи, брать — бери.

15. «Прикажи и объясни». (Повелительное наклонение и настоящее время. )

Бежать — беги! Он бежит. Сказать — скале ъс.

16. «Подбери слово и прикажи». (Повелительное наклонение. ) Обучающий называет предмет, а ребёнок подбирает соответствующее действие в повелительном наклонении: топор — руби; пила — пили.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...