Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  2. 1. Основные требования к содержанию, структуре и стилю изложения студенческих исследовательских работ




      Типичной разновидностью студенческих исследовательских работ по юридическим дисциплинам являются предусмотренные учебными планами курсовые работы. Тем самым, представляется возможным требования к ним, к их содержанию, структуре, стилю изложения, внешнему оформлению … взять за основу при рассмотрении требований и к другим разновидностям студенческих исследовательских работ[84].

   В памятке студенту ФНО по выполнению курсовых работ специально оговаривается, что студенту «совершенно не требуется писать работу исследовательского характера, а тем более научную статью»[85]. Имеется в виду, что курсовой работе студента этого уровня обучения достаточно иметь реферативный характер. Вместе с тем, в учебных пособиях учебный реферат определяется как «одна из начальных форм исследовательской работы (выделено нами – Н. Д. ), требующая глубокого изучения, анализа и систематизации литературы по определённой теме»[86]. В методических рекомендациях РГУПа по выполнению курсовых работ для студентов высшего и среднего профессионального образования (т. е. также и для ФНО – Н. Д. ), статус курсовой работы поднимается ещё выше: «Курсовая работа является одной из форм научной (здесь и далее выделено нами – Н. Д. ) деятельности студентов, самостоятельным исследованием определённой научной проблемы»[87].

        Некоторые расхождения в приведённых выше формулировках относительно характера курсовых работ студентов, на мой взгляд, можно не учитывать, если полагать, что учебная и учебно-исследовательская деятельность студентов в современном образовательном процессе с необходимостью включает элементы научно-исследовательских подходов. Причём, научно-исследовательские подходы (и их элементы) могут быть использованы не только при выполнении курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ, но и при подготовке устных выступлений студентов на семинарских занятиях, при подготовке к сдаче зачётов и экзаменов, работе с литературными и другими источниками информации, разработке презентаций, а тем более – при подготовке докладов и сообщений на научных конференциях, написании конкурсных студенческих научных работ.

 В методических рекомендациях РГУПа по выполнению курсовых работ для студентов высшего и среднего профессионального образования также отмечается: «Выполнение и защита студентом курсовой работы – неотъемлемая составная часть учебного процесса, задачами которой являются:

  - углублённое изучение соответствующей темы изучаемой дисциплины;

  - формирование навыка самостоятельной работы по подбору, анализу и обработке научной литературы, законодательства и материалов юридической практики, обобщению опубликованных данных и формулированию выводов, предложений и рекомендаций по конкретной теме;

  - выявление способности точного и ясного текстуального изложения материалов и выводов, сформулированных в процессе изучения исследуемой темы;

   - выработка способности адекватно представить результаты проведённого исследования в процессе защиты курсовой работы»[88].

В этом же направлении конкретизируются и задачи изучения учебного курса ОИД (см. Введение нашего учебного пособия. С. 4 - 5), из чего становятся ясными и основные требования, предъявляемые к содержанию студенческих исследовательских работ. Эти требования целесообразно упорядочить и с учётом типовой структуры студенческих исследовательских работ.                                                                       

 По своей структуре не только студенческую исследовательскую работу, но и любое произведение научного характера, условно можно разделить на три части: вводную, основную и заключительную. Кроме этих составляющих (в виде введения, основной части и заключения), в большинстве студенческих работ предполагается оформление титульного листа, оглавления и списка использованных источников (литературы). Некоторые работы имеют седьмой элемент - приложения, куда включают таблицы, графики и другие дополнительные материалы.

Титульный лист - это первая страница рукописи, на которой указа­ны надзаголовочные данные, сведения об авторе, заглавие, подзаголовоч­ные данные, сведения о научном руководителе, место и год выполнения работы.

К надзаголовочным данным относятся: полное наименование учеб­ного заведения, факультета и кафедры, по которой выполнена работа. Да­лее указываются полностью фамилия, имя и отчество автора. В средней части титульного листа пишется заглавие работы. В подзаголовочных данных указывается вид работы (реферат, курсовая или дипломная работа). Затем, ближе к правому краю титульного листа, пишутся учёная сте­пень, учёное звание, полностью фамилия, имя, отчество научного руково­дителя. В нижней части титульного листа указываются место и год написания работы[89].

Оглавление раскрывает содержание работы путём её рубрикации[90], то есть обозначения глав, параграфов и других рубрик рукописи с указанием страниц, с которых они начинаются. Оглавление в студенческих исследовательских работах обычно приводится в начале на второй странице. Названия глав и параграфов должны точно повторять соответствующие за­головки в тексте.

Название «Оглавление» вообще-то ориентирует на то, что в нём будут присутствовать главы и параграфы. Однако сегодня весьма часто при рубрикации основного текста используется так называемая индексационная нумерация (то есть только цифры). Например:

     1. Формы государственного правления.

        1. 1. Монархия.

