26.«Хорошо — плохо». 27.«Человек — какой?». 28.«Каким что бывает?». 29.«Что бывает таким?». 30.«Найди две вещи». 31.«Кто больше вспомнит?»
26. «Хорошо — плохо». Цель: развитие творческой личности, чувства справедливости, умения логически мыслить и оценивать свои действия. а) — На подносе стакан, чашка и кружка. Чем они похожи? -Это посуда, из этих предметов мы пьём; они круглые, гладкие, глубокие, устойчивые. -Да, это хорошая посуда, но, когда мы пользуемся этими предметами, нас не всё устраивает в них. Возьмём стакан. Что в нём хорошо? -Он прозрачный, видно, сколько в нём содержимого. -А что в нём плохо? -Стекло бьется; если налить кипяток, стакан может лопнуть; у него нет ручки; нельзя взять рукой стакан с кипятком; нельзя и пить — обожжёшь губы. Кружка прочная, металлическая, с ручкой, но с кипятком тоже обжигает. Чашка — с ручкой, не обжигает, но бьётся. Вывод: для горячих напитков — чашка, для тёплых и холодных — кружка; чтобы пользоваться стаканом, требуется подстаканник. б) Мама позвала ребёнка вечером с улицы домой. Перед ним выбор: сразу пойти — хорошо, маме приятно, но зато не погуляешь. Если ещё погулять — плохо, огорчишь маму. Малыш сам делает выбор. Можно провести беседу на эту тему в детском саду или дома: в каждом человеке есть хорошее и не очень; один стеснительный, молчаливый, другой много говорит, третий вспыльчивый, но все — добрые дети. Нужно относиться более терпимо друг к другу, стремиться сделать хорошее другому человеку. Тогда всем будет хорошо. 27. «Человек — какой? » Обучающий предлагает ребятам назвать положительные и отрицательные качества человека. - Какой бывает человек? -Высокий, низкий, полный, худой, красивый, приятный, симпатичный, добрый, злой, ласковый, грубый, внимательный, приветливый, вежливый. -Какой человек вам нравится (не нравится)? Почему?
28. «Каким что бывает? » Игра позволяет выяснить, как ребята понимают значения таких абстрактных понятий, как длина, ширина, высота, толщина. Одновременно идёт работа по закреплению сравнительной степени прилагательных. -Что бывает высоким? -Дерево, столб, человек. -Сравните, что выше, что ниже: столб или человек. -Что бывает широким? -Дорога, лента, шарф, полотенце. Шире — дорога, уже — лента. 29. «Что бывает таким? » Что бывает прямоугольной формы? Стол, шкаф, книга, коробка, телевизор. 30. «Найди две вещи». Одна шире другой (толще, тяжелее, уже, короче, выше, раньше): гусь толще утки; полдник раньше ужина и др. 31. «Кто больше вспомнит? » Дети работают с многозначными словами. По возможности используются картинки; в помощь детям задаются вопросы, например: Как мы ласково называем детскую руку? Что есть у двери? Где вы ещё встречались с этим словом? Ручка чайника, кружки, окна. Слово ключ — от квартиры; прозрачный ручей; отгадка к чему-то; нотный ключ. (Слова: шляпка, коса.... ) 32. «Уточним близкими словами». Ребята подбирают синонимы. Образец: снег падает — кружится, опускается, ложится, вьётся; смелый человек — храбрый, бравый, отважный, бесстрашный и т. д. 33. «Найди сравнение». С чем можно сравнить бабочку? С цветочком, с летящей звёздочкой, с пушинкой. На что похож гром? Как будто кто-то по небу ездит; тигр рычит; что-то большое катают по полу и др. Детям предлагается найти и запомнить сравнения в прочитанном тексте. 34. «Определи — какой». Ребята подбирают подходящие определения — эпитеты. Берёза — зелёная, кудрявая, стройная, белоствольная, плакучая... (предварительно демонстрируется картинка, но лучше показать натуральную берёзу; обратить внимание детей на её белый ствол, листья можно сравнить с кудрями).
35. «Пофантазируем». Эта игра развивает память, связную речь. Предлагается двенадцать — четырнадцать картинок из разных лексических групп (предметных), которые требуется запомнить в том же порядке. Для этого дети связывают их в отдельные предложения, включая в каждое одно-два названия, а по смыслу все они объединяются в единый рассказ. Обычно они предлагают много вариантов, фантазируют. Вот пример слов на дифференциацию звуков С-Ш: Маша, школа, лягушка, песок, мешочек, костюм, душ, косы, каша, кружка, стол, машинка, стакан. Всего 13 картинок. Один из рассказов с этими словами. «Маша шла из школы. Она увидела лягушку, которая прыгала по траве. Маша поиграла в песочнице — построила домик из песка и пошла домой. Дома она достала из мешочка спортивные туфли, сняла костюм, приняла душ. Потом заплела косы и села обедать. Она съела кашу, выпила кружку компота, убрала со стола и пошла играть с машинкой. Увидела стакан и убрала его в буфет». После рассказа дети называют по порядку все картинки, в основном безошибочно. Даже если их спросить об этом неделю спустя, они ответят правильно, причём мысленно они вспомнят предложение, а затем назовут слово. После таких игр дети лучше и быстрее составляют рассказы по сюжетным картинкам. 36. «Есть ли разница? » Брат отца — отец брата; сестра друга — друг сестры; брат моего отца — отец моего брата. 37. «Что я сделал раньше? » Я позавтракал после того, как поговорил с другом. Что раньше? Он слепил фигурку мальчика после того, как нарисовал домик. Что раньше?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|