Проблемы становления новой организационной культуры в России
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Поскольку современный этап развития человеческого общества предполагает сознательное проектирование новых эффективных хозяйственных отношений на всех уровнях социально-экономического организма, то для России принципиально важным является становление такой новой организационной культуры, которая обеспечивала бы высокую эффективность и результативность хозяйственной деятельности. Проектирование российской организационной культуры, устремленной в будущее, должно предусматривать свободную и творческую адаптацию мирового опыта, с соблюдением двух условий: во-первых, без "повторения пройденного", то есть в форме критической переработки, и, во-вторых, с учетом устоявшихся особенностей национальной культуры всей России и ее отдельных регионов. Это требует развёртывания широких специальных исследований и привлечения к данной проблеме внимания, как специалистов управления, так и широкой общественности. Проблема же стоит такого внимания, так как фактически это – проблема социокультурной составляющей успеха экономического реформирования России и ее процветания, а, в конечном счете – одна из главнейших, если не главнейшая, социально-экономическая проблема современного развития нашей страны. Верное разрешение этой проблемы тем более актуально, что с начала 90-х гг. в ходе реформирования страны был избран принципиально несостоятельный вариант экономического курса, не только игнорировавший многие устоявшиеся национально-культурные черты и образцы поведения, но и предусматривавший их намеренную "ломку" (это фактически не скрывалось теоретиками и практиками "курса реформ"). Вместо проектирования организационной культуры, действительно вбирающей в себя передовые достижения мировой и отечественной теории и практики, использующей "сильные" стороны черт национальной психологии, обычаев и традиций народов России, был сделан упор на внедрение экономических отношений, разрушающих многие социокультурные основы хозяйствования. Речь идет, прежде всего, о традиционном для России акценте на коллективные формы трудовой деятельности, взаимоподдержку и патриотизм людей, а также о ставших в советское время привычными социальных гарантиях, моральных стимулах и ощущении общности и единства многонационального народа.
Тем самым страна заведомо обрекалась на серьезные экономические потрясения и утерю экономической эффективности. При этом не следует забывать, что именно наша страна в советское время была примером сознательно формируемой и развиваемой организационной культуры. Особенностью организационной культуры советского периода было, как представляется, то, что она сознательно развивалась не только на микроуровне, но и на макроуровне, так как вся страна выступала в качестве единой целостной социально-экономической и социокультурной системы. У страны в целом была довольно чётко сформулированная система общегосударственных ценностей с зафиксированным в ней идеалом ("построение социализма", "построение коммунизма") – фактически СССР как организационная система имел на макроуровне свою организационную философию, свою миссию. Однако позитивное содержание этой ценностной системы всё более утрачивалось в связи с всё большим расхождением идеала и действительности, миссии и её осуществления. Советские предприятия и учреждения имели сознательно культивировавшиеся компоненты организационной культуры, включавшие обрядовые и ритуальные формы, способы передачи культурного опыта в рамках празднования юбилейных дат, награждения отличившихся "ударников производства", "победителей социалистического соревнования". Довольно развитой, хотя и сильно формализованной была знаково-символическая наглядность ("наглядная агитация"): стенды, плакаты, лозунги, переходящие знамена, вымпелы, "музеи трудовой славы" и т.д.
Система организационной культуры советских предприятий формировала чувства гордости за принадлежность к коллективу, единения, товарищеской поддержки. Она выдвигала на первый план моральную, духовную составляющую, возвышавшую человека труда. Вместе с тем, в конкретно-исторических условиях отсталости социально-экономических отношений и технологической базы социокультурный компонент был призван компенсировать недостаточность и неэффективность материальных стимулов, уравнительность в оплате труда, а также решать узкополитические задачи. Оргкультура советского периода испытывала сильнейший крен в сторону идеологизации, унификации, игнорирования региональных и местных особенностей, формализации и глушения инициативы "снизу". В период же реформирования социальных отношений в 90-е гг. был осуществлен крен в сторону выхолащивания позитивно-ценностного, общепатриотического, общегосударственного начала. Теоретическое осмысление проблем организационной культуры, а также учет особенностей исторического развития и национально-культурных черт России позволяют сформулировать некоторые важные положения относительно новой организационной культуры в России. Суть всех этих положений состоит в том, что российская организационная культура будет эффективной только в том случае, если она сформируется в качестве "опережающей" социокультурной системы, гармонично сочетающей объективно присущие национально-государственной культуре России противоположности. В этом, как представляется, и состоит исключительная объективная сложность российского варианта эффективного социально-экономического развития, поскольку достичь такого гармонического сочетания крайне трудно, но в этом же состоит и колоссальная потенциальная сила России,
Во-первых, в отличие от "крайних" национально-государственных моделей современной постиндустриальной организационной культуры – "западной" (наиболее ярко выраженной в американском варианте) и "восточной" (наиболее ярко синтезированной в японском варианте) – российский вариант организационной культуры объективно должен представлять собой культурный синтез. Этот синтез должен разрешить тысячелетнее противоречие между европейскими и азиатскими чертами национальной культуры России. В осуществлении такого синтеза возможно опереться на лучшие качества россиян, щедро наделенных как практической сметкой и творческим умом, так и широтой души и интуицией. Во-вторых, такой синтез должен быть и коллективистско-индивидуалистским синтезом, преодолевающим как тотальный, поглощающий индивидуальную личность коллективизм Востока, так и претендующий на верховенство над коллективностью индивидуализм Запада. Большинство исследователей не замечает, что американский индивидуализм – это оборотная сторона японского коллективизма, что ни в той, ни в другой модели управления не достигаются действительная гармония творческой личности, действительное духовное раскрепощение человека. Обе эти модели управления в культурном плане представляют собой нечто удивительно заорганизованное. Японская модель раскрывает способности человека лишь до того предела, который обусловлен тотальной лояльностью "фирме-семье" и следованием жестким культурным образцам. Американский вариант раскрепощает человека лишь в пределах его индивидуальных устремлений, которые сами по себе довольно-таки ограничены, а потому такая индивидуальность тиражируема. Именно российский вариант потенциально способен породить яркую, нетиражируемую индивидуальность, связанную с коллективом органически, а не механически. Условно говоря, Россия, потенциально может создать такую оргкультуру. которая одновременно будет выражать и "команду звезд" и "команду-звезду".
