Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегический уровень




 

Цель перехода к данной практике

Реалистичное прогнозирование расходов, необходимых для оказания адресной социальной помощи наименее защищенным слоям населения, основанное на оценке уровня и структуры бедности.

 

Краткое описание

Информационное поле органов социальной защиты муниципальных образований ограничено административными данными, основанными на формах статистического наблюдения. В этих данных имеются значительные пробелы, которые не позволяют оценить ни реальный уровень бедности (например, если бедные семьи не обращаются за социальной помощью, они выпадают из поля зрения органов социальной защиты), ни эффективность затрат на социальную защиту (например, отсутствует учет получения льгот). Кроме того, в условиях, когда неформальные доходы и скрытые платежи населения продолжают занимать значительную долю в экономике, достоверность административных данных о доходах недостаточна для реальной оценки уровня и причин бедности, необходимой для разработки адресных программ социальной помощи.

Изучение благосостояния населения в этих условиях возможно лишь на основе специальных выборочных обследований, разработанных с учетом современных методологий, позволяющих оценивать не только причины, масштабы и формы бедности, но и уровень социальной исключенности, ограниченности в доступе к социальным программам, реальную востребованность этих программ. Такие обследования позволят оценить эффективность оказываемой на муниципальном уровне социальной помощи и планировать расходы на основе этих оценок. В перспективе использование данных обследований дает возможность также использовать имитационные модели в разработке социальной политики и прогнозировании результатов тех или иных преобразований.

Подходы к реализации

Ограниченность финансовых, трудовых и временных ресурсов муниципальных образований требует в первую очередь тщательного анализа минимально необходимых параметров обследования (например, минимальный объем представительной выборки) и выделения соответствующих ресурсов. Следующим шагом становится разработка инструментария, основывающегося на задачах обследования и перечне информации, которую планируется получить. Для проведения обследований высокого уровня надежности требуется привлечение специалистов-социологов, которые могут провести оценки ошибок/смещения выборки, разработать качественный опросный лист, провести подготовку интервьюеров и логический, арифметический контроль ввода данных. Самим муниципальным образованиям целесообразно выступать в качестве заказчиков, определяющих цели и задачи обследования, а также ресурсные ограничения, а не исполнителей.

Также важно привлечение независимых аналитических групп или центров для подготовки выводов и рекомендаций о характере проводимой социальной политики, так как в большинстве случаев в муниципалитетах нет достаточных возможностей для качественного анализа поступившей информации, а также возможно возникновение конфликта интересов. Получение выводов о масштабах и структуре бедности позволит сконцентрировать ресурсы муниципальных образований на социальных программах, которые в наибольшей степени воздействуют на уровень благосостояния бедного населения.

 

Внедрение механизма стимулирования социальных инициатив на уровне объединения граждан (ТОСы и др.)

 

Стратегический уровень

 

Цель перехода к данной практике

Стимулирование деятельности местных сообществ, направленной на решение наиболее актуальных на местном уровне проблем социального обеспечения, развития социальной инфраструктуры, повышения качества социального обслуживания населения.

 

Краткое описание

Возможности местного самоуправления в решении проблем социальной сферы и компенсировании так называемых «изъянов рынка» могут быть значительно расширены посредством механизмов социального партнерства власти и населения муниципальных образований. Для того, чтобы эти механизмы работали и способствовали решению именно тех проблем, которые вызывают наибольшее социальное недовольство на местном уровне, необходимы финансовые рычаги, которые бы стимулировали население вкладывать реальные усилия, а также софинансировать осуществление практических мер по повышению благосостояния.

Принцип софинансирования имеет как минимум три преимущества. С одной стороны, он позволяет муниципалитету мобилизовать дополнительные ресурсы на осуществление социально значимых мероприятий. С другой стороны, участие граждан в финансировании возможно только в случае, если задачи мероприятий совпадают с приоритетами населения, и таким образом бюджетная доля софинансирования расходуется на реальные социальные приоритеты местного сообщества. Кроме того, возникает реальная заинтересованность населения в осуществлении общественного контроля за расходованием местных ресурсов.

 

Подходы к реализации

Внедрение данной практики основано на двух важнейших составляющих:

1) Налаживание партнерских взаимоотношений местной власти с самооблагаемыми объединениями граждан, включая выявление таких объединений, консультации с ними по вопросам приоритетов развития местных сообществ и по вопросам бюджетного планирования, проведение информационно-разъяснительной работы с населением для стимулирования самооблагаемой деятельности, в том числе на основе демонстрации результатов софинансируемых проектов.

2) Разработка и внедрение формальных процедур, включая:

· правила отбора заявок на софинансирование (дисквалификационные критерии, формы заявок, требования к объединениям граждан и их проектам, методики оценки заявок);

· принципы, порядок и условия предоставления и расходования грантов из местных бюджетов (включая максимальные и минимальные размеры, порядок расчета индивидуальных сумм для каждого объединения, правила перечисления и финансового контроля за произведенными расходами);

· определение направлений финансирования.

Важной составляющей практической реализации механизма поддержки самооблагаемых объединений граждан за счет средств местных бюджетов является ведение органами местного самоуправления регулярного мониторинга реализуемых проектов по разработанным и доведенным до сведения участвующих граждан правилам отчетности, основанным на показателях достигнутых результатов и произведенного воздействия.

 

 


Лучшая практика муниципального управления в сфере городского хозяйства: ЖКХ и транспорт

4.1. Управленческие решения «внутри» администрации

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...