Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1 деятельность учителя музыки в условиях художественного направления дополнительного образования и внеклассной формы обучения в СОШ




ГЛАВА 1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВНЕКЛАССНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СОШ

 

 

1. 1. Сущность и значение художественного направления дополнительного образования и внеклассной формы обучения в СОШ

Сущность и значение художественного направления дополнительного образования

   Дополнительное образование детей сочетает в себе воспитание, обучение и социализацию, поддерживает, развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику асоциального поведения в детско-юношеской среде.

Примерный перечень направленностей образовательных программ дополнительного образования детей предложен Министерством образования Российской Федерации в методических рекомендациях «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» и в примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. В соответствии с этими документами дополнительные образовательные программы могут иметь следующие направленности: научно-техническую, спортивно-техническую, физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую, эколого-биологическую, военно-патриотическую, культурологическую, социально-педагогическую, социально-экономическую, естественно-научную.

Главная их цель — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Вне зависимости от того, какое направление было выбрано для учреждения дополнительного образования, основные цели и задачи, которые ставят перед собою его работники, остаются следующие:

- формирование навыков общения и работы в коллективе;

- развитие имеющегося творческого потенциала;

- формирование уважения к обществу и окружающему миру;

- взращивание сильных и физически здоровых представителей нового  

поколения;

-  помощь с поиском своего места в будущей взрослой жизни и развития личностных качеств.

Один из принципов, которому следуют детские учреждения дополнительного образования - доступность. Право вступить в действующие организации имеет каждый ребенок, а также, имеет возможность сменить как само учреждение, так и педагога, обучающую программу или любые другие составляющие процесса обучения. В основе развития современных учреждений дополнительного образования лежит именно свобода выбора, которая позволяет ребенку развиваться в максимально комфортных для него условиях.

Обучение современного ребенка - это не программирование его на успешное будущее и не облачение его в какие-либо общепринятые рамки. Результат, которого добиваются современные педагоги - воспитание мыслящего человека, готового справиться с нынешним ритмом жизни и проявить на полную силу все свои творческие, физические и личностные задатки.

В основе художественного направления лежит развитие различных творческих талантов детей, развитие художественно-эстетического вкуса, эмоционального восприятия и образного мышления, творческого подхода, художественных способностей к различным видам искусства.

 Искусство – одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности – живопись, музыку, театр, художественную литературу и т. д., объединяемых потому что они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности.

В рамках художественного направления дополнительного образования реализуются следующие функции искусства: коммуникативная, этическая, эстетическая, каноническая и эвристическая, познавательно-просветительская, общественно-преобразующая, личностно-преобразующая, компенсаторная, психотерапевтическая.

Искусство направлено на формирование художественного мышления детей, воспитание эстетического чувства и эмоциональной культуры. В системе дополнительного художественного образования целенаправленно, последовательно, в творческой атмосфере вырабатываются способности к ориентации в цивилизационном пространстве, способности и критерии оценочной деятельности не только в эстетической, но и в социально-этической сфере. Развитие эмоциональной культуры – важнейшая задача современного общества. Умение сопереживать – необходимое качество понимания собственной роли и места в общественных отношениях.

В различных областях и формах  художественного направления дополнительного образования формируются этические нормы и нравственные идеалы детей и подростков. При изучении высоких образцов художественной культуры ведется активный диалог с детьми о лучших качествах человеческой натуры, о порядочности и чести, достоинстве и взаимоуважении, анализируются многообразие и противоречивость человеческих чувств, поступков, судеб. Система дополнительного художественного образования в современной России направлена на воспитание толерантности. Начиная с дошкольного возраста, ребенок приобретает  знания о многообразии культурных традиций, непохожести людей и явлений, религий и укладов.

Художественное направление дополнительного образования – это процесс познания художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

Задачи художественного направления дополнительного образования:

- формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех возрастных групп детей;

- создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;

- приобщение детей  к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;

- использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков;

- привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;

- вовлечение детей  в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;

- выявление художественно одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

Художественно-эстетическое направление дополнительного образования, основано на искусстве и представляет особую значимость в воспитании и образовании детей. Оно является одним из ключевых условий развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей, способной понимать их и стремиться сохранить посредством индивидуальной художественно-творческой деятельности. Разработанные теоретические и практические исследования отечественных педагогов-ученых конца XX века - Б. Т. Лихачева, В. А. Разумного, Д. Б. Кабалевского, Т. С. Комаровой, Б. Т. Неменского и др. являются основополагающими и реализуются в различных общеобразовательных и дополнительных образовательных программах.

Особое значение художественно-эстетическое направление  приобретает в системе дополнительного образования, которое представляет собой «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства».

Дополнительное образование детей обладает следующими важными особенностями:

- оно не является обязательным, что выражается в добровольности посещения и свободе выбора детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ, исходя из индивидуальных особенностей;

- процесс воспитания и образования построен на учете способностей, интересов и потребностей детей, что способствует их самопознанию, самовыражению и самореализации;

- преобладает «диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанником»;

- дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер образовательного процесса, позволяющего его профилизации, либо профессионализации;

- разнообразие учреждений дополнительного образования детей по содержательной деятельности и организационной структуре: однопрофильные (на примере художественно-эстетического направления) (музыкальные и художественные школы, дворцы, клубы и дома детского творчества, студии и т. п. ) и многопрофильные учреждения (Дворец творчества юных, центр дополнительного образования и т. п. ).

