Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Театр песни как театрализованное представление




Театр песни как театрализованное представление

Театрализация есть ни что иное, как наличие в концерте единого художественного сценического образа, для создания которого используются присущие театру, театральному действию, выразительные средства.

Эстрадное представление, эстрадный спектакль не случайно выделены нами из общего понятия «эстрадный концерт». Если понятие «спектакль» не нуждается в его раскрытии (пожалуй, нет ни одной работы о театральном искусстве, где бы это понятие не было досконально исследовано), то «представление» имеет много, порой противоречивых, определений. Часто перед словом «представление» пишут или произносят слово «театрализованное», то есть по существу называют масло масляным, ибо понятие «представление» само по себе тождественно понятию «театрализация».

Театрализация – творческий метод создания сценария, суть которого сводится к театрализации материала. Театрализовать материал, значит, выразить его содержание средствами театра, который диктует два условия:

- организация сценического действия, зримое раскрытие драматургического конфликта;

- создание художественного образа представления.

Виды театрализации:

1. Театрализация компилированного или комбинированного вида – тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским ходом. Компилированный метод используется в театрализованных концертах, представлениях.

2. Театрализация оригинального вида – создание новых художественных образов согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Применяется для создания сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа. Документальный ряд придает публицистическое звучание, если факт имеет общественную ценность.

3. Театрализация смешанного вида – сочетание первого и второго вида. Включает компиляцию готового и создания нового. Построена по принципу тематического отбора и сведения их в композицию с помощью сквозного сценарно-режиссерского хода и привнесения в эту основу своего авторского оригинального видения и решения. Включает в себя компиляцию готовых текстов и номеров.

Театр песни как вид театрализованного представления использует первый и третий виды театрализации, включая в себя поэзию, музыку, театр, декорационное искусство, хореографию, кино и пиротехнику, элементы циркового искусства а так же некоторые формы спорта – художественную гимнастику, массовые гимнастические выступления, танцы на льду и пр.

Формы и приемы художественной обработки материала могут быть самыми различными. Многообразие средств выразительности – залог художественной полноценности концертной  программы театра песни, как и сценария любого вида театрализованного представления.

 Понятие «театрализация» применительно к театру песни означает, что при постановке, помимо всех эстрадных выразительных средств, используются свойственные театру, театральному действию выразительные средства:

- сценическое действие (как известно, основное выразительное средство театра);

-  мизансцены (когда в присущую жанру номера статику вводится такое сочетание поз. движений исполнителей, которые в данный момент выражают сущность содержания номера и отношения между исполнителями);

-  сценическая атмосфера (для ее создания, как и в театре, используется игровой свет, шумы, фоновая музыка и другие элементы, создающие определенную среду, в которой развивается действие представления);

-  костюмы;

- оформление.

 Сюжетный ход в театре песни заставляет публику не только следить за развитием сюжета, но и понимать и принимать логику построения театрализованного представления.

 

 

Театр песни как зрелище

Нельзя не отметить, что современное общество переживает своеобразный культ зрелищности.

Сегодня в режиссуре массовых зрелищ четко выделяют такие формы театрально-концертных зрелищ как театрализованный концерт, театрализованные зрелища разных видов.

В искусствоведении зрелищные искусства подразделяют на следующие виды: содержательно-психологический (к этому виду относят преимущественно музыкальный и драматический театры, кино, телевидение); развлекательно-содержательный (эстрада, цирк, оперетта) откровенно развлекательный (некоторые разновидности эстрадных действ - мюзик-холл, балет на льду) коммуникационный (массовые действа).  Театр песни как синкретическое зрелище можно отнести к развлекательно-содержательному, откровенно развлекательному, коммуникационному видам.

Привлекательность зрелища, его яркость, внешняя эффектность делают его важным инструментом в борьбе за массовое сознание. С помощью эффективного зрелища можно привить стереотипные убеждения, сформировать определенное общественное мнение.

По мнению Л. Наумовой (" Зрелище как феномен культуры. Социокультурное измерение" ), согласно исторических культурных трансформаций, зрелища укрепляют свои позиции в культурных процессах и выполняют ряд функций, важнейшей из которых является стихийная тенденция превращать любое зрелище в эстетическую деятельность. Именно это качество зрелища отделяет его от события неорганизованного и случайного, которое включает в себя только информативную нагрузку, тогда как зрелище может эстетизировать событие и представить ее в качестве целостного зрелищного произведения.

Театр песни как зрелище - это форма эмоционально-эстетического, идейно-эмоционального общения, коллективного творчества со зрителем. Публичность выступает как существенный признак. В театре песни развитие зрелищных форм широкого плана подразумевает систему экспрессивно-динамических эффектов и приемов вовлечения зрителя в действо с заранее рассчитанным результатом.

Театру песни как зрелищу присущи не только действенность, коллективность, «развернутость на зрителя», но и целостность. завершенность, синтетичность и образность. Важнейшей характеристикой является эффект соучастия, сопереживания зрителя с заранее рассчитанным результатом и с учетом зависимости восприятия зрелища от системы условности того или иного вида искусства, от визуальной способности зрителя, от движения зрительского внимания.

Каждый компонент зрелищного действия театра песни обращен к зрителю, подчинен организации его внимания, его впечатлений. Музыка (пение), пластика (жест), вещественная среда, динамические, механические эффекты составляют систему воздействия, развернутую на зрителя. Этот терминологический нюанс подчеркивает нацеленность зрелища, каждого его элемента на восприятие и оценку активно действующей коллективностью. Понятие «развернутость на зрителя» является эстетической основой для объединения всех видов зрелищ.     

