Индивидуальная профилактика болезней пародонта. Определение факторов риска в возникновении заболеваний пародонта.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ ТЕМА ЗАНЯТИЯ 1.
Цель: научиться выявлять факторы риска болезней пародонта, составлять и реализовывать план индивидуальной профилактики болезней пародонта, назначать интердентальные средства гигиены. Основные термины: первичная профилактика, пародонт, эндогенные и экзогенные методы, факторы риска, индивидуальная профилактика, интердентальные средства гигиены. План изучения темы: 1. Контроль исходного уровня знаний. 2. Устное собеседование по теме занятия (контрольные вопросы) а) Методы и средства первичной профилактики б) Факторы риска болезней пародонта в) Эндогенная безлекарственная профилактика г) Экзогенная безлекарственная профилактика д) Эндогенная и экзогенная лекарственная профилактика болезней пародонта. 3. Контроль усвоения знаний по теме занятия.
Учебный материал. Пародонт – это комплекс тканей, имеющих генетическую и функциональную общность. К нему относятся периодонт, кость альвеол, десна с надкостницей, цемент зуба. Профилактика болезней пародонта – это комплекс мероприятий, направленных на повышение устойчивости тканей пародонта к действию повреждающих факторов и предупреждение возникновения неблагоприятной для этих тканей ситуации в полости рта. Комплексная система профилактических мероприятий, разработанная ЦНИИС (1978) включает методы профилактики заболеваний пародонта 5 возрастных периодов: 1. Внутриутробного 2. 0-6 лет 3. 6-20 лет 4. 20-40 лет 5. Старше 40 лет
Основные факторы риска развития заболеваний пародонта Общие 1. Несбалансированное питание (пониженное содержание белков, дефицит витаминов) 2. Соматические и хронические инфекционные заболевания.
3. Атеросклероз сосудов пародонта. 4. Хронические стрессы. 5. Прием ряда лекарственных препаратов (седативные, нейролептики, транквилизаторы, глюкокортикоиды, иммунодепресанты, соли тяжелых металлов, пероральные противозачаточные средства, препараты для лечения эпилепсии). 6. Наследственность. 7. Неблагоприятные факторы внешней среды. 8. Вредные привычки (курение, прием алкоголя) и др. Местные 1. Наличие зубного налета. 2. Зубочелюстные аномалии и деформации. 3. Аномалии прикрепления мягких тканей к костному остову лица. 4. Изменение физико-химических свойств ротовой жидкости. 5. Употребление мягкой, тщательно обработанной пищи. 6. Дефекты протезирования. 7. Дефекты лечения (пломбы, завышающие прикус; попадание мышьяковистой пасты на десневой край; воздействие мономера пломб и протезов). 8. Жевание на одной стороне челюсти. 9. Дыхание ртом; нарушение функции глотания, парафункции языка. 10. Вредные привычки (прокладывание языка между зубами, закусывание щек, сосание пальца, ручек, карандашей и др.) 11.Травмы острые и хронические.
Последовательность обследования ребенка с целью выявления факторов риска развития заболеваний пародонта состоит из: 1. Изучение анамнеза жизни. 2. Внешнего осмотра. 3. Осмотра полости рта. 4. Специальных методов обследования. Анамнез жизни позволяет установить особенности антенатального периода развития ребенка, характер вскармливания и особенности сосания (активное, вялое, отсутствие сосательного рефлекса), сроки прорезывания и выпадения зубов, генетическую обусловленность патологии, характер дыхания и жевания, наличие «вредных привычек». Особое внимание при выяснении анамнеза жизни необходимо обратить на характер пре- и пубертатного периодов развития, на наличие системных заболеваний и операций, проведенных ранее в челюстно-лицевой области. Тщательный сбор анамнеза жизни позволяет установить особенности питания в настоящий момент, факторы риска, связанные с климато-географическими особенностями места проживания.
Внешний осмотр пациента включает в себя определение общего физического развития, оценку осанки и опорно-двигательного аппарата ребенка, состояния мягких тканей лица, а также проведение функциональных проб для оценки функций дыхания (носовое, ротовое, смешанное), жевания, глотания (соматическое и инфальтильное) и речеобразования. При осмотре полости рта проводят: · осмотр преддверия полости рта и измерение его глубины · оценку характера прикрепления естественных связок преддверия полости рта, уздечек губ и языка · определение состояния зубов, с регистрацией наличия пломб и кариозных полостей придесневой области · оценку положения отдельных зубов, зубных рядов и прикуса · определение тесного положения зубов · обследование десневого края. Объективное обследование пациентов с целью выявления наличия факторов риска развития заболеваний пародонта включает в себя определения ряда индексов: 1. Определение гигиенического состояния полости рта (целесообразно проводить с помощью упрощенного индекса гигиены ВОЗ – OHIS, Green-Vermillion, 1964 или индекса Федорова-Володкиной, 1971.) 2. Для определения состояния околозубных тканей у детей наиболее часто используют пробу Шиллера-Писарева, которую проводят после гигиенической обработки полости рта. При наличии воспаления происходит снижение степени кератинизации десны и увеличение содержания гликогена, что обуславливает коричневую окраску десневого края (проба Шиллера-писарева считается положительной). 3. Для количественной оценки состояния околозубных тканей у детей в возрасте до 12 лет используют комплексный периодонтальный индекс (КПИ), предложенный П.А. Леусом в 1988 г., а после 12 лет применяют коммунальный периодонтальный индекс (CPI). 4. Определение функциональной перегрузки тканей пародонта проводят с использованием метода отпечатков. Сначала визуально, а потом с помощью полоски размягченного воска или копировальной бумаги отмечают бугорки зубов (или их скаты), где остаются следы. Окклюзиограмму оценивают по количеству, качеству, и равномерности контактов и вклеивают в историю болезни.
