Методика исследования конкуренции на рынке
Как правило, конкурентов изучают в такой последовательности: Этапы: Классификация и выявление основных конкурентов. Анализ показателей деятельности конкурентов; выявление сильных и слабых сторон деятельности каждого. Сравнительный анализ конкурентов: составление Листа оценки конкурентоспособности фирмы относительно основных конкурентов; «Многоугольник конкурентоспособности». Выбор стратегии фирмы в конкурентной борьбе. 1 Этап: Классификация и выявление основных конкурентов, Составление банка данных. Осуществляется в рамках общей системы сбора и обработки информации, действующей на фирме. Типовое содержание сведений о фирме оформляется в виде “Справки на фирму”, включающей различные разделы, которые размещаются в определенной последовательности и дают наиболее полное представление о её производственно-сбытовой деятельности, организационной структуре, финансовом положении, реноме и престиже. Справка на фирму. 1. Полное или сокращенное наименование фирмы на иностранном и русском языках. 2. Почтовый адрес фирмы, страна регистрации, номер телекса, телефакса и телефона, e-mail. 3. Величина фирмы в зависимости от размеров акционерного капитала, активов, оборотов, продаж. 4. Вид собственности (частная, государственная, кооперативная, общественная, смешанная). 5. Правовое положение фирмы (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, полное или коммандитное товарищество, частная фирма) 6. Характеристика фирмы по капиталу и контролю (национальная, иностранная, смешанная). 7. Год основания и основные этапы развития фирмы (включая данные по слияниям, поглощениям, реорганизациям и изменениям наименования фирмы)
8. Сфера деятельности (промышленная, торговая, транспортно-экспедиторская и т.д.). 9. Ассортимент выпускаемой и реализуемой продукции, основные товары или группы товаров, направления специализации, номенклатура экспорта и импорта, место фирмы на рынке по важнейшим товарам: удельный вес в национальном, мировом производстве (торговли, услугах) основных товаров; доля в экспорте и импорте страны). 10. Банки, через которые фирма осуществляет свои операции. 11. Владельцы фирмы или материнская компания (для дочерних компаний). Тип монополистического объединения, в которое входит фирма, и её положение в нем (материнская, дочерняя, ассоциированная компания). Форма: концерн, торговый дом, консорциум и т.д. Представительства фирмы. 12. Состав руководящих органов. Организационная структура аппарата управления фирмой. Схема аппарата управления фирмой, численный и персональный состав правления, фамилии главных административных лиц фирмы, названия производственных отделений, закрепленная за ними номенклатура изделий, название подразделения. 13. Производственная и материально-техническая база фирмы. Число и местонахождение предприятий, их мощность. Число и местоположение сбытовых организаций, складов, станций технического обслуживания. 14. Число занятых на фирме. 15. Основные показатели финансового положения и деятельности фирмы за ряд лет и последний год: акционерный капитал, активы (основной и оборотный капитал, объемы продаж, чистая прибыль, капиталовложения и т.д.). 16. Важнейшие фирмы-контрагенты по основным видам выпускаемой или реализуемой продукции. 17. Принадлежность к отраслевым и / или национальным союзам предпринимателей. 18. Производственно-технические и прочие связи с другими фирмами (с указанием наименования фирм и форм связей). Связи с другими фирмами через участие в капитале. Персональные связи с другими фирмами и организациями (личная уния).
19. Краткие библиографические сведения о руководителях фирмы.
Выявленные фирмы-конкуренты объединяются в группы, как правило, на основе одного из двух подходов: 1. по товарному принципу: цель - сгруппировать конкурирующие фирмы в соответствии с типом потребностей, которые удовлетворяет товар. При этом выделяются следующие основные группы конкурентов: 2. фирмы, производящие и реализующие абсолютно аналогичный товар 3. фирмы, предлагающие аналогичный товар, но других сортов и марок 4. фирмы, выпускающие товары-заменители (масло-маргарин) 2. по типу используемой стратегии: цель - т.к. для большинства фирм переход от одного типа стратегии к другому весьма затруднен, то надо выявить в рамках какой стратегии конкуренты предпочитают работать в данный период. При этом выделяются следующие основные группы конкурентов:
2 Этап: Анализ показателей деятельности конкурентов Классификация показателей:
Задача анализа: изучить специфику маркетинговой и коммерческой работы конкурентов при параллельном сравнении с возможностями и особенностями собственной фирмы. Возможные направления сравнения:
· технология разработки новых товаров
· формирование оптимального ассортимента
Для обобщения показателей обычно по каждому конкуренту составляется банк данных. Существуют и более простые методики, например, анализ сильных и слабых сторон конкурентов (по наиболее значимым факторам). Таблица сильных и слабых сторон конкурента «N»
Для перехода к третьему этапу анализа необходимо отобрать из всех выявленных конкурентов фирмы группу приоритетных. 3 этап: Сравнительный анализ конкурентов. Лист оценки конкурентоспособности фирмы относительно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|