Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Пути профессиональной реализации учителя музыки в условиях художественного направления дополнительного образования и внеклассной формы обучения в СОШ




  Специфика специальности «Музыкальное образование» и квалификация «Учитель музыки» обязывает будущего специалиста быть проводником музыкальных знаний, которые, по возможности, должны быть представлены во всем своём многообразии.

   Современный учитель музыки в общеобразовательном учреждении и учреждении дополнительного образования  может выступать сразу в несколько ролях - автор идеи, сценарист, режиссер-постановщик, лектор-искусствовед, исполнитель-инструменталист, вокалист, актер.

   Многофункциональность, заложенная в профессии «Учитель музыки» диктует направленность на реализацию различных творческих проектов – от традиционных тематических вечеров до сценарно – режиссерских воплощений. Деятельность учителя музыки  всегда находится в центре внимания, т. к. непосредственно связана с задачей художественно-эстетического воспитания.

Художественно - эстетическое воспитание, как одна из форм духовного развития личности, является необходимым аспектом формирования мировоззрения личности. Специфика такого воспитания заключается в том, что его конечной целью выступает гармонически развитая личность. Оно направлено на активизацию творческих способностей человека, на повышение общей культуры. Сегодня художественно-эстетическое воспитание приобретает особое значение. На общетеоретическом уровне художественно-эстетическое воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, благодаря которой формируются и удовлетворяются главным образом, художественные интересы и потребности школьников.

   Неотъемлемой частью эстетического воспитания является воспитание музыкальное как определяющий фактор формирования музыкальной культуры личности.

   Под музыкальной культурой понимается сложное интегративное образование, включающие в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях, направлениях, знания музыкально –теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться, воспринимать и адекватно оценивать содержание тех или иных музыкальных произведений.

Современная стратегия преподавания музыки в школе в соответствии с Концепцией художественного образования, разработанной Министерством культуры РФ в области художественного образования на период до 2025 года, а также программы общеобразовательных учреждений “Музыка”, предусматривает достижение целей, направленных на:        

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса,

музыкальной культуры; памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.       

Исходя из вышеизложенного, основной целью является формирование положительной мотивации к образовательной деятельности и развитие творческих способностей учащихся. Достижению этой цели способствует использование современных форм и жанров музыкального и театрального искусств.

      В настоящее время основной формой музыкально-творческой деятельности школьников в сфере дополнительного образования является сольное пение. Эта же область приоритетна для учителя музыки, владеющего основами эстрадного, народного, академического вокала.

Проблемы вокально-педагогической работы со школьниками в системе дополнительного музыкального образования на современном этапе развития музыкального образования являются весьма актуальными. В последние десятилетия произошла переориентация с форм коллективной вокально-хоровой деятельности на сольное пение. Потребность в творческом самовыражении в форме сольного пения потребовала от учреждений дополнительного  образования расширения сферы вокально-педагогической деятельности в сторону сольного пения, индивидуальных занятий вокалом с детьми разных возрастов. В результате на базе детских школ искусств, дворцов творчества, детских досуговых центров  стали открываться вокальные отделения, классы, студии, в учебные планы которых  включается вокал в качестве предмета по выбору, общего курса, дополнительной образовательной услуги.

Расширяются и возрастные рамки учащихся, желающих  заниматься вокалом (от 4 – 5-ти до 18-ти лет). Вокалом занимаются и одаренные, и менее одаренные,  однако, главная задача учителя музыки развивать всех без исключения, ибо музыка – могучее орудие воспитания общей культуры личности.

Большой популярностью пользуется и ансамблевое пение, причем эстрадное исполнение лидирует над академическим и фольклорным.

Как считает Радынова О., детская эстрада – это достаточно новое направление детского музыкального творчества. Оно привлекает современных школьников своей яркой выразительностью, «взрослыми» аранжировками, современной стилистикой, насыщенным вокалом и возможностью проявить креативные способности.    

Зрелищность и максимальная насыщенность всех средств художественной выразительности, свойственных произведениям музыкальной эстрады, их яркость и запоминаемость, четкий, яркий, разнообразный танцевальный ритм, красочность оркестровки, виртуозность исполнения, различного рода эффекты, в том числе звукоподражательные, имитация звучания экзотических музыкальных инструментов, - все вышеперечисленные особенности эстрадного произведения в значительной степени активизируют эмоциональную отзывчивость исполнителя.

 

Именно в период детства важно реализовать творческий потенциалребенка, сформировать певческие навыки, приобщитьдетей к певческому искусству. Младший школьный возраст является самым подходящим для достижения этой цели. Поэтому важно отметить особенности эстрадного музыкального произведения, благодаря которым достижение этой цели возможно. Простота средств  музыкальной выразительности, яркое образное содержание, четкая ритмическая основа, многообразие изобразительных средств рассчитаны на мгновенное восприятие маленьким  исполнителем. Во время исполнения эстрадного произведения развиваются двигательные способности, чувство ритма. Движения ребенка становятся более уверенными, раскованными, эмоциональными. Имея перед собой образец исполнения эстрадной песни, получаемый практически каждый день из средств массовой информации, ребенок активно стремится подражать ему,  желает научиться красиво и грамотно петь и двигаться на сцене, быть признанным в своем окружении, поэтому работа учителя музыки над эстрадным произведением увлекательна  и плодотворна.

