Таким образом, в рассматриваемом примере мы имеем ошибки широкого и узкого определения.
Пример 4.5: Архитектура – застывшая музыка эпохи.
Решение: В этом примере мы имеем дело не с определением, а с другим приемом введения понятий – метафорическим сравнением.
Пример 4.6:
Правонарушение – это нарушение права.
Решение: В этом примере приведено определение, которое содержит ошибку – «круг в определении», поскольку определяющее (нарушение права) содержит слова «нарушение», «право», которые являются однокоренными с определяемым «правонарушение». Замечание: При выявлении «круга в определении» не делайте следующей ошибки – повторение родового признака в определяющей части не является тавтологией. Например:
Совместимые понятия – это понятия, имеющие общие элементы объема.
В данном случае «понятие» - это родовой признак. В определяемой части мы вводим термин «совместимые», а не термин «понятие». В этом случае «круга в определении» нет.
Пример 4.7:
Управление - это не наука.
Решение: В этом примере приведено определение, которое содержит ошибку – оно «построено через отрицание».
Методические указания к выполнению заданий по теме «Высказывание».
Задание № 1. Выделить все составные части простого атрибутивного высказывания, записать его логическую форму, определить количество и качество, изобразить отношение между субъектом и предикатом при помощи круговых схем. (Во втором высказывании следует сохранить те обозначения для субъекта и предиката, которые были введены в первом высказывании): При выполнении этого задания необходимо помнить, каковы составные части простого атрибутивного высказывания:
Пример 1.1.
Кто-то из людей любит поп-музыку. Неверно, что кто-то не любит поп-музыку. Решение. Определяем состав простых суждений. Субъект S – люди, предикат Р – любит поп-музыку. В первом высказывании квантор «кто-то», что соответствует кванторному слову «некоторые», связка явно не выражена, но подразумевается «суть». Логическая форма первого высказывания: Некоторые S суть Р. Это частно-утвердительное высказывание.
Круговые схемы для субъекта и предиката выглядят следующим образом:
Во втором высказывании «неверно, что» соответствует отрицанию ┐; кванторное слово «кто-то» соответствует «некоторые», слово связка явно не выражена, но подразумевается «не суть». Логическая форма второго высказывания: ┐( Некоторые S не суть Р) ≡ Все S суть Р. Это обще-утвердительное высказывание.
Круговые схемы для субъекта и предиката выглядят следующим образом:
Задание № 2. Записать логическую форму сложных высказываний (Во втором высказывании следует сохранить те обозначения простых высказываний, которые были введены в первом сложном высказывании): Пример 2.1. Я подготовлюсь к контрольной работе, иначе мне придется приходить ее пересдавать.
Я не подготовился к контрольной работе, и мне пришлось приходить ее пересдавать.
Решение. В составе первого сложного высказывания два простых: р - я подготовлюсь к контрольной работе; q - мне придется приходить ее пересдавать.
Далее необходимо определить, какими логическими связками соединены выделенные простые суждения. При этом надо выделить союзы и знаки препинания, которыми грамматически соединены простые предложения в составе сложного. И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ХОТЯ, «,», «.» – этим союзам и знакам препинания соответствует, как правило, логическая связка КОНЪЮНКЦИЯ & (Ù). Иногда союз «И» и «,» соответствуют логической связке дизъюнкция или импликация. ИЛИ, ЛИБО – этим союзам и знакам препинания соответствует, как правило, логическая связка ДИЗЪЮНКЦИЯ Ú. ЕСЛИ…,ТО…; ПОСТОЛЬКУ, ПОСКОЛЬКУ…; ТАК, КАК; ПОТОМУ, ЧТО; ПОЭТОМУ; СЛЕДОВАТЕЛЬНО; «-» - этим союзам и знакам препинания соответствует, как правило, логическая связка ИМПЛИКАЦИЯ ® (É), используемая в условных (импликативных) суждениях. ЕСЛИ И ТОЛЬКО ЕСЛИ…,ТО…; ТОЛЬКО ПОСТОЛЬКУ, ПОСКОЛЬКУ…;ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО; ТОЛЬКО ПОЭТОМУ; - этим союзам и знакам препинания соответствует, как правило, логическая связка ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ В рассматриваемом примере простые высказывания связаны грамматической связкой «иначе». В эквивалентном виде это высказывание можно записать так: Если я не подготовлюсь к контрольной работе, то мне придется приходить ее пересдавать.
Логическая форма этого сложного высказывания следующая: ┐р É q
Второе высказывание выглядит так: Я не подготовился к контрольной работе, и мне пришлось приходить ее пересдавать. Логическая форма второго высказывания выглядит так: ┐р & q
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|