Инновативную (преобразовательную).
1) Социализирующая функция оргкультуры заключается в обеспечении "введения" новых членов в организацию, их социальной адаптации, освоения ими социокультурного опыта и знаково-символической системы социальной организации. В целом ряде зарубежных фирм новых сотрудников в течение определенного, довольно длительного (до двух недель) ознакомительного периода целенаправленно "социализируют", объясняя им основополагающие ценности и принципы функционирования компании, утвердившиеся в ней нормы морали и поведения, разрешения и запреты и т.д. Но даже в тех случаях, когда руководство организаций специально не вычленяет социализирующую функцию, она реализуется объективно, в процессе общения членов организации. 2) Функция преемственности (социального наследования) тесно взаимосвязана с социализирующей функцией, поскольку в процессе социальной адаптации одновременно происходит передача новым поколениям работников предыдущего социокультурного опыта. Современные хозяйственные организации стремятся поставить и эту объективную функцию на целевую основу. Вслед за крупнейшими компаниями (IBM и др.) даже небольшие западные фирмы стали придавать особое значение официальному оформлению и изучению истории компаний и филиалов. Причем речь идет не только об интерпретации эволюции производственных задач, но и об объяснении генезиса организационной философии, ценностей, а также о создании определённой "мифологии" в форме письменных или устных рассказов, историй, анекдотов, позволяющих образно, метафорически представить организацию в ее развитии. Такая "историческая", "мифологическая" составляющая организационной культуры выполняет как бы роль посредника между прошлым и нынешним составом (поколением) организации, тем самым, обеспечивая преемственность в её деятельности, социальное наследование её основных характеристик.
3) Интегративная функция состоит в достижении сплачивания, "скрепления" членов организации в целостность, идентификации их в качестве обособленной целевой общности. Эта функция приобретает значительную дополнительную результативность, будучи поставленной на целевую сознательную основу. Важнейшую роль в этом играет способность руководства организации определить и сформулировать ключевые ценности и принципы, которые могут стать объединяющим началом для деятельности всех подразделений и работников. Принятые работниками не формально, а реально, эти ценности и принципы играют роль интегрирующего фактора, крепость которого зачастую сильнее, чем других (например, формально-властных) факторов интеграции, поскольку в данном случае ценности поддерживаются, сознательно и добровольно. Такая чёткая, разделяемая работниками система ценностей определяет силу организационной культуры, что, в свою очередь, обусловливает эффективность деятельности организации. Один из широко известных выводов, сделанных американскими специалистами в области оргкультуры Т. Питерсом и Р. Уотерменом, состоит в том, что, чем сильнее оргкультура компании и чем более она ориентирована на рыночные результаты, тем меньше необходимости в разработке конкретных инструкций, организационных схем, детализированных процедур и правил, поскольку работники сверху донизу знают, как им поступать в различных ситуациях – ведь весь набор ведущих ценностей ясно определён. Оформленные в качестве специального документа (как правило, в виде "философии" или "миссии" организации), ценности и принципы приобретают форму организационной (корпоративной) конституции. Наиболее важные ценности, которые руководство хочет внедрить на уровне не только сознания, но и подсознания, формулируется в форме девизов, кредо, лозунгов, параллельно с интегративной функцией решая ещё и важную "внешнюю" задачу – задачу создания определенного имиджа организации (например, компания "Дюпон": "Лучшие вещи для лучшей жизни благодаря химии", компания ИБМ "IBM – означает сервис", компания "Мацусита" "Прицел на вершины электронной промышленности"),
4) Стимулирующая (мотивирующая) функция оргкультуры, как мы полагаем, заключается в том, что создаются условия для реализации интересов работников, связанных с их социальными потребностями, выходящими за рамки уровня "экономического человека". Во-первых, работники стимулируются организационной культурой в целом, её материальными и духовными факторами – как общей атмосферой взаимоподдержки и сотрудничества, корпоративного товарищества с присущими ему особыми, отличающими его от других сообществ ценностями, целями, результатами деятельности. Во-вторых, они стимулируются и мотивируются содержанием миссии и целей организации, тем "значением", которое в них заключено. То есть речь идет об определенных идеалах, которые движут людьми, наполняя их работу и жизнь высоким смыслом, облагораживая людей, поднимая их в их собственных глазах. Вместе с тем было бы неверным не замечать, что стимулирующая функция оргкультуры взаимообусловлена экономическими отношениями в организации, присущими ей отношениями собственности. Когда в литературе говорится применительно к философии, идеологии организации как о "разделяемых всеми членами организации ценностях" безотносительно к отношениям собственности в той или иной организации, по нашему мнению, упускается из виду то обстоятельство, что философия, идеология организации, оформленные в её миссии и целях, выражают, прежде всего, интересы собственников организации. Фактически в тех случаях, когда работники не являются собственниками, представляя собой лишь наемный персонал, от них требуется принять установки собственников в качестве своих собственных ценностей и реализовывать их как собственные цели, но это предполагает определенную "индоктринацию", определенное навязывание работниками этих установок. И действительно, трудно отделаться в таких случаях от впечатления об "идеологической обработке" работников - в особенности, когда речь идет о японских компаниях, добивающихся от работников полнейшей лояльности, и перенимающих этот подход американских и европейских фирмах.
