Внутреннее противоречие и конкретно-историческая роль оргкультуры в
современную эпоху Организационной культуре, в качестве инструмента управления организационным поведением, присуще противоречие, обусловленное противоречием, лежащим в основе функционирования современных хозяйственных организаций, С одной стороны, оргкультура как управленческий инструмент – это способ, механизм достижения целей организации, в том числе и способ максимизации прибыли (если речь идет о бизнес-организациях). Она способствует реализации интересов членов организации посредством реализации общественного предназначения организации как производственной единицы. С другой стороны, это способ, механизм непосредственной реализации интересов членов организации, а именно той части их социальных интересов, которая связана с социальными потребностями в общении, в непосредственном обмене деятельностью, в росте человека как личности. Эти две стороны оргкультуры представляют собой развивающееся противоречие. В современную эпоху вторая сторона противоречия выступает в качестве средства по отношению к первой, поскольку совершенствование личности человека (работника), его всестороннее развитие не являются самоцелью деятельности хозяйственных организаций. Самоцелью для современных хозяйственных организаций выступает осуществление их "внешних" целей, максимизация результатов их рыночной деятельности, обеспечивающая реализацию материальных интересов их собственников. Остальные цели пока имеют подчиненное значение, хотя во многих передовых организациях социальная ответственность перед обществом и его подсистемами и перед работниками самой организации уже входит в состав приоритетов организационной философии и текущей политики.
Но в обществе с развитыми рыночными отношениями организация и ее собственники уже не могут достичь своих целей без совершенствования социальных отношений и развития качеств работников. Современным организациям нужен всё более знающий, всё более развитый и деятельный работник. Им нужен всё более слаженно действующий коллектив таких работников. Поэтому собственники и руководители организаций вынуждены направлять всё больше сил и средств на совершенствование организационной культуры как механизма достижения производственных целей – но тем самым, развивая её и в качестве самоценного механизма реализации социальных интересов членов организации, то есть механизма совершенствования их качеств как личностей. Осмысление содержания указанного противоречия позволяет объяснить и конкретно-историческую роль организационной культуры как инструмента социального управления в современную эпоху. Эта роль заключается в том, что оргкультура функционирует как система постэкономического принуждения к труду, как система стимулирования (мотивации), вышедшая за рамки реализация потребностей "экономического" человека. В эпоху приоритетности социальных потребностей более высокого порядка (а это эпоха как раз и "открыта" в наиболее передовых структурах человеческого общества) оргкультура решает задачи создания средствами идеологического, морального, этического, эстетического, эмоционального и т.д. воздействия необходимых внеэкономических (пост экономических) предпосылок для наиболее полной реализации работниками своих способностей и наиболее результативной деятельности хозяйственных организаций. Итак, в качестве инструмента управления оргкультура становится субъектом и в этом качестве меняется местами с создавшими её людьми. Её составляющие воздействуют на работников организации как целостная социокультурная система, отчужденная от людей и вместе с тем "проникшая" в них. Определяющее значение в её формировании и развитии имеет лидерство. В современном обществе оргкультура как инструмент социального управления выполняет конкретно-историческую роль системы постэкономического принуждения к труду, вместе с тем обеспечивая и решение стратегической задачи человечества со значительно более отдаленным результатом – формирования всесторонне развитой личности.
Национальное в организационной культуре. Проблемы становления новой организационной культуры в России
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|