Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3. Требования ГОСТов и некоторых правил русского языка к написанию и внешнему оформлению студенческих исследовательских работ




 

Основные ГОСТы, которые должен знать каждый студент, приступающий к написанию текста исследовательской работы, следующие:

· ГОСТ 7. 1 – 2003. «Библиографическая запись, библиографическое описание. Общие требования и правила составления»;

· ГОСТ Р 7. 0. 5 - 2008. «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»;

· ГОСТ 7. 12 – 93. «Библиографическая запись. Сокращения слов русском языке. Общие требования и правила».

С учётом специфики юридических текстов, примеры и образцы соблюдения требований перечисленных ГОСТов с различной и, в целом, с достаточной полнотой приводятся в методических рекомендациях по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ (См. Приложения 2, 3, 4, ). Тем самым, в рамках данного раздела, представляется целесообразным прокомментировать лишь отдельные положения указанных стандартов, имеющих непосредственное отношение к выполнению студенческих исследовательских работ.

Оформленное в соответствии с ГОСТ 7. 1 – 2003 полное и правильное библиографическое описание научно-практического пособия (например, «Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции»), в число своих необходимых характеристик обычно также включает: название издательства, общее количество страниц текста, и между основными смысловыми группами выходных данных проставляется знак «тире» («Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции: научно-практическое пособие / отв. ред. проф. И. М. Мацкевич, проф, Е. С. Шугрина. – Москва: Проспект, 2014. – 136 с. ). В студенческих исследовательских работах при оформлении библиографического списка и в сносках при цитировании обычно используется сокращённое описание, без указанных выше выделенных элементов, то есть без названия издательства, простановки общего количества страниц текста и знака «тире» («Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции: научно-практическое пособие / отв. ред. проф. И. М. Мацкевич, проф, Е. С. Шугрина. М., 2014). При повторном оформлении сносок возможно и дальнейшее сокращение библиографического описания.

    Устанавливаемые ГОСТ Р 7. 0. 5 – 2008 правила оформления библиографических ссылок достаточно подробно и применительно к юридическим текстам приводятся в Приложении 2 (см. Образцы оформления сносок). В Положениях о выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ, как правило, требуется подстрочное (то есть в конце каждой страницы текста) оформление сносок, с нумерацией заново на каждой странице. Вместе с тем, при написании научных рефератов и небольших по объёму научных статей иногда рекомендуется затекстовое  размещение ссылок. Тогда в тексте в квадратных скобках в месте сноски указывается порядковый номер издания в библиографическом списке и страница расположения цитаты, например: [5, с. 48], а в библиографическом списке под номером 5 приводится библиографическое описания источника с возможными, как и при подстрочном оформлении сносок, сокращениями.

В ГОСТ 7. 12 – 93. устанавливаются основные правила сокращения слов на русском языке. При сокращениях применяют усечение, стяжение или сочетание этих приёмов. При усечении конечной части слова, оставшаяся часть должна: а) позволять безошибочно восстанавливать полное слово; б) заканчи­ваться на согласный; в) при стечении в конце нескольких разных согласных заканчиваться на последней из них; г) при стечении в конце двух одинако­вых согласных заканчиваться на одной из них.

Вне зависимости от используемого приёма при сокращении должно оставаться не менее двух букв, например: ст. - статья, см. - смотри. Сокращение слов до одной начальной буквы допускается только для общепринятых сокращений и отдельных слов, приведённых в разделе 5 ГОСТа, например: г. - год (при цифрах), к. - копейка (при цифрах), р. - рубль (при цифрах), с. - страница (при цифрах и в примечании), т. - том (при цифрах и в примечании), ч. - часть.

Следующий способ сокращения - пропуск нескольких букв в сере­дине слова, вместо которых ставится дефис, например: ин-т - институт, д-р - доктор, з-д - завод, изд-во - издательство, м-во - министерство, р-н - район, ун-т - университет.

В текстах также применяются следующие общепринятые сокращения

слов:

- после перечисления, например: и др. (и другие), и пр. (и прочие), и т. д. (и так далее), и т. п. (и тому подобное);

- при географических названиях, например: г. Челябинск, д. Сосновка, Челябинская обл., с. Долгодеревенское;

- при цифрах, например: ХХ в., 2002 г., 145 млн, 100 р., 7 тыс., 50 экз.; при внутритекстовых ссылках, например: гл. 2 (глава 2), п. 1 (пункт 1 ), подп. 2 (подпункт 2), рис. 3 (рисунок 3), с. 17 (страница 17), табл. 4 (таб­лица 4), ч. 1 (часть 1 ), т. 5 (том 5);

- при именах и фамилиях, например: г-жа (госпожа), г-н (господин), им. (имени), тов. (товарищ).