5) Регулирующая функция оргкультуры связана с определением тех границ и форм, в которых разрешена и поощряется деятельность членов организации, и тех, в которых она не поощряется либо запрещается. Эта функция обеспечивает информирование работников организации о том, какое место они занимают в системе внутриорганизационных связей и какую роль они должны в ней выполнять, то есть каковы ожидания организации в связи с их деятельностью. Она тесно взаимосвязана со стимулирующей функцией, поскольку у работника вместе с тем формируются ожидания относительно реакции организации на его действия в случае добросовестного выполнения своей роли и в случае нарушения им норм поведения (причём речь идёт не только о реакции руководства, но и реакции его коллег). Тем самым осуществляется социальный контроль, то есть социальная система реагирует на отклонения от заданных параметров и поощряет следование им, обеспечивая адекватность реализации социальных ожиданий. 6) Стабилизирующая функция также выражает действие социального контроля – социальная система восстанавливает равновесие, относительное состояние покоя в определенном временном интервале. До определенного предела система стабильна и не подвержена разрушению. Потребностью в стабильности обусловлено обязательное культивирование в организационной культуре таких ценностей и принципов, как организационный порядок, строгая дисциплина и ответственность, исполнительность и лояльность, личная преданность и конформизм, и т.д. Эти "консервативные" ценности позволяют, если им следуют, обеспечивать высокую стабильность функционирования организации, но вместе с тем могут становиться и преградами необходимым преобразованиям.
7) Инновативная (преобразовательная) функция оргкультуры обусловлена потребностью внедрять новое, осуществлять организационные изменения. Тем самым эта функция находится в противоречии со стабилизирующей функцией и представляет собой её отрицание. Инновативная функция связана с культивированием и накоплением в оргкультуре таких ценностных ориентации, как ориентации на творчество, новаторство, преобразования. "Критическая масса" таких "инновативных" ценностей обеспечивает необходимый преобразовательный потенциал, позволяющий осуществлять развитие организации, совершенствование отношений, технологий, продуктов и услуг на базе творчества. Как представляется, организационное развитие осуществляется именно посредством разрешения противоречия между инновативной и стабилизирующей функциями организационной культуры. Организации, в которых это противоречие успешно разрешается, отличаются высокой динамичностью развития, быстрым отходом от устоявшихся стереотипов, сменой моделей деятельности – с сохранением общей линии преемственности в своей организационной культуре. Итак, организационная культура в качестве инструмента управления выполняет целый ряд взаимосвязанных функций. Знание этих функций и их содержания имеет большое практическое значение, так как позволяет руководителям использовать их целевым образом и тем самым действительно управлять посредством оргкультуры. Реализовать же эти функции возможно благодаря тому, что в содержании и структуре организационной культуры наличествует комплекс компонентов, обладающих необходимыми качествами регуляторов социального поведения.
Компоненты оргкультуры как инструмента управления К таким компонентам, позволяющим организационной культуре выполнять роль регулятора поведения, следует, в частности, отнести базовые представления и верования. Они управляют поведением индивидов и групп подсознательно (как уже было отмечено, Э. Шайн и другие специалисты отождествляют их с наиболее глубинным уровнем оргкультуры), определяя тот или иной вариант поведения, выбор которого не осознаётся, а как бы "сам собою разумеется". Другим важным компонентом выступают ценности, которые на сознательном уровне определяют допустимость или недопустимость варианта (типа) поведения. Следует подчеркнуть глубинную связь ценностей с интересами и потребностями социальных субъектов, поскольку ценным для субъектов выступает то, что способно служить реализации их интересов и удовлетворению потребностей. Ценности формируются в процессе осознания социальными субъектами своих интересов, который одновременно является и процессом оценки предметов, явлений, личностей, к которым возникает ценностное отношение.