                 1. 1. 1. Абсолютная монархия.

                 1. 1. 2. Ограниченная монархия.

1. 2. Республика.

1. 2. 1. Парламентская республика.

1. 2. 2. Президентская республика.

Типичная ошибка в студенческих исследовательских работах – смешение видов рубрикации: пораздельной (с главами и параграфами) и индексационной (только с цифрами). Тем самым, особенно если у нас простой план исследовательской работы (как у большинства работ студентов ФНО), вместо названия «Оглавление» лучше использовать заголовок «Содержание» и при рубрикации основной части текста использовать простые цифры. Например:

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение…………………………………………………………

1. (Название вопроса)…………………………………………..

2. (Название вопроса)……………………………………………

3. (Название вопроса)……………………………………………

Заключение………………………………………………………

Список использованных источников………………………….

 

По своему назначению Введение, объём которого обычно не превышает 5 - 7% объёма основного текста, призвано ввести читателя в круг затрагиваемых в работе про­блем и вопросов. В нём определяются актуальность, новизна, научная и прак­тическая значимость темы, показывается степень её разработанности. Тем самым обосновывается и выбор темы научного исследования. Здесь же формулируются цели и задачи, которые ставились автором, описываются ме­тоды и практическая база исследования. В диссертационных исследованиях, кроме того, в обязательном порядке указывают объект и предмет исследования, положения, выноси­мые на защиту, теоретическую и практическую ценность полученных резуль­татов и сведения об их апробации.

 Представляется, что и в студенческих исследовательских работах было бы неплохо хотя бы попытаться определиться с объектом и предметом исследования, помня о том, то правильная постановка и формулировка исследуемой проблемы – в значительной части предопределяет её успешное решение.

Основная часть может состоять из нескольких глав, разбитых на параграфы. Первый параграф студенты нередко посвящают истории или общетеоре­тическим вопросам рассматриваемой темы, а в последующих параграфах раскрывают основные её аспекты. В них рассматривается действующее законодательство, излагаются теоретические положения, даётся анализ спорных точек зрения, высказывается и аргументируется своё мнение по ним, излагаются результаты обобщения собранного фактического мате­риала, анкетирования, изучения документов и т. п. Некоторые научные руководители рекомендуют в конце каждой главы делать краткие выводы. Но если они будут отражены в заключении, то повторяться не следует.

В заключении в логической последовательности излагают получен­ные результаты исследования, указывают на возможность их внедрения в практику, использования для совершенствования законодательства, развития юридической науки, в учебном процессе, определяют дальнейшие перспективы работы над темой. Объём Заключения (как и Введения) обычно не превышает 5 - 7% объёма основного текста.

В список литературы и других источников информации включаются только те, которые были использованы при написании работы и упомянуты в тексте или сносках. Список составляется с учётом требований государст­венного стандарта.

В Приложения включаются извлечения из отдельных нормативных актов, копии подлинных документов, выдержки из справок, отчётов, обобщений, образцы анкет, таблицы, графики и другие вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы и увеличивают её объём. При подсчете объёма научной работы приложения обычно не учитываются.

В учебном пособии «Социология права» при формировании общей логической структуры исследовательской работы рекомендуется учитывать её преимущественно теоретическую или прикладную направленность. Если основная цель исследования теоретическая, то особое внимание должно быть уделено решению теоретико-методологических задач, в том числе «тщательному и всестороннему изучению научной литературы по данному вопросу, глубокому обоснованию проблемы, системному анализу предмета изучения, выявлению его структуры и всего многообразия внешних связей, семантической и эмпирической интерпретации ключевых понятий, логическому анализу рабочих гипотез»[91]. Логическую структуру такого исследования можно выразить формулой: «теория на входе и теория на выходе».

Логическая структура прикладного социально-правового исследования, как ориентированного на решение практических задач, несколько иная: «на входе – практические задачи и проблемы, на выходе – оптимальное решение поставленных практических задач», и конкретные практические рекомендации, например, для сферы управления. Смысл теоретической части работы в подобных случаях «часто заключается в поиске типового решения исследовательской проблемы и применения этого типового решения к конкретным условиям существования изучаемого явления»[92].

В учебном пособии Бережновой Е. В. «Основы учебно-исследовательской деятельности…» различия в объёме, содержании, возможной структуре и ряде других требований, предъявляемым к студенческим исследовательским работам (прежде всего, к курсовым и дипломным), авторы пособия попытались изобразить в рамках единой схемы[93]. Взяв данную схему за основу, мы сочли возможным включить сюда и характерные особенности научного реферата, поскольку, во-первых, реферативный обзор литературы по предмету (проблеме) научного исследования может являться как отдельной самостоятельной научной работой студента, так и входящим в состав студенческой курсовой или дипломной работы, а во-вторых, научная или курсовая работа студента ФНО чаще всего имеет реферативный характер.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...