Так как художе­ственно-эстетическое направление в системе дополнительного обра­зования детей является массовым, его основная цель заключается не формирование музыканта, танцора, художника и т. д., а воспитание личности, осущест­вляемое средствами искусства. Педагог дополнительного образования, являющийся профессионалом в определенном виде искусства, вводя в нее детей и подростков, может создать более благоприятные условия для обогащения их внут­реннего мира, приобщения к ценностям отечественной и мировой ху­дожественной культуры, формирования духовных и нравственных качеств. Познавательные возможности различных на­правлений художественно-эстетической деятельности делают совместные с педагогом творческие занятия особенно эффективными для развития лич­ности. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей усиливается тем, что система школьного образования не в состоянии в полной мере реализовать потенциал художественно-эстетического воспитания.

В настоящее время художественно-эстетическое воспитание в системе дополнительного образования детей решает сегодня социально значимые вопросы детской занятости и организации досуга, восполняет «пробелы» общего образования, создает условия для развития творческих и профессиональных интересов учащихся в самых разных областях искусства. В силу своих преимуществ - разнообразия сфер деятельности, индивидуального подхода к личности учащегося, - дополнительное образование предоставляет детям и подросткам более широкие, чем школьное образование, возможности для самоопределения, осмысления жизненных и профессиональных интересов. В тех случаях, когда дополнительное образование не выполняет профессионально-ориентирующей функции в какой-либо области искусства, оно учит детей и подростков культуре проведения досуга. Организация свободного времени - один из элементов культурного наследия, который также передается из поколения в поколение в практике образования. От предпочтений учащихся в выборе своих увлечений напрямую зависит формирование их личностных, гражданских и нравственных качеств. Исследователь М. Б. Зацепина отмечает, что «культурно-досуговая деятельность детей - это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детского сада, начальной школы, семьи и учреждений дополнительного образования, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов культуры». Проникновение культуры в образование предполагает такую организацию воспитательно-образовательного процесса, который направлен на создание условий эмоционального комфорта и удовлетворение культурных потребностей детей, развитие их духовного потенциала, сущностных сил и художественно-творческих способностей, что в итоге приводит к формированию основ культуры ребенка.

Сегодня художественно-эстетическое направление в системе дополнительного образования детей может и должно функционировать как система учебно-воспитательных центров, каждый из которых формирует соответствующую его профилю образовательную среду. Важно понимать, что среда в образовании - это не только комплект программам и методических рекомендаций по определенным предметам, а сколько своеобразный микросоциум - живая общность учащихся и педагогов, реализующих в совместной деятельности содержание и традиции выбранного вида искусства. Образовательная среда, в особенности в системе дополнительного образования, является скорее сообществом единомышленников. Определяющим фактором здесь становится личная заинтересованность педагогов в этической и эстетической ценности своего предмета, а также творческий характер их претворения в образовательной деятельности.     

Художественно-эстетическое воспитание детей и подростков может успешно осуществляться, если в его основе лежит художественное обучение, что особенно актуально для дополнительного образования. Художественное обучение базируется на общих законах и принципах художественно-эстетического воспитания, сложившиеся в различных видах искусства, традиционных методах практической художественной педагогики. Однако в настоящее время создать оптимальную модель интеграции художественно-эстетического воспитания и художественного обучения в системе дополнительного образования детей пока не удается. Проблемы художественно-эстетического воспитания обозначили в своих трудах педагоги-ученые М. С. Каган, Г. Г. Коломиец, Е. П. Крупник, А. А. Мелик-Пашаев, Г. А. Петрова, В. Г. Ражников, В. Н. Шацкая, Б. П. Юсов и др.

На основе теоретического анализа философской, педагогической и психологической литературы, нормативно-правовых документов была конкретизирована структура художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей.

В данную структуру входят:

- художественное воспитание, основанное на «формировании любви к искусству и потребности в общении с произведениями искусства»;

-  эстетическое воспитание как «формирование способности к пониманию и переживанию прекрасного во всех сферах жизнедеятельности».

Усиливает значение составляющих данной структуры их реализация через программы дополнительного образования. Сущность художественно-эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей следует рассматривать как социальное явление, как сложный многоуровневый процесс и как специально организованную деятельность, направленную на формирование потребности не только к активному, осознанному, деятельному общению с эстетически значимыми предметами и явлениями, но и к эстетическому преобразованию окружающей действительности посредством художественно-эстетической деятельности.

Художественное направление дополнительного образования имеет многокомпонентную структуру:

- музыкальное творчество - формирование музыкальной и исполнительской культуры; ведение образовательного процесса в вокальных (академических, эстрадных, фольклорных)  хоровых коллективах и студиях; инструментальных ансамблях, духовых оркестрах, оркестрах народных инструментов; в кружках фортепиано, гитары, народных, духовых и электромузыкальных инструментов;  

- хореографическое творчество  (классический танец, народный танец, ритмика, спортивные танцы, современные эстрадные танцы) - ведение образовательного процесса в хореографических ансамблях, балетных студиях, коллективах народного танца; овладение основами классической хореографии, народно-характерного, историко-бытового, современного танца в процессе учебной, постановочной, репетиционной и творческой концертной деятельности;

- театральное творчество (драматический театр, театр теней, кукольный театр, музыкальный театр и мюзикл, исторический театр, театр мод, литературное творчество, художественное слово, риторика и культура речи) – ведение образовательного процесса в театральных коллективах и студиях, формирование сценического (актерского) мастерства - сценической речи, движения; навыков эстетической оценки произведений театрального искусства.

- художественное творчество (живопись, дизайн, фотодело, художественная лепка, бисероплетение, и др. ) – ведение образовательного процесса в ИЗО-студиях, кружках.

Подытоживая раздел, отметим, что художественно-эстетическая направленность дополнительного образования ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей в избранных видах искусства, создание художественных образов, самореализацию в творческой деятельности, формирование коммуникативной культуры.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...