5. Определение стойкости капилляров по Кулаженко проводят в физиотерапевтическом кабинете в основном при обследовании детей старшего школьного возраста. При интактном пародонте время возникновения точечных кровоизлияний во фронтальном отделе – 58-60 сек. При заболеваний пародонта стойкость капилляров снижается в 10-12 раз (О.И. Кулаженко, 1958). 6. Определение количества десневой жидкости. Образование десневой жидкости связано с увеличением проницаемости тканей десны при воспалении. Основной метод определения количества десневой жидкости – с помощью фильтровальных полосок по методу N.Brill et B.Krasse (1961). Забор образцов можно делать на вестибулярной поверхности передних зубов и оральной поверхности моляров. 7. Проведение бактериоцитологических методов исследования (изучение микрофлоры десневых карманов, цитологическое исследование) приемлемы для работы в условиях пародонтологического кабинета. 8. Одним из обязательных дополнительных методов обследования пациентов является клинический анализ крови и определение содержания глюкозы. 9. Не менее важным является изучение состояния резистентности организма ребенка, его иммунного статуса. С этой целью определяют состояние факторов неспецифической защиты полости рта (лизоцим, бета-лизины, комплемент, выраженность и завершенность фагоцитоза). Для установления уровня специфической защиты проводят определение концентрации иммуноглобуинов, количества Т- и В – лимфоцитов в сыворотке крови, смешанной слюне и десневой жидкости. Выбор методов обследования определяется поставленными целями, диагностическими возможностями лечебного учреждения, его оснащенностью.
Индивидуальная профилактика болезней пародонта Эндогенная Экзогенная а) безлекарственная а) безлекарственная б) лекарственная б) лекарственная Эндогенная профилактика Безлекарственная 1. Формирование и поддержание здорового образа жизни, личной гигиены, рациональных режимов труда, отдыха, занятий спортом (социальные мероприятия)
2. Рациональное питание (включающее естественное вскармливание и своевременное введение прикорма и докорма). 3. Лечение соматических заболеваний. 4. Отказ от вредных привычек. 5. Профилактика хронических стрессов.
Лекарственная эндогенная профилактика включает использование 1) препаратов фтора, укрепляющих структуру кальций-органических комплексов твердых тканей зуба и кости и нормализующих кальций- фосфорный обмен. 2) естественных антиоксидантов (вит. Е, РР - в составе растительных жиров), галаскорбин (по 0,5 г в день, курс – 1 мес, 1 раз в год). естественные антиоксиданты применяются на фоне высокой физической активности детей (гипоксия снижает нормализующее влияние антиоксидантов на обмен веществ). Экзогенная профилактика болезней пародонта Безлекарственная 1. Обучение и контроль за рациональной гигиеной полости рта, правильный подбор средств гигиены, рекомендации по использованию дополнительных предметов и средств гигиены. 2. Профессиональная гигиена полости рта с обязательной шлифовкой и полировкой поверхности зубов и пломб. 3. Раннее ортодонтическое лечение с применением многофункциональной аппаратуры. 4. Пришлифовывание окклюзионных поверхностей с целью равномерного распределения жевательной нагрузки (особенно в критические возрастные периоды: 4 года, 6-7 лет, 11 лет). 5. Нормализация функций глотания, жевания, речеобразования. 6. Лечение аномалий прикрепления мягких тканей в виде укороченных уздечек и мелкого преддверия полости рта. 7. Полноценное и своевременное ортодонтическое лечение (своевременная замена и коррекция аппаратов). 8. Регулярная санация полости рта. 9. Ограничение углеводной нагрузки и ежедневное употребление жесткой пищи. 10. Проведение различных видов массажа десен: пальцевой, гидро-, вибромассаж зубной щеткой. 11. Термотренировка сосудов пародонта. Она достигается чередованием воды умеренно (или предельно горячей) и холодной, набираемой ребенком в преддверие полости рта. Ребенок должен «взбурлить» воду, как при энергичном полоскании полости рта, в течении 3 сек с интервалом для отдыха 2 сек. Процедура занимает не более 1-2 мин (10-20 упражнений) и может быть приобщена к чистке зубов. 12. Комплекс мер по физической и механической тренировке органов и тканей полости рта (6 комплексов упражнений по дозированному сжатию челюстей) (см. приложение). Лекарственная профилактика болезней пародонта включает применение лекарственных средств для предотвращения образования зубного налета (препараты фтора, антисептики, антибиотики, ферменты и поверхностно- активные вещества).
