Положение предприятия на рынке
Деятельность любого предприятия невозможно себе представить без его взаимодействия с внешней средой в широком смысле этого слова. Предприятие будет успешно функционировать, и развиваться до тех пор, пока оно будет успешно адаптироваться к изменяющимся условиям факторов внешнего окружения. Поэтому оценку деятельности предприятия следует начинать с описания складывающейся рыночной ситуации. Рынок продовольственных товаров можно охарактеризовать следующим образом: продукты питания имеют большую взаимозаменяемость в потреблении. Утолить голод можно различными продуктами. Поэтому оценивать спрос на конкретные товары через потребность в пище весьма затруднительно. Это же обстоятельство обусловливает отсутствие отлаженного спроса на эти товары. Неудовлетворенный спрос на продукты не переходит на последующий период времени. Если сегодня покупатель не смог купить буханку черного хлеба, то это не значит, что завтра он купит их вдвое больше. Спрос на продукты питания сильно зависит, от природно-климатических факторов, национальных и религиозных особенностей, обычаев, привычек, эстетических и психологических факторов. Эти факторы плохо измеряются, что затрудняет анализ рынка. Определим характеристики и емкость рынка г. Иваново. Таблица 7 Оценочный лист перспективности рынка
Таким образом, из этой таблицы 7 можно сделать вывод что, при существующем положении на рынке хлебобулочных изделий, нашему предприятию целесообразно выйти на этот рынок, но с некоторой долей риска. Но как показывает средняя оценка возможность успеха на данном рынке все-таки есть, т. к. предприятие производит широкий ассортимент продукции высокого качества, используя новейшие технологии изготовления. Анализ дополняется сопоставлением темпов роста продажи и запасов, указывающих, в нашем случае, на сбалансированность рынка, т. к. для производства хлебобулочных изделий характерна ситуация, при которой предложение соответствует спросу и лишь в редких случаях превышает его. Емкость рынка - это объем реализуемого на этом рынке товара в течение года; это верхний предел, к которому стремиться спрос, это потенциальный, максимально возможный спрос. Исходные данные для оценки емкости рынка представлены в таблице 8. Таблица 8
Показатели деятельности предприятий по производству хлебобулочных изделий в Ивановской области
Для расчетов по алгоритму примем следующие допущения: базовым предприятием является фирма «Риат» (ее коэффициент поэтому всегда =1). Бальная оценка ассортимента: Узкий - 1 балл, Средний - 2 балла, Широкий - 3 балла. Экспертная оценка качества также соответствует номеру его ранжирования: низкое - 1 балл, среднее - 2 балла, высокое - 3 балла. Бальная оценка цены противоположна качеству: низкая - 3 балла, средняя - 2 балла, высокая - 1 балл. Общая емкость рынка по Ивановской области 150 000 единиц изделия в год (при расчете учитывается, что население Иванова составляет 450 000 человек, в среднем семья состоит из 3 человек, в день на 1 семью необходимо 1 изделие). Преобразуем таблицу 8 в таблицу 9: Таблица 9 Расчетные показатели деятельности предприятий по производству хлебобулочных изделий
· рейтинговая оценка по отношению к предприятию «Риат». · Пример расчета для фирмы «Риат»: 150 000* 3/18,33= 24 550 шт. Таким образом, согласно этой модели, фирма «Риат» в данный момент времени может рассчитывать на 16% рынка Ивановской области. Увеличить долю на рынке можно с помощью некоторого уменьшения цен, но главное здесь правильно разработать эффективную программу продвижения продукции.
Таблица 10 Карта SWOT деятельности
Рассчитаем общую оценку каждого из четырех параметров карты SWOT. Наибольшее влияние на деятельность исследуемого предприятия оказывают его внутренние слабые стороны (24 балла). Для определения связей между возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами деятельности ОАО «Риат» составим обобщающую матрицу SWOT. Таблица 11 Обобщающая матрица SWOT
Перемножение факторов, представленных в карте SWOT, позволяет получить соответствующие значения в полях матрицы SWOT («Слабость и возможности», «Слабость и угрозы», «Сила и возможности», «Сила и угрозы»). Наибольшее из них определяет основную стратегическую цель, направления развития коммерческой деятельности ОАО «Риат» и в рамках его ~ выбор альтернативной стратегии развития магазинов либо их комбинации.
Результаты расчетов показали, что наибольшее значение было определено в поле «Слабость и возможности» (СЛВ) (580 баллов), следовательно, усилия деятельности ОАО «Риат» должны быть направлены на минимизацию слабых сторон их деятельности. То есть целью деятельности должен стать рост объема продаж, который может быть достигнут применительно стратегии стабильности. Проведем оценку маркетинговых возможностей предприятия ОАО «Риат». В таблице 12 укажем сильные и слабые стороны продаваемой предприятием продукции. Таблица 12 Слабые и сильные стороны предприятия
Анализ возможностей/ угроз и анализ сильных/ слабых сторон для ОАО «Риат» Таблица 13
Средний балл по 10- бальной шкале 6,2 баллов. Полученный средний балл 6,2 выше среднебального значения (5 баллов), следовательно, предприятие ОАО «Риат» имеет благоприятные возможности и прочные позиции на рынке. Рассмотрим план маркетинга для ОАО «Риат», он может учитывать три вида целей: объем продаж, доля рынка и прибыльность. Маркетинг направляет свою деятельность на создание спроса, и потому его целями являются: определение потребности населения и производства в продукции и услугах предприятия, разработка и спецификация параметров новой продукции, освоение рынков, распределение и доставка продукции потребителям и т. д. Постановка целей маркетинга связана с детальным изучением спроса и предложения на товары, продаваемых на данный момент и на новую продукцию. Кроме того, должна быть тщательно изучена ситуация на уже освоенных предприятием рынках и на новых рынках. Рынки состоят из покупателей, а покупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Разными могут быть потребности, ресурсы, географическое положение, покупательские отношения и привычки. И любой из этих переменных можно воспользоваться в качестве основы для сегментирования рынка.
Продукты питания предназначены для самых разных групп потребителей, т.к. имеют большой ассортимент. Условно потребителей можно разделить на три группы: трудоспособное население, пенсионеры, лица, не достигшие трудоспособного возраста. В качестве оценок покупательских предпочтений для продуктов питания используются следующие показатели важности: 1) оперативность доставки; 2) культура обслуживания; 3) конкурентоспособность цен; 4)срок реализации; 5) качество продукции; 6) надежность и стабильность поставщика; 7) давние связи с поставщиком; 8) удобство способа оплаты продукции; 9) ассортимент; 10) свежесть изделий; 11) внешний вид; 12) вкус и запах; 13) упаковка продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|