Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сходство и различия рефератов, курсовых и дипломных работ




Сходство и различия рефератов, курсовых и дипломных работ

   Рефераты                         Курсовые                        Дипломы

                                             Объём

До 1 п. л. (не менее        1 п. л. (25 – 30 стр. )      2 п. л. (45- 48 стр. )

15 – 20 стр. )  

                                               План

Простой, отражающий  Как простой, так и      Сложный                     

логику рассмотрения          сложный

предмета исследования

в реферируемых источниках

                               Используемые источники

Не мене 3-х                      5 – 10                           Не менее 10

                 Выделение объекта и предмета исследования

Не обязательно. Достаточно Не обязательно. Но       Желательно

формулировок исследуемых обязательны форму-          

      вопросов                       лировки темы (проблемы),

                                                  цели и задач исследования

                           Указание эмпирической базы исследования

      Не обязательно    Желательно. Особенно в Обязательно в случа-

                                         случаях проведения соб-     ях проведения соб-

                                     ственных эмпирических ис-      ственных эмпиричес-

                                     ледований и обобщений         ких исследований и

                                                   практики                   обобщений практики

    Указание на методологию и методы, используемые при проведении

исследования

Не обязательно  Желательно, особенно в случаях Обязательно в случаях

                                 использования специальных преимущественного ис-

                                   (частнонаучных) методов пользования тех илииных

                                                                                  всеобщих, общенаучных и

                                                             специальных (частнонаучных) методов

 

    Важно обратить внимание на то обстоятельство, что тематика студенческих исследовательских работ, по их содержанию, может быть преемственной. Именно по схеме: научный реферат, курсовые работы, выпускная квалификационная (дипломная) работа. И, может быть, вплоть до будущей магистерской диссертации. Но это в случае, если у студента достаточно рано проявится интерес к определённой юридической проблематике.

    При печатании студенческих исследовательских работ обычно рекомендуется формат листа А4 [94], шрифт – 14, гарнитура шрифта – Times New Roman, межстрочный интервал – полуторный, абзацный отступ – 1, 25 см, выравнивание текста – по ширине страницы. Шрифт для печатания сносок – 10 или 12.

Заголовки «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список нормативных правовых актов и литературы» («Библиография»), «Приложения» печатаются на новой странице прописными буквами жирным шрифтом, без подчеркиваний, в кавычки не заключаются и помещаются в центре страницы. Каждая глава (раздел) курсовой работы также начинается с новой страницы, а параграфы (подразделы) – с абзацного отступа. Между заголовками (подзаголовками) и основным текстом – двойной по отношению к выбранному межстрочному интервал. Точка в конце любого из указанных заголовков (подзаголовков) не ставится (см., например, стр. 77 нашего учебного пособия).    

При делении текста студенческой исследовательской работы на главы и параграфы, разделы и подразделы используются логические правила деления понятий. Операция деления должна производиться по известным студентам из курса логики правилам:

1. Деление должно быть соразмерным, т. е. объём всех членов деле­ния должен равняться объёму делимого понятия. При нарушении этого правила могут возникнуть ошибки, называемые в логике «неполное деление» и «деление с излишними членами». Примером первой ошибки при раскрытии содержания главы «Виды стадий совершения преступления» будет её деление на два параграфа: 1) приготовление к преступлению; 2) покушение на преступление. Здесь пропущен член деления «окончен­ное преступление». Примером другой ошибки является включение в главу «Виды причинения вреда здоровью» параграфа о побоях (побои не со­ставляют самостоятельного вида повреждений).

  2. Деление должно осуществляться по одному основанию (призна­ку). Нарушение этого правила влечет ошибку, называемую «сбивчивое деление». Пример такой ошибки: в главе «Формы соучастия» выделены рубрики: 1) сложное соучастие; 2) соисполнительство; 3) преступная группа; 4) преступное сообщество[95]. Здесь сложное соучастие не является групповым преступлением, а соисполнительство и преступное сообщество согласно ст. 35 УК РФ - это формы (виды) группового совершения пре­ступления.

3. Члены таксономического (родо-видового) деления должны исключать друг друга и не должны соотноситься между собой как часть и целое. В одной из курсовых работ, посвящённой формам вины, автор вы­делил разделы: 1) умысел; 2) неосторожность; 3) виды умысла, разли­чаемые в теории. Последний раздел пересекается с первым и является его частью.

4. Деление должно быть последовательным, непрерывным. Нару­шение этой последовательности приводит к ошибке, называемой «скачком в делении». Например, в работе «Преступления против жизни» автор вна­чале выделил параграфы об убийстве без предварительного рассмотрения вопроса о делении всех посягательств на жизнь на убийство (ст. 1 05 - 1 08 УК РФ), причинение смерти по неосторожности (ст. 1 09 УК РФ), доведе­ние до самоубийства (ст. 11 0 УК РФ).

 Заголовки глав и параграфов, а также подзаголовки должны быть по возможности краткими. Они должны содержать ключевые слова, отражающие объект или предмет исследования. Чтобы избежать длинных заголовков, вводят уточняющие слова или подзаголовки, например: «Ответственность за убийство: квалификация и наказа­ние по российскому праву». Заголовки должны точно отражать содержание глав и параграфов, не сокращая и не расширяя объём содержащейся в них информации.

