Методические указания по подготовке к семинарским занятиям
Для студентов Семинарские занятия наряду с лекциями являются формой аудиторных занятий преподавателей со студентами и играют важную роль в усвоении криминологической теории. Семинары проводятся в учебных группах по наиболее узловым и сложным темам с целью углубленного изучения студентами теоретических проблем курса и привития им навыков научного анализа криминологических и других правовых явлений. На семинарских занятиях по организационной психологии применяются следующие формы работы: 1. Обсуждение теоретических вопросов темы; 2. Решение в устной форме задач и ситуаций с использование действующего практического материала; 3. Обсуждение с участием всей группы предложенных студентами решений и подведение итога обсуждения по каждой задаче и психологической ситуации с указанием ошибок, допущенных студентами; 4. Заслушивание и обсуждение подготовленных студентами рефератов на тему семинарского занятия 5. Обсуждение конкретных практических дел по теме занятия 6. Проведение деловых игр, инсценировок отдельных психологических ситуаций. 7. Проведение встреч с известными учеными-психологами, специалистами- практиками. 8. Проведение текущего контроля знаний в форме индивидуального или группового собеседования, тестирования, контрольных письменных работ, выполнения программных заданий Успешному усвоению и закреплению знаний на семинарских занятиях способствует тщательная предварительная подготовка к ним студентов. Студентам необходимо, в первую очередь, ознакомиться с заданием к семинарскому занятию, определить примерный объем работы по подготовке к нему, выделить вопросы, упражнения и задачи, ответить на которые или решить их без предварительной подготовки не представляется возможным, а также ознакомиться с перечнем законодательных и иных актов, литературных источников рекомендуемых для изучения. Этот перечень может быть дополнен преподавателем, из него могут быть исключены отдельные источники с учетом изменений в законодательстве, принятия новых правовых актов и выхода в свет новой литературы. Об этом студенты информируются накануне подготовки к занятиям. Следует, однако, иметь в виду, что в библиотеке вуза могут отсутствовать отдельные рекомендуемые источники, поэтому их надо искать в других библиотеках города и Интернет-ресурсах. Студенты могут также самостоятельно подбирать литературу, исходя из имеющихся в их распоряжении соответствующих психологических источников, предложений книжных магазинов, библиотек, доступа к Интернет-ресурсам.
Во время семинарского занятия преподаватель опрашивает студентов по вопросам, заданным на данное занятие. Вопросы объявляются преподавателем на предыдущем семинарском занятии и, как правило, они коррелируются с вопросами, содержащимися в соответствующей теме учебной программы, но преподаватель вправе задать и некоторые другие вопросы, относящиеся к теме семинара и указать, на что студентам следует обратить особое внимание при подготовке к следующему занятию. Более того, поскольку вопросы в плане семинарских занятий даны в самом общем виде, подробнее узнать о разных аспектах того или иного вопроса можно в соответствующем разделе содержания курса Организационная психология. При подготовке к семинарскому занятию следует также руководствоваться методическими рекомендациями по каждой учебной теме, содержащимися в планах семинарских занятий, с которыми можно познакомиться в библиотеке ВУЗа. На первом этапе подготовки к семинарскому занятию следует внимательно прочитать конспект лекций, изучить лекционный материал, проблемы и вопросы освещавшиеся на лекционных занятиях. При этом важно обратить внимание на научные категории, понятия, определения, которые использовал лектор для раскрытия содержания темы. В криминологии как науке используется целая система специальных понятий и терминов, значение которых требуется запомнить и усвоить в процессе изучения курса. Они редко используются или вообще не встречаются в обыденном языке, но они образуют специфический язык учебного курса, с помощью которого раскрывается каждая тема, поэтому для успешного усвоения Организационной психологии необходимо свободное владение языковыми средствами учебной дисциплины. В случае, если не понятно значение какого-либо понятия, слова, выражения студент должен обратиться к словарю иностранных слов, словарю русского языка, психологической энциклопедии, психологическим словарям.
После внимательного изучения конспекта лекций и уяснения смысла и содержания основных понятий и вопросов темы можно обращаться к научно-теоретическому изучению материала по данной теме, проблеме. На этом этапе рекомендуется внимательно проработать, прежде всего, имеющуюся в распоряжении учебную литературу, которая позволит познакомиться с более широкой информацией по изучаемой теме, с другими подходами к освещению учебного материала и сыграет роль фактора, закрепляющего знания. Для этого студентам необходимо опять-таки заранее – дома, в библиотеке, в Интернет-ресурсах и т.д., найти и подготовить ответы на все заданные вопросы семинарского занятия. Невозможность найти ответ на какой-либо вопрос семинарского занятия в учебнике, используемом студентом, означает. Что студент должен найти ответ на этот вопрос в другом учебнике, любом другом литературном источнике. Полезно вести специальную тетрадь с записями ответов на вопросы семинарских занятий или формулировать ответы в письменном виде на персональном компьютере: это хорошо развивает научные, аналитические навыки, позволяет улучшить понимание вопросов, ведет к логичности, четкости и ясности ответов, и особенно способствует общекультурному росту студента, овладению русским письменным языком, частности.