Занятия по обучению эстрадному исполнительству должны состоять из двух компонентов:

- формирование вокальных навыков;

- формирование  актерских навыков.

Учитывая возрастные особенности, учитель музыки использует элементы занимательности. Важно, чтобы во время работы над песней учащиеся решали учебно-познавательные задачи.

 Основой творческого развития младших школьников является импровизационная природа эстрадного музыкального искусства.

Эстрадное пение  - один из самых доступных видов творческой музыкальной деятельности, но процесс воспитания исполнителя эстрадного произведения достаточно сложен и требует системы.

С точки зрения развития и реализации природных голосовых данных ребенка, оптимальным порядком является сначала постановка голоса (актуальная для любых видов вокала), затем – освоение подходящих для каждого отдельного ребенка приемов эстрадного вокала, и самое важное – формирование уникального, узнаваемого голоса, характерной манеры пения и сценического образа ребенка.

При этом, занятия эстрадным вокалом в учреждении дополнительного образования направлены, прежде всего, на становление и развитие личности ребенка, формирование его духовной культуры и развитие его индивидуальных музыкальных способностей. Занимаясь эстрадным пением, школьник не только овладевает искусством вокала, специфическими приемами, характерными для различных жанров современной популярной музыки, сольного исполнения под аккомпанемент фортепиано или фонограмму, но и учится работать в команде с другими детьми.

На занятиях эстрадного коллектива дети учатся правильно петь, красиво танцевать, раскрепощено чувствовать себя в любой обстановке, в том числе и на сцене. Занятия эстрадным вокалом развивают коммуникативные способности ребенка, расширяют его представление о мире, людях, облегчая процесс прохождения ребенком социальной адаптации.

Программа, по которой ведутся занятия по обучению детей эстрадному вокалу, предполагает скоординированную деятельность нескольких педагогов, если речь идет о студии (вокал, танец, актерское мастерство), или же одного педагога, работающего в тех же направлениях.

На развитие ребенка, его музыкально-певческих способностей большое влияние оказывает репертуар, который он исполняет. Репертуар для школьников (исполнителей песен) выбирается с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, в соответствии с ним подбираются необходимые индивидуальные развивающие упражнения, направленные на решение определенных проблем, преодоление технических трудностей и воплощение творческих задач.

Интересно, что эстрадное пение отличается от академического не только самой манерой исполнения, способами вокализации и фонации, но и средствами сценического воплощения. Это сольное и ансамблевое пение под музыкальную фонограмму с микрофоном, напрямую связанное с постановкой концертных эстрадных номеров (т. е. объединения вокального исполнения, танцевальных движений и актерского воплощения образного строя и содержания песен средствами мимики, пластики, сопровождение исполнения песни яркими костюмами).

Внешнее оформление номера очень важно. Причем, все эти средства нужно применять так, чтобы они работали на создание цельного синтетического образа. В этом и заключается сложность музыкального эстрадного номера. Кузнецов В. писал: «Одной из главных особенностей музыкального эстрадного номера, вокального или инструментального, является специфика общения со зрителем. Эстрадный исполнитель непременно обращается к зрителю».

Не менее важна актёрская интерпретация – это взгляд на данный материал через своё, личное состояние и отношение, где вокальная техника является активной помощницей актёрского мастерства. Используя знания различных манер, ребенок постепенно находит свой стиль, близкий ему по духу и природным качествам.

Создание собственного образа – долгий путь и он складывается из предшествующих знаний, практического опыта, навыков и состояния души. «Как создать свой образ? » – это главный вопрос для эстрадного исполнителя вокального жанра, на который он должен ответить сам.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны осуществляться взаимосвязано и неразрывно, начиная с младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит эстрадному пению – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В учреждениях дополнительного образования на занятиях вокалом органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся и  индивидуальный подход,  так как занятия проходят небольшими группами (12-15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

 В условиях ансамблевого исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия партнеру и уважение к нему.

Установлено, что в процессе эстрадно-певческой деятельности успешно формируются весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются чувства ребенка. Дети, занимающиеся эстрадным вокалом,  более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны.

По мнению исследователей,  современное эстрадное вокальное искусство во всем многообразии своих средств и форм оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, формирование эстетического отношения к действительности, развитие творческих качеств личности. И именно поэтому актуальной и значимой представляется проблема развития вокальных способностей детей, формирования певческих навыков, воспитания духовности, самореализации и саморазвития. Развитие вокальных способностей обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей, их индивидуальными потребностями.

Важнейшей задачей современной педагогики является создание новой стройной системы, позволяющей сделать процесс музыкально-вокального образования на базе дополнительного образования целенаправленным и последовательным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...