Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Парадоксальное упражнение. Борьба с чувством вины с помощью воображения




Парадоксальное упражнение

Несмотря на внутренние противоречия, которые раздира­ли Ив, она нашла в себе смелость оставить Элиота, и при этом он не мог упрекнуть ее в отсутствии сострадания. Она устано­вила день, в который уйдет от него, и оставалась с ним доста­точно долго, чтобы найти личного помощника и обучить его своей работе. Также она известила членов семьи о депрессии Элиота, а некоторые согласились опекать его и заботиться о профессиональной врачебной помощи.

Однако я понимала, что Ив не удастся легко избавиться от огромной незаслуженной вины, хотя в этом направлении она добилась значительных успехов. Она временно переехала к матери (это приносило свои плоды) и сделала несколько по­пыток найти работу. Но Элиот обрывал ей телефон, и Ив сно­ва оказывалась в облаках «тумана».

Я поставила перед Ив пустой стул и попросила предста­вить, что на нем сидит Элиот. Затем сказала, чтобы она опус­тилась на колени и произнесла: «Я знаю, что ты не можешь без меня, поэтому навсегда останусь с тобой. Я возвращаюсь и больше никогда тебя не покину. Ради тебя я оставлю все мечты и стремления и посвящу тебе свою жизнь. Я не буду просить ни о чем для себя и буду вечно заботиться о тебе».

Ив посмотрела на меня, как на сумасшедшую.

— Вы шутите? — воскликнула она. — Я не собираюсь го­ворить ничего подобного!

— Считайте, что делаете мне одолжение, — попросила я.

Ив неохотно приступила к тому, что я просила. Где-то на

половине она остановилась.

— Погодите! Я выгляжу смешно. Знаю, что я ненормаль­ная, но не совсем же идиотка! Я не собираюсь возвращаться! У меня своя жизнь! Я не виновата, что он такой, каков есть, и почему это я должна жертвовать всем ради него?

Этот тип работы называется парадоксальной терапией. Парадокс — это противоречие, относящееся к мнению, кото­рое на первый взгляд может показаться абсурдным или смеш­ным, но в действительности содержит общепринятые исти­ны. Парадоксальная терапия чрезвычайно эффективна. Как мы видели, моральная сила Ив проснулась, когда она поняла абсурдность того, что я просила ее сказать. Хотя в действи­тельности она могла и не говорить таких слов Элиоту, за нее говорило поведение. Парадокс позволил довести свою вину до абсурдных пределов и увидеть, насколько незаслуженной она была. Как только она выполнила это упражнение, Ив сту­пила на путь освобождения.

Через несколько недель Ив заявила, что нашла работу в рекламном агентстве. Голос ее был совсем не похож на голос отчаявшейся, попавшей в ловушку шантажа женщины, кото­рая пришла ко мне пять месяцев назад. Я спросила, помнит ли она, что утверждала, что «умрет от чувства вины», если бро­сит Элиота.

— Ну, я еще ни разу не слышала, чтобы кто-то умирал от чув­ства вины, и я не собираюсь быть первой, — ответила Ив. — Я должна быть сильной и независимой в финансовом отношении. У меня достаточно знаний и умений, чтобы обеспечить себя. Все, что мне нужно, — это однокомнатная квартира и исправный ав­томобиль. Если они у меня есть, я в порядке. Она явно была в порядке.

Борьба с чувством вины с помощью воображения

Дженнет была в замешательстве, когда пришла на сеанс после того, как сообщила сестре, что не может одолжить ей денег.

Знаю, что поступила правильно, но не могу избавиться от мысли, что сделала нечто ужасное. Она в отчаянном по­ложении. Когда я об этом думаю, то вспоминаю избитые ис­тины: «самое ценное, что у тебя есть, — это семья», «про­сти и забудь», «родная кровь», «все в прошлом»... Дело в том, что она — моя сестра, у нее беда, и я не могу ее оставить.

В Дженнет боролись воспоминания и несбыточные надеж­ды. Как будто тяжелый и болезненный опыт общения с Кэ­рол не мог проникнуть достаточно глубоко в душу, чтобы бо­роться с чувством вины.

Я обнаружила, что когда подсознание сопротивляется здо­ровым переменам, то можно достучаться до него с помощью метафор и сказок без применения традиционной разговорной терапии. Чтобы помочь Дженнет, я попросила ее написать сказку о своих отношениях с сестрой.

— Это будет настоящая сказка братьев Гримм, — с ирони­ей сказала она. — Как мне это сделать?

Я объяснила Дженнет, что она может писать все, что захо­чет, но должна использовать язык и образы сказок, писать от третьего лица и завершить сказку если не счастливым кон­цом, то по крайней мере дающим надежду.

Дженнет написала особую сказку, и мне хочется, чтобы вы ее тоже прочитали.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были две маленькие принцессы. Одна из них была любимицей короля и получала в дар красивые наряды и драгоценности. Принцесса ездила в золотой карете, и стоило ей только чего-нибудь пожелать, как она тут же это получала. Другая ма­ленькая принцесса была любимицей матери. Она была умной и храброй, но ей ничего не доставалось, потому что сестра этой бедной принцессы нашептывала королю гадости, что­бы опозорить ее. Поэтому бедная маленькая принцесса дона­шивала платья своей избалованной сестры, а когда просила короля подарить ей игрушку или дать морковку для своей ло­шадки (вместо кареты у нее была лошадка), он отвечал: «Наймись подмастерьем к городскому ремесленнику», что в его причудливом изложении было приказанием найти себе работу. Поэтому бедная маленькая принцесса нанялась под­мастерьем к городскому ювелиру, который научил ее изго­тавливать прекрасные изделия и хвалил ее талант и мас­терство.