Поэтому-то в том случае, когда социальные субъекты достаточно четко не осознают свои интересы, есть возможность навязать им чуждые ценности, которые они воспримут как свои собственные (на наш взгляд, так и происходит, когда оргкультура используется как способ манипулирования работниками). На основе ценностей формируется ценностная ориентация, позволяющая субъекту осознанно действовать в той или иной ситуации и принимающая форму ценностной установки. Ценностные установки "работают" как предваряющая действия социального субъекта программа, обеспечивающая соответствующее моральное отношение к предметам и явлениям, направляющая и стимулирующая его деятельность. Осознание необходимости действовать в соответствии с содержанием ценностных установок образует мотив деятельности, который приобретает форму цели. Наиболее значимая конечная цель выступает как некий идеал (идеальный образ), который представляет собой одновременно и целевую категорию и ценностную категорию. Осознанные, многократно проверенные на практике ценности превращаются в убеждения, становятся жизненными принципами, которым следуют. В то время как убеждения и принципы "внутренне" определяют поведение социальных субъектов и в этом смысле выражают их относительную свободу действий, сложившиеся в организации (группе) социальные нормы непосредственно ограничивают свободу индивидов, действуя как внешние ценностные установки. Все эти компоненты оргкультуры руководство современных хозяйственных организаций стремится синтезировать в философии (миссии) организации, добиваясь внедрения определенной системы представлений и ценностей, сознательно разделяемых всеми членами организации, независимо от социального и должностного статуса. Эта система имеет тенденцию быть выраженной в намеренно создаваемой и тщательно разрабатываемой символике (лозунги, девизы, эмблемы, значки, образцы одежды сотрудников, мифы и анекдоты и т.д.), в этой форме ценностные ориентации могут быть сформулированы и переданы кратко и сжато. Когда оргкультура прямо указывает на то, какое поведение членов организации поощряется, а какое – нет, она принимает форму нормативной системы, то есть задает стандарты "правильного" поведения. Такие стандарты синтетически выражены в следующих компонентах оргкультуры: традициях, обычаях, обрядах, а также нравственных и институциональных нормах. Традиция – это такой компонент прошлого социокультурного наследия, который сохраняется в поколениях и обеспечивает определенную преемственность культурного опыта. Современные хозяйственные организации развитых стран мира намеренно создают и культивируют систему традиций, охватывающую различные стороны социального поведения работников. Обычай – это одна из разновидностей традиций, выражающая наиболее неуклонное следование воспринятым из прошлого образцам поведения, способам социальной деятельности. Обряд – это разновидность обычая, которая представляет собой совокупность определенных коллективных действий, воплощающих соответствующие ценности и предназначенных вызвать соответствующие коллективные чувства, оказать эмоционально-психологическое воздействие. Его признаком является определенная регулярность. Обычай и обряд относятся к стереотипным формам традиций, которые призваны закреплять образцы социального поведения. Для современных зарубежных организаций характерен акцент на эти формы, обеспечивающий высокий уровень стереотипности и ритуализации внутриорганизационных отношений. Широкое распространение получили такие ритуальные формы как различные торжества (посвящения в члены коллектива, награждения, юбилейные собрания и т.д.), совместные обеды руководства и сотрудников, приемы у руководства отличившихся сотрудников по случаю каких-либо знаменательных дат или достижений, проводы на заслуженный отдых ветеранов организации и т.д. Нравственные нормы, или нравы – это такие образцы поведения, такие обычаи, которые считаются существенными для благополучия социальной общности и недопустимыми для нарушения. В случае нарушения следует нравственное осуждение. Поэтому они действуют автоматически. Руководство фирм и компаний придает большое значение таким неписаным нормам и намеренно культивируют их. Институциональные нормы – это образцы поведения, которые сознательно разрабатываются и приобретают форму формальных правил и процедур, оговаривающих, что можно делать, а чего делать нельзя. Они имеют тенденцию принимать письменную форму, становится "писаными правилами". В современных зарубежных организациях главным нормативным документом, в наиболее общем виде регламентирующим поведение сотрудников, как правило, является письменно оформленная миссия организации, выполняющая роль корпоративной конституции. Работники организации обязаны ориентироваться на неё во всех своих действиях и поступках, "сверяться" с её установлениями в возникающих проблемных ситуациях. Тем самым задокументированная миссия выступает в качестве основного проводника той организационной культуры, которую внедряет руководство организации, и является важнейшим элементом оргкультуры как управленческого инструмента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|