Не допускается сокращение слов «и другие», «и прочие», «и тому подобное» внутри предложения. Не сокращают слова «так называемый», «так как», «например».

В сложных словах, пишущихся слитно, сокращают первую либо по­следнюю часть слова или оставляют первые буквы слов, составляющих сложное слово, например: микрофиша - мфиша, диафильм - дф. В слож­ных словах, пишущихся через дефис, сокращают каждую часть слова, на­пример: профессионально-технический - проф. - техн.

Сокращение обозначается точкой. Но точка не ставится:

-  если сокращение образовано выбрасыванием средней части слова и заменой её дефисом, например: изд-во (издательство), р-н (район), хоз-во (хозяйство);

- в конце сокращений, образованных путём удаления гласных, напри­мер: млн, млрд;

- после сокращенных обозначений единиц физических величин, на­пример: 5 г, 10 кг, 1 т, 20 мм, 50 см;

-  в буквенных аббревиатурах.

ГОСТ разрешает применять сокращения, им не предусмотренные, или более краткие варианты сокращения слов, чем в данном стандарте, при наличии справочного аппарата, обеспечивающего их расшифровку. Это означает, что при первом использовании таких сокращений необхо­димо в круглых скобках или ссылке объяснить их значение. Так, в частности, поступили и мы, вводя аббревиатуры ОИД и ФНО на странице 4.

Многочисленные примеры типичных для юридических текстов и для студенческих исследовательских работ сокращений слов, использования буквенных аббревиатур, написания чисел, дат… приводятся и в методических рекомендациях по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ (см. Приложения 2, 3, 4). В них же, особенно в Приложении 2, много примеров правильного использования некоторых  грамматических правил при написании текстов на русском языке.

 

  2. 4. Использование студентами исследовательских подходов при конспектировании источников научной информации, подготовке устных выступлений, тезисов, презентаций, докладов на конференциях, написании рефератов, научных статей

Перечень основных источников научной информации, в том числе и по правовой тематике, приведён в Приложении 1[98]. При этом, при чтении, конспектировании и проработке этих источников возможно и целесообразно использование научных исследовательских подходов.

В. М. Сырых определяет конспектирование как научную процедуру, осуществляемую «в целях выделения из научных и иных источников основных, оригинальных положений, идей, выводов, оценки их научной значимости и достоверности, а также их систематизации и обобщения» [99]. При этом в числе основных форм или приёмов конспектирования рассматриваются:

- если это собственная книга или ксерокопия, то выделение основных, главных положений в тексте работы путём подчёркиваний или (и) кратких ремарок на полях книги (здесь возможна и собственная разработка специальных символов);

- выписки или ксерокопии наиболее важных положений;

- краткое резюме источника в целом или развёрнутый комментарий;

- комбинированный конспект[100].

Вместе с тем, это хоть и важная, но в большей степени внешняя сторона конспектирования источника научной информации. Основная, внутренняя сторона заключается в правильном понимании (толковании) юридических текстов. И было бы неплохо, чтобы студент ФНО хотя бы в самых общих чертах получил представления о методах и принципах этого толкования, о так называемой  герменевтике (например, по философскому словарю)[101].

Авторы научно-практического пособия «Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции», как представляется, отнюдь не игнорируя герменевтическую методологию, в параграфе о работе с источниками пишут: «Исследовательская работа по праву стоит на трёх «китах» - нормативных правовых актах, судебной практике и юридической доктрине» [102], которые, конечно же, исторически конкретны и их развитие отражает развитие общества. Авторы пособия также отмечают, что до того, «как попасть в законодательные акты, некоторые институты первоначально получили своё развитие в судебной практике»; что «судебная практика прежних лет – это исключительно богатый источник информации для правового исследования» и что «наши предки были не менее образованы в праве, чем мы, если не сказать обратное». В связи с последним обстоятельством, важно не упускать из виду, какого правопонимания (какой правовой доктрины) придерживается законодатель или правоприменитель, не ограничиваясь при стремлении это понять только учебниками по дисциплине, но и работая с первоисточниками и юридической литературой соответствующего исторического периода[103].

