Пути профессиональной реализации учителя музыки в условиях внеклассной формы обучения в СОШ
Внеклассная работа – одна из форм деятельности учителя музыки. Внеклассная работа является составной частью учебно–воспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного времени учащихся. Любое музыкальное внеклассное занятие должно углублять и развивать интерес школьников к музыке, учить их активно проявлять себя в музыкальной деятельности, содействовать художественно-эстетическому развитию учащихся. Особенностью внеклассной работы является ее добровольность. И чем интереснее, содержательнее, разнообразнее формы внеклассной работы, тем больше ее авторитет в глазах ребят, тем больше школьников становятся ее участниками. Учитель музыки – организатор всей музыкальной жизни школы. Важное значение для результативности внеклассной работы имеет совместная музыкальная деятельность учительского коллектива, детей и их родителей, которая проявляется в их объединениях в исполнительские коллективы, в создании музыкальных театров, в проведении лекций–концертов, музыкально–литературных композиций, в совместном посещении музыкальных спектаклей, концертов с их последующим обсуждением. Программа внеклассного музыкально-эстетического воспитания должна предполагать свободный выбор ребенком деятельности, совпадающей с его интересами и потребностями. Творческие коллективы не должны создаваться «сверху», как это, к сожалению, бывает в современной практике, когда способных детей собирают в вокальный ансамбль в принудительном порядке, а детей, желающих петь, но не имеющих развитых вокальных данных, не принимают. Творческие коллективы должны действовать как свободные заинтересованные творческие объединения детей (и взрослых), увлеченных какой–либо формой музицирования и желающих реализовать свои способности и потребности в коллективе людей одаренных и предрасположенных к данному виду творчества. Само обучение музыке в школе должно рассматриваться как почва для создания различного рода творческих коллективов и хоров, ансамблей, музыкального театра, в том числе и возникновения межсемейных объединений, творческих клубов разновозрастного состава. В отличие от уроков музыки, во внеурочное время создание именно таких объединений, где общение протекает как многоуровневое межличностное общение, следует считать приоритетным направлением, ибо такие коллективы соответствуют естественному музыкальному общению взрослых и детей.
Широкое музыкально–эстетическое пространство – это среда, важнейшее условие функционирования музыкально-творческих коллективов во внеклассной форме обучения в СОШ. Деятельность учителя музыки и детей во внеклассное время должна осуществляться на единых принципах и вести к цели музыкального образования, которая является общей независимо от форм и методов ее достижения (урок или внеклассное занятие, лекция, кружок). Любая форма приобщения к музыке не должна носить узкопредметный или специально дидактический характер (воспитание вокально–хоровых навыков или навыков игры на фортепиано) – любые навыки и умения должны развивать музыкальную культуру школьников как часть всей духовной культуры. Во внеклассной деятельности можно выделить четыре направления: «Музыкальное просвещение», «Музыкальное воспитание в группах и школах полного дня», «Опыт творческой деятельности», «Школьные традиции и праздники». 1. Музыкальное просвещение. Это очень широкое «поле деятельности», способствующее развитию музыкального кругозора, когда тематика музыкальных произведений (содержание искусства в целом) становится основой содержательного духовного общения взрослых и детей. Самое главное в данном направлении деятельности то, что само музыкальное общение становится как бы ядром выхода на самые масштабные понятия освоения детьми мира – мироощущение, миропонимание, мировоззрение. Здесь каждая встреча с искусством и его творцами обязательно становится поводом для разговора о смысле жизни, о нравственности («Зачем человек живет на земле», «Почему человек творит искусство», «Что такое оставить след в жизни»). Основные формы просветительской работы могут быть: детские ассамблеи искусств, клубы по интересам, музыкально–литературные встречи.
2. Музыкальное воспитание в группах и школах полного дня. Этой проблеме посвящено много пособий, раскрывающих специфику, воспитательной работы и роли музыки в этом процессе. Однако в изменившейся ситуации многие формы этого направления воспитания утратили свое значение. Сегодня наблюдается тенденция возрождения работы групп продленного дня, она связывается с дополнительным музыкальным образованием. Стремление каждой школы придать учебно-воспитательному процессу особую форму, связанную с той или иной моделью музыкально-художественного образования («престижность» здесь играла не последнюю роль! ), естественно, привело к тому, что основная нагрузка ложилась теперь на педагогов–музыкантов, а не на воспитателей, как это было раньше. Занятия сольфеджио, игрой на музыкальных инструментах, хоровым пением дают ребятам возможность получить начальное общее музыкальное образование в своей школе. В самых обычных общеобразовательных школах развиваются следующие формы: - музыкальные традиции и классные праздники; - музыкальные игры; - комплексные занятия с привлечением разных видов искусств. 3. Опыт творческой деятельности. Развитие ребенка, школьника как творца–музыканта, художника, артиста, развитие человека вообще невозможно вне гармонииего фундаментальных человеческих способностей: видеть, слышать, чувствовать, думать, действовать. Исходя из этого художественная жизнедеятельность в детском возрасте протекает как развитие искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать. И музыкальное образование во внеклассное время с самого начала разворачивается не как развитие «специфических» музыкальных способностей (ритма, музыкальной памяти, музыкального слуха во всех видах и пр. ), значение которых для музыкального развития неоспоримо, а, в первую очередь, как воспитание у детейискусства слышать. Именно эти проблемы и кладутся в основу опыта творческой деятельности ребенка во внеклассное время, когда школьники экспериментируют со звучащим материалом, создают свои собственные музыкальные партитуры (для оркестра детских музыкальных инструментов), рассматривают певческую деятельность.
4. Школьные традиции и праздники. Каждая школа старается иметь свой неповторимый облик. Призыв к реформированию школы, к счастью, не нарушил лучших традиций, которые создавались годами и передавались от выпускников к первоклассникам. Несомненно, новые тенденции в образовании сказываются и на обновлении традиций, стимулируют появление новых традиций и праздников. Внеклассная музыкальная работа призвана осуществлять преемственность с уроками музыки, объединяясь с ними прежде всего целью, ведущими задачами и принципами музыкального образования. Главная цель таких занятий – пробудить у учащихся интерес к музыке и музыкальным занятиям, способствовать расширению их музыкального кругозора и музыкально – эстетическому развитию ребенка. Любое музыкальное внеклассное занятие должно углублять и развивать интерес школьников к музыке, учить их активно проявлять себя в музыкальной деятельности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|