Театр песни как организованное зрелище требует участия человека от начала до конца. Человек - не только постоянно присутствующий фактор, но и решающий элемент развития.

Театру песни присущи такие характеристики, как управляемость и определенность. Раскрывая сущность театра как организованного зрелища, стоит отметить, что в данном случае оно развивается по законам драматургии, имеет элементы, присущие театральному искусству и имеет целью " привлечение взгляда" (от греческого слова theatron - место для зрелищ, зрелище).

В сценарии театрализованного зрелища можно сопоставлять по контрасту не только отдельные номера, но и отдельные эпизоды, части номеров, как бы заставляя зрителя беспрерывно сравнивать два факта, два явления, два действия, одним усиливая другое, благодаря чему достигается острая выразительность, идейная направленность и художественная целостность. Монтаж по контрасту – один из самых сильных и наиболее распространенных приемов подлинно конфликтного отражения противоречивой действительности в театрализованном представлении.

Зрелище в театре песни наполнено взрывом эмоций. Оно эпатажно, необычно, нетрадиционно и т. д. При этом, время переживания зрелища значительно меньше. Оно быстро уходит из нашей чувственной памяти. Поэтому у зрелища есть два основных закона: всегда поражать и как можно быстрее обновляться.

 

 

Театр песни как шоу    

Постановка в театре песни – это настоящее погружение в удивительную атмосферу праздника, оригинальное грандиозное шоу из музыкальных, световых и пиротехнических элементов.

В этой области художественной деятельности процессы интеграции можно рассматривать в следующих плоскостях:

- интеграция техник, средств выразительности, стилей, жанров в пределах одного вида искусства;

- синтез различных видов искусства (цветомузыка, эстрада, бардовская песня, цирк, кино, видеоклип и т. д. );

- интеграция искусства с другими культурными явлениями (фигурное катание, синхронное плавание, лыжные фигурные танцы, брейк-данс, арттерапия и т. д. ).

Шоу - это яркая, эмоционально насыщенная эстрадная программа, не имеющая твердого сюжетного хода, основанная на внешне эффектных зрелищных номерах и аттракционах, соединенных в единое целое неожиданными переходами и связками; построенная на стремительном сценическом действии, близком по своему характеру к мюзик- холльному. С тем же мюзик-холльным изяществом хореографических номеров, с той же красочностью и пышностью, с ошеломляющей динамикой темпа, позволяющей насытить шоу-программу большим количеством разнообразных номеров, но без обязательного для мюзик-хольной программы, пусть примитивного, «пунктирного» сюжетного хода. При этом шоу-программа не исключает смелости подачи номеров. Наоборот - чем разнообразнее приемы подачи включенных в программу номеров, тем ярче сценическая форма шоу.

При переводе с английского show может означать: показ, демонстрация, спектакль, представление, выставка, витрина... Нечто такое, на что смотрят, за чем наблюдают.

Значит, во-первых, «шоу» - это зрелище, но не всякое, а только искусственно созданное.

Во-вторых, шоу - это зрелище, органи­зуемое и проводимое с целью развлечения зрителя.

В-третьих, шоу - это массовое зре­лище, зрелище, изначально адресуемое, предназначаемое большому числу потреби­телей, соответствующее запросам «боль­шинства». Если «массовость» не достигну­та - шоу не состоялось, оно не успешно.

Следовательно, шоу - это об­ласть культуры и искусства, подчиненная цели удовлетворить потребность общества в развлечениях и эмоциональных впечатлениях.  

Потому театр песни, как любое шоу, включено в область «шоу- бизнеса». Соединение, взаимопроник­новение названных «примет» шоу предопре­деляют следующие отличительные черты произведений шоу-бизнеса:

- первой отличительной чертой шоу-развлечений служит их изначальный «синтетизм», синтез искусств, воздействующий на потребителя по возможности полно и «всесторонне»;

- второй отличительной чертой «развле­чений от шоу-бизнеса» выступает их объе­диняющее начало;

- третьей отличительной чертой шоу-развлечений является их пре­стижность, -  популярность шоу есть закон их существования.

Все это в полной мере можно отнести к театру песни.

 

И природный (родовой) синтетизм, и «технологическая» коллективность воспри­ятия театрального зрелища также делают его потенциально великолепным продук­том шоу-бизнеса. Еще проницательный К. С. Станиславский подчеркивал, что все элементы театрального зрелища «воздей­ствуют общим дружным натиском на це­лую толпу зрителей, заставляя биться сразу в унисон тысячи человеческих сердец. Насыщенная атмосфера спектакля развива­ет массовую эмоцию, заразительную сво­им стадным чувством. Зрители взаимно гипнотизируют друг друга, тем самым еще сильнее раздувают силу сценического дей­ствия». Его слова в эпоху шоу-бизнеса приобретают современное звучание.

В заключение раздела хочется отметить, что современный театр песни сложился под влиянием многих факторов. Время, мода, экономика и даже политика влияет на репертуары и формы постановок. Не зря существует высказывание " Театр - зеркало жизни". Как и любой театр, современный театр песни не только отражает жизнь, но и уделяет пристальное внимание внутреннему миру современного человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...