Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути профессиональной реализации учителя музыки в условиях внеклассной формы обучения в СОШ




 

Внеклассная работа – одна из форм деятельности учителя музыки.

Внеклассная работа является составной частью учебно–воспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного времени учащихся.

Любое музыкальное вне­классное занятие должно углублять и развивать интерес школьни­ков к музыке, учить их активно проявлять себя в музыкальной деятельности, содействовать художественно-эстетическому развитию учащихся.

Особенностью внеклассной работы является ее добровольность. И чем интереснее, содержательнее, разнообразнее формы внеклассной работы, тем больше ее авторитет в глазах ребят, тем больше школьников становятся ее участниками. Учитель музыки – организатор всей музыкальной жизни школы.

Важное значение для результативности внеклассной работы имеет совместная музыкальная деятельность учительского коллектива, детей и их родителей, которая прояв­ляется в их объединениях в исполнительские коллективы, в со­здании музыкальных театров, в проведении лекций–концертов, музыкально–литературных композиций, в совместном посещении музыкальных спектаклей, концертов с их последующим обсужде­нием.

Программа внеклассного музыкально-эстетического воспитания должна предполагать свободный выбор ребенком деятель­ности, совпадающей с его интересами и потребностями. Творчес­кие коллективы не должны создаваться «сверху», как это, к сожа­лению, бывает в современной практике, когда способных детей собирают в вокальный ансамбль в принудительном порядке, а детей, желающих петь, но не имеющих развитых вокальных данных, не при­нимают.

Творческие коллективы должны действовать  как свобод­ные заинтересованные творческие объединения детей (и взрос­лых), увлеченных какой–либо формой музицирования и желаю­щих реализовать свои способности и потребности в коллективе людей одаренных и предрасположенных к данному виду творчества. Само обучение музыке в школе должно рассматриваться как почва для создания различного рода творческих коллективов и хоров, ансамблей, музыкального театра, в том числе и воз­никновения межсемейных объединений, творческих клубов разновозрастного состава. В отличие от уроков музыки, во внеурочное время создание именно таких объединений, где общение протекает как многоуровневое межличностное общение, следует считать приоритетным направлением, ибо такие коллективы соответствуют естественному музыкальному общению взрослых и детей.

Ши­рокое музыкально–эстетическое пространство – это среда, важнейшее условие функционирования музыкально-творческих коллективов во внеклассной  форме обучения в СОШ.

Деятельность учителя музыки и детей во внеклассное время должна осуществляться на единых принципах и вести к цели музыкального образования, которая является общей независимо от форм и методов ее достижения (урок или внеклассное занятие, лекция, кружок).

Любая форма приобщения к музыке не должна носить узкопредметный или специально дидактический характер (воспитание вокально–хоровых навыков или на­выков игры на фортепиано) – любые навыки и умения должны развивать музыкальную культуру школьников как часть всей духовной культуры.

Во внеклассной деятельности можно выделить четыре направ­ления: «Музыкальное просвещение», «Музыкальное воспитание в группах и школах полного дня», «Опыт творческой деятель­ности», «Школьные традиции и праздники».

1. Музыкальное просвещение. Это очень широкое «поле деятельно­сти», способствующее развитию музыкального кругозора, когда тематика музыкальных произведений (содержание искусства в це­лом) становится основой содержательного духовного общения взрослых и детей. Самое главное в данном направлении деятельно­сти то, что само музыкальное общение становится как бы ядром выхода на самые масштабные понятия освоения детьми мира – мироощущение, миропонимание, мировоззрение. Здесь каждая встреча с искусством и его творцами обязательно становится по­водом для разговора о смысле жизни, о нравственности («Зачем человек живет на земле», «Почему человек творит искусство», «Что такое оставить след в жизни»). Основные формы просветительской работы могут быть: детские ассамблеи искусств, клубы по интересам, музыкально–литературные встречи.

2. Музыкальное воспитание в группах и школах полного дня. Этой проблеме посвящено много пособий, раскрывающих специфику, воспитательной работы и роли музыки в этом процессе. Однако в изменившейся ситуации многие формы этого направления воспитания утратили свое значение. Сегодня наблюдается тенденция возрождения работы групп продленного дня, она связывается с дополнительным музыкальным образованием. Стремление каждой школы придать учебно-воспитательному процессу особую форму, связанную с той или иной моделью музыкально-художественного образования («престижность» здесь играла не последнюю роль! ), естественно, привело к тому, что основная нагрузка ложилась те­перь на педагогов–музыкантов, а не на воспитателей, как это было раньше. Занятия сольфеджио, игрой на музыкальных инструмен­тах, хоровым пением дают ребятам возможность получить началь­ное общее музыкальное образование в своей школе. В самых обычных общеобразовательных школах развиваются сле­дующие формы:

-  музыкальные традиции и классные праздники;

-   музыкальные игры;

- комплексные занятия с привлечением разных видов искусств.

3. Опыт творческой деятельности. Развитие ребенка, школьника как творца–музыканта, художника, артиста, развитие человека вооб­ще невозможно вне гармонииего фундаментальных человеческих способностей: видеть, слышать, чувствовать, думать, действовать. Исходя из этого художественная жизнедеятельность в детском воз­расте протекает как развитие искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать. И музыкальное образование во внеклассное время с самого начала разворачивается не как развитие «специфических» музыкальных способностей (рит­ма, музыкальной памяти, музыкального слуха во всех видах и пр. ), значение которых для музыкального развития неоспоримо, а,     в   первую очередь, как воспитание у детейискусства слышать. Именно эти проблемы и кладутся в основу опыта творческой деятельности ребенка во внеклассное время, когда школьники эк­спериментируют со звучащим материалом, создают свои собствен­ные музыкальные партитуры (для оркестра детских музыкальных инструментов), рассматривают певческую деятельность.

4. Школьные традиции и праздники. Каждая школа старается иметь свой неповторимый облик. Призыв к реформированию школы, к счастью, не нарушил лучших традиций, которые создавались го­дами и передавались от выпускников к первоклассникам. Несом­ненно, новые тенденции в образовании сказываются и на обнов­лении традиций, стимулируют появление новых традиций и праз­дников.

Внеклассная музыкальная работа при­звана осуществлять преемственность с уроками музыки, объединя­ясь с ними прежде всего целью, ведущими задачами и принципа­ми музыкального образования.

Главная цель таких занятий – пробудить у учащихся интерес к музыке и музыкальным заняти­ям, способствовать расширению их музыкального кругозора и музыкально – эстетическому развитию ребенка.

Любое музыкальное внеклассное занятие должно углублять и развивать интерес школьников к музыке, учить их активно проявлять себя в музыкальной деятельности

 

       

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...