Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выполнение задания начинается с подбора противоречащих или противоположных понятий, если таковые имеются в схеме.




 

В нашем примере есть противоречащие понятия В и С. Примерами таких понятий являются, например, успевающие студенты – В, и неуспевающие студенты – С.

 

Понятие А перекрещивается с В. Значит, в качестве А нужно взять понятие, чтобы предметы из его объема могли являться успевающими студентами, но могли и не являться успевающими студентами. Можно в качестве А взять понятие «отличник».

 

Понятие D является видом по отношению к понятию С, т.е. видом неуспевающих студентов. Чтобы из родового понятия сделать видовое понятие, необходимо к содержанию родового понятия добавить какой-то признак, например, неуспевающий студент первого курса.

 

Задание № 3. Проверить правильность деления понятий. В случае обнаружения ошибок, исправить их.

 

При выполнении этого упражнения сначала надо определить вид деления - дихотомическое или по видоизменению признака.

 

Если деление является дихотомическим, то оно всегда правильное (это главное достоинство дихотомического деления).

 

  Если деление проводится по видоизменению признака, то необходимо последовательно проверить 4 правила деления: 1. деление должно производиться только по одному основанию; 2. члены деления должны исключать друг друга (не иметь общих элементов); 3. деление должно быть непрерывным, не иметь скачков; 4. деление должно быть соразмерным.  

 

Отметим, что если нарушено правило 1, то правило 3 всегда нарушено, т.к. члены деления, выделенные по разным основаниям деления, не могут стоять на одном уровне.

 

 

Пример 3.1:

Понятия бывают конкретные и абстрактные.

 

Решение:

В рассматриваемом примере деление дихотомическое, т.к. произведено деление на 2 класса, которые являются противоречащими понятиями (конкретное понятие, абстрактное понятие). Значит данное деление правильное.

 

Пример 3.2:

 

Книги бывают интересные, скучные и по экономике.

 

Решение:

В данном случае деление не является дихотомическим, поэтому необходимо проверять 4 правила деления.

1. Деление произведено по разным основаниям: интересные, скучные – на основании наличия интереса; по экономике – на основании предмета изучения.

2. Члены деления не исключают друг друга: как интересные, так и скучные книги могут быть по экономике.

3. Деление имеет скачок: «интересные» и «по экономике» не могут стоять на одном уровне, т.к. эти члены деления выделены по разным основаниям.

4. Деление несоразмерно, оно является узким: в делении нет, например, книг по другим предметам (в частности, исторических романов).

 

Задание № 4.

Указать вид определения.

Проверить правильность определения. В случае обнаружения ошибок, указать их.

 

В первой части этого задания проверяются навыки работы студентов с различными видами определений – явное и неявное. Среди явных определений студенты должны различать атрибутивные и генетические определения.

Определение явное - определение, в структуре которого определяющее и определяемое являются понятиями, употребляемыми самостоятельно.

Определение неявное – определение, в структуре которого определяющее не является понятием, употребляемым самостоятельно, вне определяемого.

Определение атрибутивное – вид явного определения, в котором в качестве существенных признаков указываются свойства (атрибуты) предмета.

Определение генетическое -вид явного определения, в котором в качестве существенных признаков указывается способ построения или происхождения предмета.

 

Пример 4.1.

Указать вид определения:

Штраф есть денежное взыскание, предусмотренное настоящим Кодексом.

Решение. Сначала выделим определяющую и определяемую части данного определения.

Определяемая часть (понятие, которое вводится) – штраф.

Определяющая часть (понятия, при помощи которых вводится определяемое) - денежное взыскание, предусмотренное настоящим Кодексом.

Проверим, может ли определяющее употребляться самостоятельно вместо определяемого. Очевидно, что может. Таким образом, мы имеем дело с явным определением.

Поскольку это определение явное, необходимо далее выявить, является оно атрибутивным или генетическим. В данном примере в определяющей части используются свойства предмета (штрафа), поэтому данное определение атрибутивное.

Пример 4.2.

Указать вид определения:

Отсекая любую вершину треугольника отрезком прямой, мы получим четырехугольник.

Решение. Сначала выделим определяющую и определяемую части данного определения.

Определяемая часть (понятие, которое вводится) – четырехугольник.

Определяющая часть (понятия, при помощи которых вводится определяемое) – треугольник с любой отсеченной вершиной отрезком прямой.

Проверим, может ли определяющие употребляться самостоятельно вместо определяемого. Очевидно, что может. Таким образом, мы имеем дело с явным определением.

Поскольку это определение явное, необходимо далее выявить, является оно атрибутивным или генетическим. В данном примере в определяющей части используется способ получения предмета (четырехугольника), поэтому данное определение генетическое.

Пример 4.3.

Указать вид определения:

1 есть натуральное число. Если N – натуральное число, то, прибавляя к нему 1, мы получим натуральное число. Ничто другое не является натуральным числом.

Решение. Сначала выделим определяющую и определяемую части данного определения.

Определяемая часть (понятие, которое вводится) – натуральное число.

Определяющая часть (понятия, при помощи которых вводится определяемое) – 1 есть … Если N …, то, прибавляя к нему 1, мы получим …Ничто другое не является….

 

Проверим, может ли определяющие употребляться самостоятельно вместо определяемого. Очевидно, что не может. Таким образом, мы имеем дело с неявным определением.

 

Вторая часть задания 4 служит для проверки навыков студентов по проверке правил определения и ориентации в способах введения понятий (указание, сравнение, описание, характеристика, определение).

 

Пример 4.4:

Стадион – место для показа спортивных соревнований без повторения понравившихся моментов.

Решение:

При выполнении этого упражнения сначала необходимо установить, является ли приведенное высказывание определением или является другим способом введения понятий (указанием, сравнением, описанием, характеристикой).

В рассматриваемом примере мы имеем дело действительно с определением.

 

Если мы имеем дело действительно с определение, то далее необходимо последовательно проверить 4 правила определения:

1. определение должно быть ясным;

2. определение не должно содержать круга;

3. определение не должно строиться через отрицание;

4. определение должно быть соразмерным.

Заметим, что если какие-то термины в определяемом Вам не ясны, то следует воспользоваться словарями для уяснения их смысла. Т.е. все приводимые определения следует считать ясными.

Проверка правил 2 и 3 осуществляется достаточно просто. При проверке правила 4, в случае если Вам неизвестно содержание определяемого понятия, необходимо воспользоваться словарем.

В нашем случае очевидно, что определение не содержит круг, не строится через отрицание. Осталось проверить последнее, самое трудное, - соразмерность определения. Для этого сравним объемы определяемого понятия «стадион» и определяющего понятия «место для показа спортивных соревнований без повторения понравившихся моментов». С одной стороны, объем определяющего шире объема определяемого, т.к. местом для показа спортивных соревнований без повторения понравившихся моментов может быть не только стадион, но и бассейн, и корт, и ипподром и т.п. Здесь налицо ошибка «широкого определения».С другой стороны, объем определяющего уже объема определяемого, т.к. стадион является не только местом для показа спортивных соревнований без повторения понравившихся моментов, но и, например, местом проведения тренировок. Здесь имеется ошибка «узкого определения».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...