Когда принцессы подросли, избалованная вышла замуж за болотного принца, которому не нужно было беспокоиться, на­сколько хорошо она готовила или ухаживала за домом. Да, принц был красивым, но никчемным человеком и транжирой. Он женился на ней ради ее богатств, которые хотел вложить в болотную недвижимость. Скоро все драгоценности избало­ванной принцессы были заложены, а ей вместе с болотным принцем пришлось просить подаяния.

Тем временем бедная маленькая принцесса усердно рабо­тала и добилась больших успехов. Когда добрый городской ювелир стал слишком старым, чтобы работать, он оставил ей свою мастерскую, и принцесса прославилась тем, что де­лала самые красивые в королевстве драгоценные кольца и ко­роны. У нее была собственная ювелирная лавка, которая на­зывалась «Драгоценности принцессы», и она гордилась своей работой и всем, чего добилась в жизни. Ее мысли омрачались только воспоминаниями о том, как с ней обращались отец и сестра.

Поэтому, когда бывшая избалованная принцесса пришла к ней и стала просить дать немного драгоценностей, чтобы сохранить золотую карету и замок, трудолюбивая принцес­са оказалась перед нелегким выбором. «Помоги мне, — умо­ляла ее сестра. — Я знаю, что плохо с тобой обращалась, но если дашь мне немного того, что заработала с большим тру­дом, я буду относиться к тебе как любящая сестра».

Трудолюбивой принцессе хотелось ей верить и очень хо­телось иметь любящую сестру. Но та всегда относилась к ней плохо, и трудолюбивая принцесса беспокоилась, что она совсем не изменилась. Чтобы разобраться в своих запутан­ных мыслях, она пошла погулять в лес и набрела на хрусталь­ное озеро. Она сидела на берегу, глядя на свое отражение в воде, и спрашивала его: «Что мне делать? Что мне делать? Я знаю, что сестра потратит все, что я ей дам, но мне так хочется иметь любящую сестру! » Когда она так говорила, в

воду упала слезинка, и тут же на водной глади проступило лицо ее лучшей подруги.

— У тебя есть сестра, — сказала лучшая подруга. — Я люблю тебя и забочусь о тебе так, как никогда не заботи­лась единокровная сестра, поэтому у тебя всегда будет се­мья из таких людей, как я.

Трудолюбивая принцесса поняла, что это правда, и когда вернулась домой, сказала избалованной принцессе:

— Я не дам тебе драгоценности из моей мастерской. Все подарки ты утопила в болоте. Мне хочется, чтобы мы были близкими людьми, но мы ими никогда не были и, наверное, ни­когда не станем. Никакие драгоценности не могут этого из­менить.

Дженнет призналась, что написанная сказка очень ей по­могла.

Я поняла правду—моя сестра никогда не изменится. Ты­сяча долларов никак не исправит положение. Кэрол стара­лась получить всё, лгала обо мне и пыталась поссорить меня с отцом и матерью. У меня никогда не было с ней близких отношений, и скорее всего никогда не будет. Ноя почувство­вала себя гораздо лучше, когда написала о настоящих сест­рах. Две мои лучшие подруги мне ближе, чем семья, ближе, чем родная сестра. Поэтому я ничего не потеряла — кроме груза вины.

Изложение сказки от третьего лица позволило Дженнет выдержать эмоциональную дистанцию и увидеть свои отно­шения с сестрой с большей ясностью. Использование лите­ратурной формы сказки дает свободу воображению, творче­скому началу и юмору — мощному средству против чувства вины. Воображение настолько же облегчает чувства, насколь­ко их утяжеляет вина.

Призываю вас сочинить сказку, чтобы получить более глу­бокое представление об отношениях, в которых вы чувствуе­те вину. Особенно полезно писать о членах семьи, хотя мож­но написать и о друге или любовнике («В некотором царстве, в некотором государстве жили-были король и королева. Ко­роль часто уходил в лес и страдал там, если не получал того, чего хотел... »). Думаю, вы удивитесь и обрадуетесь тому, что откроет вам сказка и насколько прояснится ситуация, в кото­рой вас ослепляет чувство вины.

Понимаю, что в этой главе дала вам много информации и упражнений, и кое-что из этого может вызвать сильные пере­живания. Вы можете почувствовать грусть из-за того, что в от­ношениях что-то будет утеряно, или неизбежный гнев на шан­тажиста за его давление, или на себя за то, что постоянно ему уступали. Эта работа может даже обнажить старые, детские болевые точки.

Будьте добры к себе и обращайте внимание на свои чувства и на то, что они вам говорят. Если чувства начинают перепол­нять вас, можно проконсультироваться со специалистом или обратиться за поддержкой к близкому человеку. Помните, не нужно делать все и сразу. Установите собственный график и подбирайте упражнения и задания, которые вам подходят. Обе­щаю, что результат будет стоить затраченных усилий.


 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...