Ни в коем случае при подготовке ответов нельзя ограничиваться использованием какого-нибудь одного учебника и лекционного материала. Крайне важно и обязательно обращаться к нормативным и законодательным актам, на которые ссылаются авторы лекций и учебников. Только в таком минимальном триединстве можно получить более-менее достаточное и прочное осмысление изучаемых тем. В планах семинарских занятий по каждой теме указываются нормативные источники, с которыми студент должен познакомиться при изучении данной темы. В работе над психологическими источниками важно не только составить себе представление об их содержании, о том какие именно взаимоотношения они регулируют, но также важно научиться использовать их в связи с изучаемой темой, как базовый материал; получить первоначальные навыки применения психологических норм при разрешении психологических ситуаций. Поэтому при подготовке ответа на вопросы семинарского занятия необходимо внимательно прочитать текст вопроса и попытаться аргументировано раскрыть его с обязательной ссылкой на соответствующую психологическую норму. Порядок ответов может быть различным: вначале теоретическое изложение вопроса, затем ссылка на психологичекую норму или наоборот, а также иной, например, с обозрения истории вопроса или ее изложения в научной литературе и т.п. Раскрывать какие-либо криминологические или правовые явления следует с определения их понятий и характеристики признаков (если, конечно, этому не были посвящены предыдущие вопросы). При сомнении в правильности ответов можно посоветоваться с другими студентами или обратиться за консультацией к преподавателю. По просьбе студентов могут проводиться индивидуальные и групповые консультации. Желательно при подготовке ответа не ограничиваться материалом одного учебника, а использовать научные статьи из журналов, сборников статей, другие монографии. Знание научных публикаций по изучаемой тематике, использование материалов научных и журнальных публикаций, свидетельствует о высокой степени подготовки студента к семинарскому занятию и не может не отразиться на оценке его ответа преподавателем.
При подготовке к семинарским занятиям можно пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами, слайдами, диафильмами, видеофильмами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства студенты могут использовать и на семинарских занятиях для наглядной демонстрации учебного материала или подтверждения правильности своих ответов на поставленные вопросы. О достаточной степени готовности к семинарскому занятию обычно свидетельствуют: 1. свободное владение психологической терминологией по заданной теме; 2. наличие системного представления о сущности и содержании изучаемой темы; 3. знание первоисточников известных ученых и их основных работ по данной тематике; 4. ориентация в принципиальных дискуссионных точках зрения организационной теории; 5. знание и умение применять теоретические основы организационной психологии; 6. осведомленность о состоянии организационной практики; 7. иные проявления полученных студентов знаний, например, такие как самостоятельное оценочное отношение к рассматриваемым вопросам. Ответы на вопросы должны быть ясными, логичными, конкретными и полными. При ответах студенты могут высказывать свою точку зрения, использовать психологические данные, обращать внимание на дискуссионные вопросы. Студенты должны показать на семинарском занятии свою способность к творческому мышлению, умение и навыки применения конкретных психологичеких норм в различных жизненных ситуациях. В связи с этим студентам следует заранее продумать и привести при ответе один - два примера из практики. Для того, чтобы студент обладал достаточными знаниями, умениями и навыками в области организационной психологии нужна повседневная целеустремленная, активная работа над изучением предмета. В процессе обучения студенты руководствуются подготовленной на кафедре психологии и педагогики программой. Она определяет объем необходимых студентам качественных знаний по учебной дисциплине. Студент, отвечающий на вопрос семинарского занятия должен стремиться делать это, по возможности, не прибегая к помощи каких-либо записей или учебников. Однако на семинарских занятиях не воспрещается использовать записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, если они побуждают студента к изложению отдельных вопросов, более полному освещению темы, а не просто перечитываются вслух. На семинарских занятиях приветствуется использование текстов первоисточников по конкретным вопросам, журнальных и иных научных источников, документов. Ответ должен быть настолько полным, насколько это требуется, чтобы достаточно полно раскрыть данный вопрос.
За устные и письменные ответы студентам выставляются оценки по пятибалльной системе или иной системе: например, раздельно учитывающей их ответы на теоретические вопросы и решение практических упражнений, задач, тестов. Студент, неудовлетворительно ответивший на поставленный перед ним вопрос семинарского занятия, должен отработать это занятие, то есть в особое время, определенное в специальном графике приема преподавателем студентов для сдачи задолженностей, ответить на любые заданные преподавателем вопросы из тех, что его группа рассматривала на данном занятии. Аналогичную отработку влечет каждый пропуск семинарского занятия, вне зависимости оттого, что было его причиной. Семинарские занятия могут проводиться в форме свободной дискуссии при активном участии всех студентов. В таких случаях у каждого студента имеется возможность проявить свои познания: дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать альтернативные точки зрения и отстаивать их, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения законодательства по рассматриваемому вопросу. Дискуссии не исключают стихийного возникновения полемики. В целях поставить точку в дискуссии, рассудить оппонентов, студенты могут задавать вопросы и преподавателю. Как отмечалось уже выше, помимо устных опросов студентов на семинарских занятиях могут проводиться письменных контрольные работы, тестирование, могут использоваться другие формы контроля и оценки знаний студентов. Ответы студентов на семинарских занятиях, их активность учитываются преподавателем при выставлении им зачетов и оценок на экзаменах.
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Читайте также: I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|