Основные ошибки, совершаемые при проведении индивидуальной гигиены полости рта
- сокращение времени манипуляций; - нарушение методологии; - нарушение кратности ухода чистки; - редкое применение дополнительных предметов и средств гигиены полости рта; - применение предметов и средств гигиены, не соответствующих состоянию полости рта. Таким образом, уход за полостью рта должен быть комплексным и предусматривать не только чистку зубов, но и очищение и массаж десен и языка с применением разнообразных гигиенических предметов и средств. Кратность гигиенических процедур - не менее 2 раз в день. Согласно современным представлениям уход за ротовой полостью должен осуществляться троекратно: до и после завтрака, после ужина. Тестовые задания: 1. Укажите основные движения зубной щетки при стандартном методе чистки: а) вертикальные б) горизонтальные в) круговые г) подметающие 2. Методами чистки зубов являются: а) метод Леонарда б) метод Фонеса в) метод Чартера г) метод Стиллмана д) метод Леуса 3. Установите последовательность чистки зубов: а) прополоскать рот, вымыть щетку, намылить ее и поставить в стакан головкой вверх б) нанести зубную пасту на щетку в) вымыть руки с мылом г) промыть щетку теплой водой д) почистить зубы в определенной последовательности
4. Выбор метода чистки зубов у ребенка зависит: а) от желания родителей б) возраста ребенка в) состояния зубов и пародонта г) концентрации фторидов в питьевой воде д) интенсивности кариеса 5. На чистку зубов должно затрачиваться: а) 30 секунд б) 1 минута в) 2–3 минуты г) 15 секунд 6. Ошибки, допущенные при чистке зубов: а) кратковременность чистки б) недостаточное количество очищающих движений В) преобладание горизонтальных движений
г) отсутствие очищения пришеечной области д) отсутствие положительной мотивации 7. Проводить гигиену полости рта необходимо: а) до завтрака б) перед сном в) до завтрака и перед сном г) после завтрака и перед сном д) после завтрака ж) после ужина 8. Под каким углом к оси зуба необходимо располагать зубочистку: а) 90 б) 45 в) не имеет значения 9. С какого возраста показана чистка языка у детей, самостоятельная или родителями? а) 2 года б) 4 года в) 6 лет г) 10 лет д) по рекомендации стоматолога 10. Задачи контролируемой чистки зубов: а) формирование знаний по гигиене полости рта б) выработка потребности к чистке зубов в) оценка эффективности гигиены полости рта г) мотивация индивидуума к совершенствованию гигиенических навыков д) снижение интенсивности кариеса зубов Литература: 1. Лекции. 2. Бокая В.Г. Самоконтролируемая гигиена полости рта – эффективный способ профилактики стоматологических заболеваний // Стоматология для всех. – 2000. - № 3. – С. 17–19. 3. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний (учеб. пособие). – М., 2001. – С. 73-77. 4. Луцкая И.К. Практическая стоматология (справочное пособие). - 2-е изд. - Минск, 2000. – С. 271-288. 5. Мельниченко Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний (учеб. пособие). - М., 1990. - С. 25-27, 29-40. 6. Мироненко Г.С. Стоматология для всех. – СПб, 1997. - С. 107–109. 7. Новое в стоматологии (спец. выпуск). – 1999. - № 7. - С. 49-53. 8. Пахомов Г.Н. Первичная профилактика в стоматологии. - М., 1982. - С. 121-128. 9. Ральф Е. Мак-Дональд, Дейвид Р. Эйвери. Стоматология детей и подростков (седьмое изд.). – М., 2003. – С. 262–266. 10. Улитовский С.Б. Особенности гигиены языка // Стоматология для всех. – 2000. - № 4. – С. 32–33. 11. Улитовский С.Б. Практическая гигиена полости рта. – М., 2002.
Тема 15. САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В СТОМАТОЛОГИИ Учебные элементы Цель: Ознакомиться с принципами санитарно-просветительной работы (СПР) в детской стоматологии.
Основные термины: санитарное просвещение, уроки здоровья. Контрольные вопросы 7) Контроль исходного уровня знаний 8) Собеседование по теме: а) цель и задачи СПР. б) принципы и формы СПР в) структура и организация СПР. г) оценка эффективности СПР. 3) Контроль усвоения знаний N. Изложение учебного материала Санитарное просвещение – базовый метод профилактики, включающий распространение медицинских и гигиенических знаний, воспитание у населения гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления их здоровья и повышения санитарной культуры (ВОЗ, 1972). Стоматологическое санитарное просвещение - это метод профилактики, включающий предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки правил поведения и привычек, максимально исключающих факторы риска возникновения заболеваний зубов, пародонта, и поддерживающих приемлемый уровень стоматологического здоровья. По существующему положению, врач-стоматолог должен проводить СПР 4 часа в месяц (приказ МЗ СССР № 363 от 10. 09. 1947). Цель СПР – формирование знаний, навыков и привычек, направленных на сохранение или улучшение здоровья. Навык – умение выполнять целенаправленные действия, доведенное до автоматизма. Привычка – сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности. O. Принципы СПР - Комплексность – взаимосвязь санитарного просвещения, обучения методике гигиенических мероприятий и постоянного контроля над качеством их выполнения. - Систематичность и непрерывность – начиная с антенатального периода и далее на протяжении детского возраста. - Дифференцированность форм в зависимости от возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Формы СПР Активная форма СПР предусматривает интерактивный контакт специалиста с индивидом или аудиторией (беседы, лекции, доклады, занятия в школах молодых матерей). Преимущество активной формы - наличие обратной связи, возможность индивидуализации процесса. Пассивная форма предполагает опосредованное и длительное воздействие на индивида или аудиторию (санбюллетень, памятки, брошюры, печать, телевидение, радио, аудио и видеокассеты). Преимущество пассивной формы – длительность воздействия, недостаток - отсутствие обратной связи.
Уровни реализации СПР: а) популяционный – рассчитан на широкие массы населения (реклама гигиенических средств) б) групповой – метод используется в пределах группы детей, сформированной по определенным критериям (возраст, ДОУ, школа, место жительства, наличие факторов риска и пр.) в) индивидуальный – метод обучения ребенка с учетом индивидуальных особенностей. Участники СПР:
Для приобретения полезной привычки каждый человек преодолевает несколько ступеней: знание®понимание®убеждение®навык®привычка. Эффект санитарного просвещения зависит от непрерывности и преемственности работы, проводимой в коллективах: · Беременные женщины и молодые матери · Дети дошкольного и младшего школьного возраста · Подростки · Взрослое население · Пожилые люди
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|