Указанные рекомендации и научные исследовательские подходы желательно использовать не только для понимания действительного содержания юридических текстов, но и при подготовке собственных устных выступлений, будь это выступление на семинарском занятии, ответ на вопрос экзаменационного билета, доклад на научной конференции, защита дипломной работы, презентация и т. п. Студент, во всех случаях устного выступления, должен достаточно чётко представлять:

- в связи с чем, кому и что он хочет сказать (здесь возможна и предварительная формулировка основных положений выступления в виде тезисов[104], или составление плана выступления);

- какими временными рамками выступающий располагает;

- как композиционно выстроить своё выступление, имея в виду его начало, основную часть и заключительные слова, а возможно – и общую «тональность»;

- какова и насколько безупречна логика обоснования выдвигаемых положений и итоговых выводов, не исключая констатации проблемных вопросов и направлений дальнейшей работы над их прояснением;

- в чём основной смысл (цель, предназначение) выступления.

Как свидетельствует преподавательская практика, не продумавший эти вопросы студент, выступая, например, на научно-практической конференции, часто не укладывается в регламент и, вынужденный сокращать время выступления – ослабляет акценты на наиболее важном: на аргументации выдвигаемых положений и итоговых выводах. Такого студента часто «смущает» и предложение ведущего конференцию – выделить то главное (сформулировать как тезис), что хотел довести до аудитории выступающий. Или, если по теме научного сообщения предполагается и публикация научной статьи – дать её аннотацию, то есть предельно кратко, посредством 5 – 10 строк представить основное содержание статьи.

К сожалению, студент ФНО, вчерашний школьник, при устном ответе часто «по-школьному» (в негативном смысле этого слова), пытается освещать вопросы как обычного семинарского занятия, так и отвечая, например, на вопрос экзаменационного билета или вопрос, заданный членом зкзаменационной комиссии. Студент пытается как бы «отчитаться» перед преподавателем в том, что он что-то там читал…, при этом выражая свои мысли не законченными чёткими предложениями (суждениями, которые можно оценить как истинные или ложные), а подобием каких-то намёков на якобы известные преподавателю положения. Однако в высшем учебном заведении студентам вполне осознанно следует учиться выступать «по-взрослому», серьёзно и обстоятельно, имея в виду, что для будущего юриста, в силу обычно публичного характера его деятельности, подобные умения и навыки необходимы  профессионально.

В дидактических целях, автор этих строк предлагает студенту, даже при ответе на обычный вопрос семинарского занятия, представлять себя в ситуации, где он (студент) знает, что важно и нужно сказать по существу вопроса, а аудитория менее компетентна и должна что-то уяснить и оценить сказанное. При этом не исключается и возможность задавать вопросы «из зала» для уточнения каких-либо положений, а так же выступления других студентов с комментариями и дополнениями. Такому семинару, при определённой подготовленности студентов, нетрудно обрести интерактивную форму, превратиться в диспут с диалоговой формой общения студентов, что, конечно же, будет способствовать более глубокому усвоению учебного материала, формированию у студентов профессионально-необходимых навыков аргументации и ведения полемики.

Навыки студентов в использовании научных исследовательских подходов активно формируются и при подготовке научных сообщений на конференциях, симпозиумах и т. п., при выполнении конкурсных студенческих научных работ (включая научные рефераты, научные презентации), а в особенности этому способствуют попытки написания и публикации  научных статей.

В числе студентов ФНО всегда обнаруживаются те, кто проявляет повышенный интерес к научным исследованиям в предметной области своей будущей профессиональной деятельности. Некоторые из них продолжат своё обучение в системе высшего профессионального образования и даже могут озадачиться подготовкой и защитой диссертации на соискание учёной степени. В таких случаях лучший способ приступить к реализации своих намерений «быть ближе к науке» и адекватно оценить свои возможности и способности по движению в этом направлении – это попытаться написать и опубликовать свою первую научную статью.

Что представляет собой научная статья как наиболее распространённая и мобильная форма информирования научного сообщества и других заинтересованных лиц о результатах научного исследования, какие требования предъявляются к качественных характеристикам этого вида научной продукции, а также, как написать и опубликовать такую статью – по всем этим вопросам весьма полезные разъяснения и рекомендации приводятся в уже цитированном ранее пособии В. М Сырых «Подготовка диссертаций по юридическим наукам». Представляется целесообразным эти разъяснения и рекомендации привести практически дословно (в виде своеобразного конспекта-выписки), поскольку доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации и член редакционной коллегии научно-практического журнала «Российское правосудие», действительно хорошо знает, о чём пишет; к тому же и сам является автором множества научных статей и других научных публикаций.

 «Статья – это небольшая по объёму работа, посвящённая изложению какого-либо вопроса, проблемы. Объём статьи… от 0, 2 до 2-х печатных листов. …минимальный объём статьи… чуть больше тезисов, а максимальный – не может превышать размеров, характерных для брошюры[105].

