Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изложение учебного материала




ПРОФИЛАКТИКА ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ

ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ

Учебные элементы

Цель занятия: Ознакомиться с клиникой стоматологии детского возраста, основными стоматологическими заболеваниями у детей и их влиянием на организм. Получить представление о содержании, формах и методах профилактики стоматологических заболеваний.

Основные термины: основные стоматологические заболевания, профилактика стоматологических заболеваний, кабинет профилактики стоматологических заболеваний.

План изучения темы:

1) Контроль исходного уровня знаний.

2) Собеседование по теме занятия:

а) клиника стоматологии детского возраста;

б) кабинет профилактики стоматологических заболеваний;

в) основные стоматологические заболевания ребенка;

г) профилактика стоматологических заболеваний (содержание, формы, методы).

3) Контроль усвоения знаний.

Изложение учебного материала

Клиника стоматологии детского возраста представлена кафедрой стоматологии детского возраста с курсом детской стоматологии ФПДО, ПК, ППС и отделением стоматологии детского возраста поликлиники ГОУ ВПО Тверская ГМА Росздрава.

Отделение стоматологии детского возраста состоит из следующих подразделений:

1. Регистратура.

2. Кабинет первичного осмотра.

3. Кабинеты терапевтические.

4. Кабинет хирургический.

5. Кабинеты ортодонтические.

6. Кабинет для лечения слизистой оболочки полости рта и пародонта.

7. Кабинеты профилактики стоматологических заболеваний.

8. Кабинет логопедический.

9. Центр диспансеризации пациентов с пороками развития лица.

10. Кабинеты рентгеновский и физиотерапевтический, клиническая и зуботехническая лаборатории, кабинет для лечения под общим обезболиванием и операционная являются общими для всех отделений поликлиники.

Кабинет профилактики стоматологических заболеваний является важнейшим структурным элементом отделения стоматологии детского возраста.

Основные функции кабинета

1. Диагностика факторов риска возникновения основных стоматологических заболеваний (анамнез, стоматологическое обследование, гигиенические индексы, анкетирование).

2. Гигиеническое обучение и воспитание (дети, родители, медицинский и немедицинский персонал образовательных учреждений).

3. Проведение профилактических процедур (профессиональная гигиена полости рта, герметизация фиссур, применение специальных средств).

Стоматологические заболевания многочисленны и разнообразны. В настоящее время ВОЗ предложено третье издание Международной Классификации Стоматологических Болезней (МКБ-С). МКБ-С – это производное десятого пересмотра Международной классификации болезней (МКБ-10). В классификацию включены все нарушения, возникающие и проявляющиеся в полости рта и прилегающих участках.

Среди всех стоматологических болезней можно выделить ОСНОВНЫЕ – наиболее распространенные и социально значимые для человеческой популяции в настоящее время – кариес зубов и болезни пародонта.

В Тверской области уже в 3 года 60 % детей имеют кариес зубов, а к 6 годам показатель возрастает до 92 %. В 6 лет распространенность кариеса первых постоянных моляров составляет 18 %, а в 15 лет – уже 90 %. Распространенность признаков патологии пародонта (кровоточивость, зубной камень, зубодесневые карманы) среди 15-летних школьников достигает 90 %.

В группу основных могут быть включены и другие стоматологические болезни или патологические состояния (флюороз зубов, аномалии зубных рядов и прикуса и пр.).

В настоящее время у большинства детей диагностируются одновременно несколько видов патологии (кариес зубов, заболевания пародонта, зубочелюстные аномалии и деформации). Многие заболевания имеют хроническое прогрессирующее течение и приводят к формированию очагов хронической одонтогенной инфекции, развитию очагово-обусловленных общих заболеваний (сердечно-сосудистой системы, суставов, почек), а так же к потере зубов. Потеря зубов, приводящая к нарушению функции жевания, является одной из причин возникновения патологии желудочно-кишечного тракта. Нарушение жевания и косметический дефект, сопровождающие потерю зубов, могут быть причиной возникновения психопатологических состояний, снижения творческой активности.

В этой связи профилактика стоматологических заболеваний рассматривается не только как медицинская, но и как важная социально-экономическая задача.

Профилактика - это единая система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней (БМЭ, 1984).

В соответствии с рекомендациями ВОЗ профилактические мероприятия принято разделять на: первичные, вторичные и третичные.

Первичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения стоматологических заболеваний. Осуществляется в группе здоровых детей.

Вторичная профилактика – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение осложнений стоматологических заболеваний (санация полости рта). Включает лечебный и профилактический комплексы.

Третичная профилактика – комплекс мероприятий, направленных на восстановление утраченной функции зубочелюстной системы в результате потери зубов или заболевания. Цель – предупреждение соматических заболеваний.

По содержанию все профилактические мероприятия разделяются:

- на государственные (охрана здоровья беременных женщин, матери и ребенка, окружающей среды и т.п.);

- социальные (здоровый образ жизни);

- медицинские (обработка зубов препаратами F, Ca, P, герметизация фиссур);

- гигиенические (рациональный уход за полостью рта);

- воспитательные (воспитание личной ответственности за сохранение своего здоровья).

Различают три уровня первичной профилактики:

- популяционный (производство средств ухода за полостью рта, фторирование воды, молока, хлеба, соли, издание специальной литературы);

- групповой (применение специальных профилактических средств, гигиеническое обучение и воспитание);

- индивидуальный (подбор средств ухода за полостью рта, индивидуализированное применение специальных профилактических средств, гигиеническое обучение и воспитание).

Группы населения для проведения профилактических мероприятий: беременные женщины (антенатальная профилактика), дети, подростки.

Методы стоматологической профилактики:

- санитарное просвещение;

- гигиена полости рта (индивидуальная и профессиональная);

- применение специальных препаратов (системное и местное);

- коррекция питания (ограничение потребления частоты и количества простых углеводов);

- санация полости рта (осложнения кариеса).

Тестовые задания:

1. Назовите основные функции кабинета гигиены полости рта:

а) ГОиВ детей, родителей, воспитателей, учителей;

б) лечение зубов и заболеваний пародонта;

в) стоматологическое обследование пациента;

г) проведение профилактических процедур;

д) удаление зубов.

2. Мероприятия, направленные на предупреждение возникновения стоматологических заболеваний у здоровых детей – это профилактика:

а) комплексная;

б) третичная;

в) вторичная;

г) первичная.

3. Лечение зубов – это профилактика:

а) комплексная;

б) третичная;

в) вторичная;

г) первичная.

4. Медицинские мероприятия профилактики стоматологических заболеваний:

а) охрана здоровья беременной женщины;

б) обработка зубов препаратами кальция, фосфора, фторидов;

в) индивидуальная гигиена полости рта;

г) герметизация фиссур;

д) охрана окружающей среды.

5. Централизованное фторирование питьевой воды – это уровень профилактики:

а) индивидуальный;

б) групповой;

в) популяционный;

г) затрудняюсь ответить.

6. Обработка зубов препаратами фтора у неорганизованных детей – это уровень профилактики:

а) индивидуальный;

б) групповой;

в) популяционный;

г) затрудняюсь ответить.

7. Основной контингент населения для проведения профилактических мероприятий:

а) беременные женщины;

б) школьники с плохой гигиеной полости рта;

в) дети;

г) подростки;

д) инвалиды детства.

8. К основным методам профилактики относятся:

а) стоматологическое просвещение;

б) контролируемая чистка зубов;

в) гигиена полости рта (индивидуальная, профессиональная);

г) применение препаратов фтора (системное, местное);

д) санация полости рта и диспансеризация детей у стоматолога.

9. Назовите основные стоматологические заболевания у детей:

а) кариес зубов;

б) гипоплазия зубов;

в) флюороз зубов;

г) болезни пародонта;

д) хейлит.

10. Назовите медицинские профилактические мероприятия:

а) обработка зубов пациента препаратами кальция и фосфора;

б) ограничение потребления простых углеводов;

в) герметизация фиссур зубов;

г) местное применение фторидсодержащих препаратов;

д) полоскание полости рта после приема пищи.

Литература:

1. Лекции по пропедевтической стоматологии.

2. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. – М., 2001. - С. 65-66.

3. Мельниченко Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. – Минск. – 1990. – С. 87-92.

4. Сунцов В.Г., Леонтьев В.К., Дистель В.А., Вагнер В.Д. Стоматологическая профилактика у детей (рук-во для студентов и врачей). - Н. Новгород, 2001. – С. 16-22.

5. Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний (учеб. пособие). – Самара. - 2001 - С. 54-62.

 

Тема 2. СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...