Каждый из членов деления текста студенческой исследовательской работы, в свою очередь, подразделяется на абзацы. Под абзацем понимается отступ вправо в начале первой строки определённой части текста. Понятием «абзац» обозначают также ту часть текста, которая находится между двумя такими отступами.

В абзац объединяют предложения, связанные между собой по смыслу. Абзацы одного параграфа или главы также должны быть по смыслу связаны между собой и расположены в логической последовательности.

При написании текстов студенческих исследовательских работ следует учитывать специфические особенности научной речи вообще и юридической речи, в частности. Как отмечается в учебном пособии Р. А. Сабитова, научный юридический текст характеризуется точностью и одно­значностью выражений, которые обусловлены спецификой языка права. Такой язык отличается краткостью, логичностью, и стремлени­ем к исключению многозначности толкования слов. Этому способствует использование специальных терминов. Под термином здесь понимается имеющее юридическое значение слово или словосочетание, выражающее сущность правового явления (например, «преступление», «наказание», «уголов­ное право» и т. п. ).

Научный язык характеризуется стремлением к объективности изло­жения материала. Требование объективности изложения обусловлено спецификой на­учного познания, направленного на установление истины. Для подтвер­ждения объективности в тексте делается ссылка на то, кем высказана та или иная мысль, в каком источнике содержится использованная информация. При этом в тексте используются вводные слова и словосочетания, указывающие на авторство (по мнению, по данным, по словам, по сооб­щению, по сведениям и др. ). Позиция самого автора выражается в словах: по нашему мнению, нам представляется, мы придерживаемся точки зре­ния и др. Тем самым автор отражает своё мнение как точку зрения группы ученых, относящихся к определенной научной школе или научному на­правлению. Поэтому употребление местоимения «мы» вместо «я» придает изложению некоторую объективность.

Однако частое использование автором в тексте местоимения «мы» может производить и неблагоприятное впечатление на читателя. В связи с этим в по­следние года авторы стали излагать своё мнение от первого лица единствен­ного числа (я полагаю, по моему мнению) или от имени третьего лица (автор считает, по мнению автора, с точки зрения автора). Чтобы и вовсе избежать употребления личных местоимений, можно использовать неопределённо-личные пред­ложения (например: «При квалификации преступления устанавливают точное соответствие между признаками совершенного деяния и признаками состава преступления»), либо использовать предложения со страдательным залогом (например: «В курсовой работе предложен проект нормы об ответственно­сти за мелкое хищение чужого имущества»). В интересах той же объективности в тексте научного произведения личные при­страстия, эмоциональные моменты обычно не отражаются.

Характеризуя точность, лаконичность, ясность как принципы научной речи и текстов, В. М. Сырых пишет, что точность означает соответствие текста научного издания мыслям его автора. Обеспечивается это как специальными стилистическими приёмами, так и правильным использованием общеупотребительных и специальных терминов. Лаконичность, краткость научного текста означает отсутствие в нём ненужных повторов, второстепенных деталей, несущественных подробностей. Каждое предложение имеет право на включение в текст, поскольку необходимо для описания исследуемых явлений и процессов, выступает средством изложения и обоснования оригинальных авторских положений, несёт новую информацию. Под ясностью текста понимается его доходчивость, доступность для того круга читателей, которым текст предназначен. При ясности текстов научных публикаций успешнее решается и главная задача научной деятельности вообще – внедрение научных идей в научную и практическую деятельность, превращение знаний в действенное орудие дальнейшего развития правовой науки и совершенствования юридической практики [96].

При написании научного текста следует избегать канцеляризмов, штампов, избыточных словосочетаний (например: уголовное преступление, пинал ногами, месяц май, отложить дело слушанием, произведённым по уголовному делу предварительным расследованием установлено и т. д. ). Не украшают речь повторения, растянутые фразы с нагромождением придаточных предло­жений и вводных слов. Нужно писать понятно для других, без наукооб­разности и по возможности кратко.

Краткости можно добиться, прибегая к общепринятым сокращениям в предложениях. В настоящее время в юридических текстах используются следующие виды сокраще­ний: 1) буквенные аббревиатуры; 2) сложносокращенные слова; 3) условные графические сокращения по начальным буквам и частям слова.

Буквенные аббревиатуры составляются из начальных букв каждого слова, входящего в название. Например, вместо слов «Гражданский ко­декс Российской Федерации», «Министерство внутренних дел» принято писать соответственно ГК РФ, МВД. Такие сокращения записываются прописными буквами.

Сложносокращенные слова составляются из усечённых слов, напри­мер: обком - областной комитет, райвоенкомат - районный военный ко­миссариат, профсоюз - профессиональный союз.

В юридических текстах обычно используются условные графические сокращения по начальным буквам и частям слов, в том числе при оформ­лении ссылок и списка использованной литературы. Правила сокращения установлены ГОСТ 7. 12 - 93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила» (М., 1995).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...