Статьи могут быть подготовлены по любому вопросу, представляющему интерес для широкого круга читателей. Это – самая универсальная форма научных публикаций, предназначенная для обнародования любых знаний, которыми располагает наука. В правоведении в форме статьей публикуются результаты теоретических, исторических, конкретно-социологических, сравнительно-правовых, формально-юридических и иных исследований, даются комментарии к законодательству и правоприменительной практике, излагаются результаты статистических наблюдений правовых и иных явлений.

В числе основных особенностей статьи как разновидности научной публикации, можно отметить определённую узость её тематики, допустимость постановки проблемы без надлежащего обоснования, аргументирования, невозможность опубликования в качестве отдельного и самостоятельного издания.

Статья имеет своим предметом, как правило, какой-либо один вопрос правовой науки и/или практики. Это может быть обоснование содержания какого-либо понятия (например, правоотношения, юридической ответственности, правового пространства), авторское видение конкретной актуальной проблемы (понимания судебной практики в качестве источника права, юридической природыправовых позиций Конституционного Суда РФ, конституционной ответственности и др. ), отдельный, требующий дальнейшего совершенствования вопрос законотворческой или правоприменительной практики.

Ограниченный объём статьи не позволяет рассматривать исследуемый предмет комплексно, всесторонне, что характерно для монографии. Однако, от этого научная ценность статьи никак не умаляется. Наоборот, она имеет определённые преимущества перед другими публикациями…. В частности, статья позволяет: 1) весьма оперативно обнародовать всякую новую, свежую мысль, идею, которая ещё находится в стадии разработки, но является весьма актуальной и представляет интерес для других специалистов; 2) успешно вести дискуссии по актуальным проблемам правовой науки и практики; 3) информировать научную общественность об итогах правовой деятельности органов государства, основных результатах исследований, проводимых учёными-юристами.

В статье разрешается ставить новые проблемы правовой науки и практики без обстоятельного аргументирования, обоснования. Всякая оригинальная идея, положение могут длительное время существовать в форме гипотезы, правдоподобного знания, которое в порядке постановки, развития объективируется чаще всего в форме статьи. Обоснованное решение проблем-гипотез, перевод правдоподобного знания на уровень достоверного, истинного знания достигается лишь на уровне монографического исследования. Со статейных публикаций постановочного плана берут начало все идеи, составляющие научную парадигму современных российских правоведов: правового государства, защиты прав и свобод личности, распространения режима законности на законотворческую деятельность государства, осуществления конституционного контроля деятельности государственных органов законодательной и исполнительной власти.

Статья не достигает объёма, позволяющего её опубликование в виде отдельного издания. Поэтому она всегда помещается в каком-либо сборнике. При этом от сборника не требуется связанности статей однородной тематикой. Таковы, например, все юридические журналы, труды или учёные записки, издаваемые юридическими вузами или научными учреждениями. Однако могут издаваться и тематические сборники, в которых формируются статьи по предметному признаку, статья попадёт в такой сборник постольку, поскольку она соответствует его теме.

Структура статей достаточно однородна. Чаще всего статьи пишутся по следующей схеме: 1) введение; 2) постановка проблемы; 3) авторское видение путей её решения; 4) аргументы в пользу авторского решения и 5) вывод о научной или практической значимости авторского решения.

Во введении обычно обосновывается актуальность темы статьи, и формулируются задачи, которые ставит её автор. Трудности, испытываемые соискателем[106] при формулировании первого предложения автореферата, в полной мере присутствуют и при написании статьи. Её первое предложение, в любом случае, должно заинтриговать читателя, вызвать у него интерес к статье в целом.

Постановка проблемы в статье может осуществляться различными способами. Это может быть констатация… затруднений, возникающих в правоприменительной практики, либо несовершенств действующего законодательства, либо пробелов правовой науки, либо фактов несоответствия наличного теоретического знания практике, либо появление новых политико-правовых задач у государства и общества. В любом случае, автор показывает, что рассматриваемый им вопрос не плод праздного размышления, а необходимый и важный компонент современного научного знания.

Значительную часть статьи занимают аргументы, с помощью которых автор обосновывает свои положения, выводы. Завершается же статья, как правило, положениями, в которых определяется научная и/или практическая значимость постановки и решения исследуемого вопроса. …

В числе наиболее распространённых ошибок, допускаемых при написании статей, можно отметить: описательность, априоризм[107], отсутствие примеров, иллюстрирующих авторские положения, многотемность, непоследовательность в изложении вопросов.