Реальные пути профилактики заболеваний пародонта – регулярное посещение стоматолога, правильный уход за полостью рта, рациональное питание и устранение вредных привычек. Специальные меры первичной профилактики заболеваний пародонта, направленные на повышение устойчивости его тканей к действию повреждающих факторов, а также устранение или снижение патогенности этих факторов могут быть представлены схематически. 1. Создать условия для полноценного формирования тканей пародонта: а) активное сосание до 6 месяцев б) формирование функции жевания от 6до 30 месяцев в) активное жевание – всю жизнь. 2. Предупреждение и устранение местных факторов: а) санация полости рта б) профилактика и лечение зубочелюстных аномалий и деформаций; в) при ортодонтическом лечении: дозирование сил, коррекция аппаратов; г) нормализация окклюзионных контактов в 4, 6-7, 11-12 лет, далее – по необходимости; д) хирургическая коррекция аномалий уздечек губ, языка, мелкого преддверия полости рта – до 8 – 9 лет; е) гигиена полости рта: индивидуальная – 2 раза в день, профессиональная – не менее 2 раз в год; ж) предупреждение образования и снижение патогенности зубных отложений: использование хлоргексидина – 0,05 – 0,1% р-р, фторида натрия – 0,2% и др.; з) самоочищение зубов (последнее блюдо меню – твердые овощи, фрукты); и) тренировка пародонта – миогимнастика, массаж. 3. Уменьшение вредного воздействия общих причинных факторов (обследование и лечение у узких специалистов в пред- и пубертатный период развития и во время беременности и т.д.).
Комплекс мер по физической и механической тренировке органов и тканей полости рта (6 комплексов упражнений по дозированному сжатию челюстей)
Итого в день пациент должен 3-х кратно выполнить 10-20 соответствующих движений 6-ти типов с длительностью силового напряжения при каждом до 3 сек и расслаблением 2 сек. Суммарно это 10 минут интенсивной работы челюстно-лицевой области в 3 приема. Выполнение упражнений возможно в дороге, при бытовых поручениях. ТЕСТЫ 1. Какие средства и предметы гигиены Вы назначите школьнику 13 лет с кровоточивостью десен при оптимальном содержании фторидов в питьевой воде а) лечебно-профилактическую пасту с фтором б) противовоспалительную зубную пасту в) мягкую зубную щетку г) зубную щетку средней степени жесткости д) гигиеническую зубную пасту 2. Оказывают ли влияние на возникновение патологии пародонта функциональные нарушения зубочелюстной системы а) да б) нет в) не знаю 3. Факторы риска развития пародонтита делятся на_____и_____. 4. Перечислить основные функции тканей пародонта: а) б) в) г) 5. Пародонт – это: а) зуб, десна, периодонт б) десна, периодонт, кость альвеолы, цемент корня в) зуб, десна, периодонт, кость альвеолы, цемент корня 6. Факторы риска возникновения заболеваний пародонта определяются: а) с помощью анамнеза б) гигиенического индекса в) клиническими методами г) с помощью функциональных проб д) лабораторными исследованиями 7. Обязательным в профилактике заболеваний пародонта у детей являются а) гигиеническое обучение уходу за полостью рта б) диспансеризация детей с системными заболеваниями организма в) профилактика развития аномалий прикуса г) выявление и коррекция аномалий прикрепления мягких тканей к костному остову лица д) все вышеперечисленное 8. К методам выявления факторов риска развития заболеваний пародонта относятся: а) определениями ГИ б) окклюзиография в) проба Кулаженко г) установление интенсивности кариеса д) осмотр полости рта 9. При составлении индивидуальной программы профилактики болезней пародонта в комплексное обследование ребенка целесообразно включить следующие тесты: а) гигиенический индекс б) ТЭР – тест в) определение рН налета и ротовой жидкости г) определение скорости слюноотделения и вязкости слюны д) все вышеперечисленное 10. Гингивопатогенными штаммами микроорганизмов зубного налета являются: а) Str. Sanguis б) Str. Umfans в) Proteus vulgaris г) Actinobacillus д) Porphiromonas gingivalis 11. Перечислите меры эндогенной безлекарственной профилактики болезней пародонта а) б) в) г) д)
Рекомендуемая литература 1. Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста. М., 2008. — С. 71–72 2. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. — М., 2001. - с. 107–108. 3. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Учебник. Профилактика стоматологичес-ких заболеваний. Москва, 2006, с. 155–176, 298–301. 4. Лекции ТЕМА ЗАНЯТИЯ 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|