Но для этого, в-третьих, необходимо, чтобы российская оргкультура гармонически сочетала в себе общегосударственное, общенациональное содержание, пронизывающее все хозяйственные, социальные подсистемы страны как стержень, как ядро, и многообразие региональных, этнических, местных вариантов ее содержания. То есть необходимо достичь сочетания общегосударственных, общенародных ценностных ориентации с ценностными ориентациями, специфическими для отрасли, региона, предприятия и т.д. При этом новая общегосударственная система ценностей – то есть фактически миссия Российского государства (российского общества), его философия и идеология – должна быть определяющей для всех субкультур России. Потребность в таком целевом стратегическом ориентире, который и выразил бы российскую "национальную идею", очевидна, но пока все попытки осуществить его разработку не стали общезначимыми, поскольку сводились к действиям чисто верхушечного уровня. Кроме того, в отличие как от мононациональных культур Запада и Востока, так и от североамериканского "плавильного котла", российская организационная культура должна быть действительно интернациональной, не нивелирующей особенности национальных субкультур, а гармонично их сочетающей. Только при осуществлении такого социокультурного синтеза новая российская организационная культура может стать действительно эффективной. Конечно, опережающее, а не догоняющее развитие России возможно только посредством формирования передовой организационной культуры в интеграции с передовыми экономическими отношениями, посредством обеспечения их взаимоподдержки. А это предполагает серьезные изменения в отношениях собственности и нахождение вариантов оптимального согласования интересов всех субъектов экономических отношений и во всех структурных звеньях экономики. Итак, организационная культура выступает в качестве субкультуры в национально-государственной культуре или – если речь идет о транснациональных компаниях и фирмах – в качестве синтеза национально-государственных культурных особенностей. Эффективная организационная культура не может не быть целостной экономической и культурной системой, поскольку экономические и социокультурные отношения взаимоподдерживают и взаимообусловливают друг друга. Такой целостной системой, причем синтезирующей диалектические противоположности, должны стать и новая организационная культура России, которая призвана обеспечить экономическую эффективность и процветание страны. Таким образом, относительно новое научное понятие – организационная культура – стало на рубеже XX-XXI вв., второго и третьего тысячелетий исключительно актуальным, имеющим большую практическую значимость. В широком смысле эта категория охватывает весь способ жизнедеятельности социальной (хозяйственной) организации, в узком смысле – означает совокупность тех, в основном идеальных, представлений и отношений, которые позволяют организационной культуре выполнять роль инструмента управления организационным поведением.
Будучи социокультурной системой, организационная культура не может быть оторвана от своего материального основания – системы экономических отношений, она образует с ним единую целостность. Она не может рассматриваться и вне контекста национально-государственной культуры, которая определяет многие ее конкретные составляющие. Осмысление всей полноты содержания организационной культуры, всех ее взаимосвязей и взаимозависимостей – особенно в аспекте ее диалектического взаимодействия с системой экономических отношений – позволяет эффективно применить ее в качестве управленческого механизма, адекватного запросам времени. В современном обществе организационная культура, в неразрывной связи с лидерством, призвана выполнить конкретно-историческую роль системы постэкономического принуждения к труду, обеспечивая вместе с тем постепенное разрешение такой долгосрочной проблемы развития человеческого общества как формирование всесторонне развитой личности. Именно оперевшись на такое понимание роли организационной культуры и умело использовав ее практически, Россия, как представляется, способна совершить опережающий рывок в своем социально-экономическом развитии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|