Начинающий автор, ещё не освоивший в полной мере технологию подготовки научных публикаций, весьма робко и осторожно подходит к формулированию авторского видения исследуемого вопроса и этот собственный недостаток стремиться компенсировать подробным описанием соответствующих правовых явлений или процессов. Подобные описания возможны и допустимы, если в этом видится основная цель статьи, например, посвящённой какому-либо историческому событию, памятнику права. Но в статье на теоретическую тему, когда от автора требуется его собственное видение исследуемого вопроса, одного описания наличного бытия явно недостаточно. Описание в такой статье допустимо лишь в той мере, в какой оно необходимо для иллюстрирования, обоснования теоретических положений. При отсутствии или недостаточности последних, описание не имеет никакой ценности, равно как и статья в целом.

Другая крайность, в которую нередко впадают авторы статей, является прямо противоположной описательности – это априорный способ изложения исследуемых вопросов, при котором возникает полный разрыв между авторскими новациями и реальными правовыми явлениями и процессами. …

Статья, в которой мысль автора не проиллюстрирована практическим материалом, скорее всего не будет понята и читателями. …

    Третья распространённая ошибка авторов состоит в том, что они пытаются поставить и рассмотреть в статье несколько принципиально важных вопросов. Но поскольку объём статьи ограничен, то чаще всего автору удаётся лишь изложить суть своих вопросов, тогда как на их обоснование не остаётся уже места. В таких случаях говорят, что автор «разбрасывается» между вопросами, не доводя ни одного вопроса до логического завершения. Поэтому всегда важно соизмерять объём статьи с возможностями автора достаточно чётко и ясно осветить исследуемый вопрос.

    Некоторые статьи страдают недостаточно последовательным изложением материала, отсутствием логических переходов от одной мысли к другой и даже логическими противоречиями, когда, например, в начале статьи говорится о том, что отрицается в её завершении. Начав статью «за здравие», автор завершает её положениями «за упокой».

    Существует мнение, что весьма трудно написать хорошую статью, но ещё труднее её опубликовать (выделено нами – Н. Д. ). И это мнение не беспочвенно. Основное заблуждение соискателя состоит в том, что он наивно верит, в обязательность опубликования солидным журналом его статьи, подготовленной на актуальную тему и содержащей какое-либо новое решение. Между тем, это далеко не так.

    Соискателю, прежде чем обращаться в редакцию со своей статьёй, следует проанализировать содержание журнала хотя бы за последний год и посмотреть, сколько в нём помещено статей начинающих авторов. Если там такие статьи есть или, что ещё лучше, имеется рубрика типа «первые публикации», «трибуна начинающего автора», то какие-то незначительные шансы на опубликование его статьи сохраняются. Однако, если в журнале нет ни соответствующих рубрик, ни статей начинающих авторов, считайте, что ваше дело безнадёжно. …

    В настоящее время ситуация с опубликованием статей несколько улучшилась. Вместо двух общесоюзных журналов по теоретическим вопросам государства и права появилось предостаточное множество как центральных, так и региональных журналов. Возможности для опубликования статей значительно расширились, но практика подбора авторов сохранилась прежней – в первоочередном порядке помещаются статьи маститых авторов, членов редколлегии, их коллег и время от времени статьи их аспирантов и соискателей. Чужой, незнакомый автор, скорее всего, в журнал не попадёт.

    Наибольшие шансы на опубликование статьи соискатель имеет в учёных записках, трудах или сборниках статей, издаваемых по месту его работы или вузом (научным учреждением), к аспирантуре которого соискатель прикреплён. Равным образом можно попытаться пристроить свою статью в малоизвестный журнал при условии личных контактов с работниками его редакции. Заочная переписка, скорее всего, закончится пустыми хлопотами.

Но сегодня имеется блестящая возможность самому издать свой многострадальный труд, были бы только деньги. Соискатель вполне может пойти в любое издательство, оплатить стоимость его услуг, а также типографские расходы и в самое короткое время, за четыре – шесть месяцев получить долгожданную публикацию в форме брошюры объёмом 2-3 печатных листа и тиражом до 100 экземпляров. Подобный путь является настолько оптимальным, что им не гнушаются даже соискатели докторских степеней»[108].

Отказ в публикации статьи, считают авторы пособия «Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции…», могут быть вызваны также «несоответствием тематики журнала предложенной работе, публицистическим (а не научным) характером издания», а также, разумеется, качеством самой научной статьи.

«Не надо публиковаться, если работа: является отчётом, не имеющим научного интереса; устарела; дублирует ранее опубликованные работы; содержит ошибочное заключение»[109].

Авторы пособия также советуют обращать внимание на логику высказываний и построение предложений (рекомендуется использовать прямые и краткие предложения, состоящие в среднем из 12 – 17 слов, избегать нескольких утверждений в одном предложении); обращать внимание на грамматику, правописание и опечатки[110].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...