Предприятий-конкурентов
Это наиболее сложный по уровню обобщения этап анализа конкуренции, т.к. он систематизирует данные, полученные на предыдущих этапах. Для проведения оценки необходимо собрать ведущих специалистов фирмы разных направлений (экспертов в своей области). Задача экспертной группы – обсудить каждый показатель (направление деятельности) собственной фирмы и конкурентов и проставить оценки (баллы). Шкала выбирается произвольно: например, по 5-, 10-балльной школе; % шкале и т.д. В конце подсчитываются итоговые значения по каждой фирме. Если существуют значительные расхождения в оценках экспертов по какому-либо показателю, то берётся среднее значение (среднее арифметическое).
Факторы
| Наша фирма
| Конкуренты
|
| | А
| В
| С
| D
| E
|
|
|
|
|
|
|
|
I. Товар
- Качество
- Технические параметры
- Право замены изделия
- Стиль
- Престиж торговой марки
- Упаковка
- Габариты
- Уровень ремонтного обслуживания
- Гарантийный срок
- Многовариантность в использовании
- Уникальность (отсутствие аналогов)
- Универсальность
- Надежность
- Срок службы
- Защищенность патентами
|
|
|
|
|
|
|
II. Цена
- Прейскурантная
- % скидки с цены
- Налоговая скидка
- Срок платежа
- Условия кредита
- Условия финансирования в случае покупки
|
|
|
|
|
|
|
III. Каналы сбыта
1. Формы сбыта:
- Прямая доставка
- Торговые представители
- Предприятия-производители
- Оптовые посредники
- Маклеры, дилеры, дистрибьюторы
2. Степень охвата рынка
3. Размещение складских помещений
4. Система контроля запасов
5. Система транспортировки
|
|
|
|
|
|
|
IV. Торговый персонал
- численность
- уровень квалификации
- эффективность контактов (результат)
- профессиональные навыки
- коммуникативные навыки
|
|
|
|
|
|
|
V. Продвижение товаров на рынке
1. Реклама:
- Для потребителей
- Для торговых посредников
2. Индивидуальная продажа:
- Стимулы для потребителей
- Демонстрационная торговля
- Показ образцов изделий
- Обучение и подготовка сбытовых служб
3. Продвижение продуктов по
каналам торговли:
- Демонстрация продукта
- Продажа на конкурсной основе
- Премии торговым посредникам
- Купоны
4. Телевизионный маркетинг
5. Упоминание об изделии в СМИ
|
|
|
|
|
|
|
VI. Исследование рынка
- Проведение исследований рынка
- Наличие банков данных
· По товарам
· По конкурентам
· По рынкам
· По покупателям
|
|
|
|
|
|
|
Общее количество баллов:
| | | | | | |
Метод определения конкурентоспособности фирмы -
“ Многоугольник конкурентоспособности “
Данный метод, по сути, похож на предыдущий, но более наглядный. Уровень компетентности каждого предприятия – конкурента оценивается по 8 векторам.
Например, выберем следующие направления для оценки:
- Концепция товара/услуги, на которой базируется деятельность предприятия
- Качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов
- Цена, к которой следует прибавить возможную наценку
- Финансы - как собственные, так и легко мобилизуемые финансовые ресурсы
- Торговля с точки зрения коммерческих методов и средств
- Послепродажное обслуживание, позволяющее предприятию закрепить за собой клиентуру
- Внешняя политика, представляющая собой способность предприятия управлять в позитивном плане своими отношениями с политическими властями, прессой, общественным мнением
- Предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности предприятия не только предвидеть запросы будущих покупателей, но и убедить их в исключительных возможностях удовлетворить эти потребности.
Каждое направление обозначается на шкале вектора соответствующим делением (оценкой), а потом полученные 8 точек соединяются общей линией.
Накладывая многоугольники предприятий - конкурентов друг на друга, можно выявить сильные и слабые стороны одного предприятия по отношению к другому. Идеальная ситуация - наш многоугольник покрывает многоугольники конкурентов, но так не бывает (нет таких фирм, которые были бы сильны по всем направлениям сразу).
4 этап:
Выбор стратегии выбор фирмы в конкурентной борьбе
После анализа - выбор стратегии фирмы в конкурентной борьбе - т.е. фактически выбор тех, кого следует атаковать, а кого избегать на рынке и как.
Стратегия конкуренции существует не сама по себе, а должна вписываться в общий стратегический комплекс фирмы. Без анализа потребителей это сделать невозможно.
Приложение.
Методика построения карты конкуренции
Воспользуйтесь поиском по сайту: