D. 1) Беременные женщины и молодые матери
Место проведения СПР – женские консультации, комнаты здорового ребёнка детских поликлиник. Цель работы: обучение и контроль над гигиеной полости рта беременных женщин, знакомство с дополнительными предметами и средствами гигиены, пропаганда рационального питания, грудного вскармливания, обучение уходу за зубами детей сразу после их прорезывания. Возможная тематика лекций и бесед: «Свежие овощи и фрукты – источник здоровых зубов», «О пользе грудного вскармливания», «Сроки прорезывания молочных зубов», «Что нужно знать о соске». Дошкольники и школьники Методы санитарного просвещения в организованных детских коллективах обусловлены в первую очередь возрастом детей. Дифференциация психических функций начинается в раннем детском возрасте (1–3 года) и характеризуется доминантой восприятия. У детей 4-6 лет преобладает память, у школьников 7–10 лет – мышление. Способность к абстрактному мышлению формируется к 11 годам. После 12 лет ребенок способен формулировать перспективные цели. От соотношения и уровня развития функций зависит тактика обучения детей разных возрастов. Уровень подачи материала должен соответствовать уровню зрелости интеллекта ребенка. Уроки здоровья Одним из вариантов СПР являются уроки здоровья, проводимые в детском саду (дети 3-5 лет) и в школе (дети 6-8 лет и 9-10 лет). Обучение детей имеет особенности, та как продолжительность непрерывного вида деятельности (чтение, письмо, слушание, просмотр) у детей 3-6 лет не превышает 5-10 минут, 7-9 лет – 10-12 минут. Далее следует утомление. В этой связи целесообразно деление продолжительных уроков на несколько частей. Первые занятия проводит стоматолог или гигиенист стоматологический. В дальнейшем обучение проводится воспитателями, педагогами, медработниками ДОУ, школ. Предварительно данные сотрудники также проходят обучение.
В первой части излагается тематический материал в интересной, доступной форме. Занятия с маленькими детьми нужно проводить в виде игры. Это позволяет вовлечь детей в процесс обучения, что значительно повышает эффективность усвоения информации. Вторая часть - демонстрационная. Небольшой группе детей (4-6 человек) инструктор показывает на рисунках, моделях и комментирует методику чистки зубов. Третья часть урока проводится в специально оборудованном помещении (кабинет гигиены), где имеются раковины и зеркала. Детей обучают чистке зубов, проводят контроль ее эффективности – контролируемую чистку зубов. Два последующих занятия с интервалом в 1-2 недели проводит тот же врач-стоматолог или гигиенист. В дальнейшем уроки здоровья проводят обученные сотрудники ДОУ или школы. Возможно проведение СПР в стоматологической поликлинике. Занятия осуществляются в кабинете гигиены, где имеются наглядные пособия, раковины, зеркала. Здесь же возможна демонстрация фильмов, слайдов. Родителям дошкольников адресованы санбюллетени:«Чтобы зубы ваших детей не болели», «Десять правил как сохранить зубы здоровыми без лекарств», «Десять правил чистки зубов», «Как правильно подобрать зубную пасту», «Зачем лечить молочные зубы». Цель СПР в школе – перевод знаний и умений в сферу устойчивой привычки, образа жизни. В младшем школьном возрасте участником программы гигиенического воспитания становится учитель. Основной задачей этого периода является воспитание уважительно-ответственного отношения к гигиеническим и профилактическим мероприятиям. Формы проведения СПР в начальной школе: образовательные школьные программы по гигиене полости рта («Программа профилактики стоматологических заболеваний» – СтАР при содействии Blend-a-med; «Ослепительная улыбка на всю жизнь» - Colgate-Palmolive Company; «Школьная программа по гигиене полости рта» – компания Wrigley), уроки здоровья, беседы, викторины. Образовательная программа по гигиене полости рта состоит из 5 уроков. Гигиеническая тематика включается в курс ОБЖ или «Природоведения».
Примерная тематика занятий в первом классе (5 уроков): «Функция ротовой полости и что в ней находится», «Правила ухода за зубами», «Как правильно чистить зубы», «Здоровое питание – здоровые зубы», «Бережное отношение к зубам». Примерная тематика занятий во 2 классе(5 уроков): « Здоровые зубы – здоровый организм», «Зуб – живой орган», «Кариес», «Причины неправильного прикуса», «Техника чистки зубов». Примерная тематика занятий в 3 классе(5 уроков): «Заболевания дёсен», «Правильное питание», «Как фтор укрепляет зубы», «Посещение стоматолога», «Основные правила гигиены». Оценка эффективности СПР осуществляется с помощью скрининг-программы обследования ребёнка у стоматолога и метода анкетирования. Анкетирование – косвенный, но доступный критерий эффективности стоматологического просвещения. При анализе ответов анкет эффективность проведённой работы можно вычислить по формуле:
У = Е а (1) + Е в (0,75) +Е с (0,5) + Е d (0,25) + Е е (0) N * n У – интегрированный показатель уровня гигиенических знаний (в баллах), Е – сумма, а – число положительных ответов, в – число ответов, скорее положительных, чем отрицательных, с – число нейтральных ответов, d - число ответов, скорее отрицательных, е – число отрицательных ответов, N – число опрошенных, n – число вопросов анкеты, подлежащих оценке. Тестовые задания: 1. Сколько времени в месяц отводится врачу-стоматологу на СПР: а) 2 часа б) 4 часа в) 6 часов 2. Укажите уровень реализации СПР на врачебном приеме: а) популяционный б) групповой в) индивидуальный 3. Укажите методы активной СПР: а) проведение выставок б) уроки здоровья в) викторины г) показ видео- и кинофильмов д) лекции и семинары е) выступления по радио и ТВ 4. Укажите формы СПР с беременными: а) занятия в комнате здорового ребёнка детской поликлиники б) сюжетно – ролевые игры
в) школа молодых матерей г) викторины д) лекции
5. Укажите формы СПР с дошкольниками: а) лекции б) сюжетно – ролевые игры в) диспуты г) разучивание стихов на гигиеническую тему д) сказки, загадки на гигиеническую тему 6. Укажите формы СПР со школьниками: а) сюжетно – ролевые игры б) уроки здоровья в) викторины г) беседы д) вечера вопросов и ответов 7. Укажите способы оценки эффективности СПР: а) анкетирование б) определение индекса интенсивности кариеса в) скрининг-программы г) определения индекса гигиены 8. Профилактика стоматологических заболеваний у ребенка должна начинаться: а) на первом году жизни б) на первом месяце жизни в) в антенатальном периоде 9. Санбюллетень адресован: а) детям б) родителям в) воспитателям 10. Кому адресовано занятие с темой «Заболевания десен»? а) учителям б) дошкольникам в) школьникам Литература
Тема 16. ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА В РАЗЛИЧНОМ ВОЗРАСТЕ Учебые элементы Цель занятия: Ознакомиться с особенностями гигиены полости рта у детей различного возраста. Основные термины: возрастной период, гигиенические мероприятия. Контрольные вопросы
1) Контроль исходного уровня знаний и требований по гигиене полости рта для детей различного возраста. 2) Собеседование по теме а) грудной возраст (0-1 год) б) ранний детский возраст (1-3 года) в) дошкольный возраст (3-6 лет) г) младший школьный возраст (6-12 лет) д) средний и старший школьный возраст (12–17 лет) 3) Контроль усвоения знаний
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|