Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Измерение исходного значения рН (смешанная слюна, микробный налет, поверхность слизистой оболочки полости рта и т.д.).




2. Проведение тестовой нагрузки (полоскание полости рта 50% раствором сахарозы в течение 30 сек., объем 20 мл), после чего пациенту нельзя полоскать рот в течение всего времени исследования.

3.

 
 

Через каждые 5 мин проводят регистрацию величины активности ионов водорода до момента возврата рН к исходному уровню (в среднем 30-40 мин).

 

Рис. 1. Кривая изменения рН смешанной слюны после тестовой нагрузки

 

Эмпирические показатели:

рНI – начальное значение рН

рНW – минимальное значение рН

рНK – критическое значение рН слюны (6,0 – 6,2)

ТK - время падения кривой (длительность катакроты)

ТA– время восстановления исходного значения рН

Расчетные показатели:

А = рНI – рНW А - амплитуда кривой

КK = А: ТK - угловой коэффициент катакроты

КA = А: ТA - угловой коэффициент анакроты

S = AK)(рНK-рНW) 2, S - интенсивность критического значения рН

2(рНI-рНW)

 

Амплитуда кривой (А) характеризует кислотопродуктивную активность ротовой микрофлоры и эффективность регуляции КОР. Чем больше амплитуда кривой, тем больше вырабатывается в ответ на стимуляцию углеводом микрофлоры органических кислот и, тем меньше возможности у системы регуляции КОР ликвидировать ацидоз. Коэффициент катакроты (Кк) возрастает с увеличением скорости микробной кислопродукции (в большей степени, чем амплитуда характеризует ацидогенность микрофлоры). Коэффициент анакроты (Ка) свидетельствует о способности систем регуляции КОР восстанавливать гомеостаз. С помощью коэффициента асимметрии (К) можно судить о степени дистабилизирующего действия на КОР углевододержащих продуктов.

Интенсивность критического снижения рН (S) определяет выраженность запредельных изменений КОР, которые могут привести к деминерализации твердых тканей зуба. Перечисленные показатели кривой рН Стефана выражают кратковременные нарушения КОР в полости рта.

У кариесустойчивых лиц рН кривой Стефана снижается медленнее, а восстанавливается быстрее, чем у кариесвосприимчивых. Амплитуда кривой рН у них меньше.

Г.Р.Батретдинова (1995) выявила прямую зависимость интенсивности кариеса у детей и амплитуды кривой рН Стефана в зубном налете. В то же время начальные значения рН зубного налета и ротовой жидкости при увеличении интенсивности кариеса зубов повышаются, что возможно отражает вовлечение адапционно-компенсаторных реакций в полости рта.

Использование в качестве стимулятора ацидогенной ротовой микрофлоры тестового углеводосодержащего продукта позволило использовать кривую рН Стефана для оценки подавляющего действия на микрофлору различных средств (противомикробных, средств гигиены, пищевых продуктов).

Микрофлора полости рта и оценка ее ацидогенности.

Взаимодействия, происходящие в системе «зубной налет - ротовая жидкость», являются наиболее частыми, быстрыми и выраженными. Микробный зубной налет является сильным фактором дестабилизации КОР в ротовой жидкости. Кариесогенный зубной налет увеличивает проницаемость твердых тканей зуба в 1,8 раза, а в присутствии сахарозы – в 2,8 раза.

Агрессивность зубного налета в отношении зубов определяется его кислотообразующей активностью, непосредственно зависящей от соотношения ацидогенных микроорганизмов и их способности синтезировать полисахариды. В этом смысле, зубной налет на контактных поверхностях наиболее агрессивен (W.Bibby, A. Krobica, 1984). Кислотообразующие и эмалерастворяющие свойства зубного налета не являются равнозначными показателями, т. к. растворимость эмали определяется и другими соединениями (хелаты, ферменты), а так же минерализщующими свойствами слюны и кислотоустойчивостью эмали.

По данным разных авторов количество бактерий в ротовой жидкости колеблется от 43 млн. до 5, 5млрд в 1 мл., а число видов микроорганизмов варьирует от 100 до 160. В настоящее время доказано, что кариес зубов и воспалительные заболевания пародонта сопровождаются повышением уровня определенных ассоциаций микроорганизмов в смешанной слюне.

Количество различных типов микроорганизмов в зубном налете и в слюне не одинаково. Так в зубном налете мало Str. salivarius (1%), в тоже время в слюне этих микроорганизмов много. В зубном налете лактобацилл примерно в 100 раз меньше, чем в слюне (Dawes C.M.,1989).

Значительную роль в развитии кариеса играет Str. mutants. Кариесогенные штаммы стрептококков преобладают в местах излюбленной локализации кариеса, которые и являются участками ретенции зубного налета. Установлено, что на тех участках, на которых в последствии развиваются кариозные поражения 30% микрофлоры составляют Str. mutants (20% - в области поражения и 10% - по периферии).

Для определения количества Str. mutants проводится посев соскоба с языка на селективную среду (тест на Str. mutants). Признаком развивающегося кариеса является так же изменение соотношения количества аэробов и анаэробов – в сторону увеличения последних.

У людей с активным течением кариеса по сравнению со здоровыми так же определяется более высокое содержание лактобацилл в слюне. На основе определения кислотообразующих бактерий в слюне был разработан тест определения “лактобациллярного числа”, который некоторые исследователи считают показателем кариозной активности. Однако, следует отметить, что корреляция между “лактобациллярным числом” и кариесом достоверна при обследовании больших групп населения и не всегда достоверна при изучении отдельных случаев. Кроме того, против кариесогенной роли лактобацилл свидетельствует их малая инфекционность и низкая способность к адгезии.

К другим бактериям, способным вызвать кариес у гнотобиотических животных, но в меньшей степени, относятся Str. sanguis, Str. salivarius, Str. mulleri, Actinomyces viscosus, L. casei.

Все вышеперечисленные признаки дают возможность прогнозировать развитие кариеса по состоянию КОР смешанной слюны (ДКС–тест В.А.Румянцева с соавт.,1988). Этот тест учитывает скорость кислотопродукции ротовой микрофлоры и критическое снижение рН слюны.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...