Экология как наука. Современная классификация экологии. Этапы развития. Место в системе знаний. Экология человека. Предмет, цель, современные проблемы.
Стр 1 из 27Следующая ⇒ Билет 1 Экологически опасные факторы. Определение, классификация. Закономерности Действия. Экологический кризис Экологически опасные факторы - это такие воздействия окружающей среды, которые способствуют нарушениям в экосистемах (экосистема - совокупность консументов, продуцентов и редуцентов + абиотическое пространство, занятое этим сообществом, т.е. биоценоз + биотоп) Классификация: а) по происхождению (антропогенные, абиотические, космические и др) б) по среде возникновения (водные, атмосферные, литосферные) в) по эффекту (летальные, лимитирующие) г) по характеру действия (канцерогенные, мутагенные) д) с практической точки зрения (физ-ие, хим-ие, информационные, механические) Закономерности действия: 1) Закон минимума Либиха - относительное действие экологического фактора тем сильнее, чем больше он находится по сравнению с другими экологическими факторами в минимуме. Н-р, рост растения ограничивается тем фактором, которого больше всего недостает) 2) Закон действия факторов Тинимана (расширяет закон Либиха до экосистемы) - структура и состав экосистемы определяются тем фактором среды, который приближается к минимуму. 3) Закон толерантности Шелфорда (уточняет закон Либиха) - лимитирующим фактором процветания организма может быть как минимум, так и максимум экологического фактора, а диапазон между определяет величину толерантности организма к данному фактору Экологический кризис - особый тип экологической ситуации, когда среда обитания определенного вида или популяции изменяется настолько, что возникает угроза прекращения его существования Причины: 1) Рост населения (уменьшение смертности, увеличение рождаемости)
2) Рост потребления Формы изменения или нарушения: 1) Изменение структуры земной поверхности (добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство) 2) Изменение состава, круговорота, баланса веществ (промышленные газы, автотранспорт, вырубка лесов) 3) Изменение энергетического баланса (озоновые дыры, автотранспорт) 4) Изменение биоты (вырубка лесов, истребление животных, аварии на атомных станциях)
Профессиональные вредности и профессиональные заболевания. Классификация вредностей. Медицинские меры профилактики. Профессиональные вредности - это производственные факторы, воздействие которых при определенных условиях приводит к заболеванию или снижению трудоспособности Классификация профессиональных вредностей 1) физические: - повышенная или пониженная температура рабочей зоны - повышенная или пониженная влажность воздуха - повышенное или пониженное давление - повышенные уровень шума - повышенные уровень вибрации - повышенный уровень инфразвуковых или ультразвуковых колебаний - повышенный уровень электрического, магнитного и электромагнитного поля - лазерное, ионизирующее излучение
2) химические: · по происхождению - органические - неорганические · по пути проникновения в организм - попадающие через дыхательные пути - через ЖКТ - через кожу · по преимущественному характеру воздействия - токсические - раздражающие - сенсибилизирующие - влияющие на репродуктивную функцию - канцерогенные - мутагенные - тератогенные
3) биологические - патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности - патогенные животные и растения
4) психофизиологические - физические перегрузки (статические и динамические) - перенапряжение анализаторов - монотонность - эмоциональные перегрузки
Профессиональные заболевания - такие заболевания, которые возникли в результате воздействия на организм вредных производственных факторов.
В основе классификации проф. заболеваний - этиологический принцип (связанные с воздействием химических веществ, физических и т.д.) Примеры: острые и хронические проф. отравления, пневмокониозы, кессонная болезнь, шумовая болезнь, лучевая болезнь.
Медицинские меры профилактики (врач - профпатолог, система здравоохранения): - разработка и реализация государственной политики по охране труда и здоровья работников - соблюдение гигиенических нормативов и регламентов - нормализация санитарно-гигиенических и психофизиологических условий труда - предварительные и профилактические медицинские осмотры - рациональное использование средств индивидуальной защиты - проведение диспансерного наблюдения и оздоровления - внедрение принципа защиты временем (работа по контракту) - совершенствование медицинской помощи пострадавшим на производстве - обучение администрации и рабочих способам сохранения здоровья на производстве
3. Местное водоснабжение. Принципы организации и эксплуатации. Применяется в небольших населенных пунктах, при используется вода из подземных источников (грунтовые, межпластовые: напорные и безнапорные). Устанавливают колодцы. Шахтные Используют при маломощных водоносных слоях. Место выбирают на возвышенности, не менее 30 метров от источника загрязнения. Копают яму до второго водоносного слоя. Стенки колодца из бетона или деревянного сруба без щелей, возвышаются минимум на 0,8 м над землей. Для предупреждения попадания поверхностных вод устанавливают крышу и вокруг колодца создают глиняный замок (яма глубиной два метра, наполненная жирной глиной, поверх создают склон кирпичом или бетоном в сторону от колодца, чтобы вода стекала). Бадья должна быть общественная во избежание эпидемий. Буровые или трубчатые. Используют при мощных водоносных слоях. Создают скважину буровую, в нее вставляют трубу с фильтром на нижнем конце. Вода под естественным напором или с помощью насоса поднимается. По качеству лучше шахтных.
4. Инфекции, передающиеся алиментарным путем. Классификация. Профилактика.
Заболевания, передающиеся человеку через пищу от больного животного или инфицированных продуктов.
Антропонозы - болезни человека, передающиеся через пищевые продукты. - дизентерия - холера - брюшной тиф - полиомиелит - инфекционный гепатит Зоонозы - болезни животных, передающиеся человеку через пищу. - бруцеллез - туберкулез - орнитоз - сибирская язва - кампилобактериоз - туляремия Вирусные инфекции - вирус гепатита А - вирус полиомиелита
Профилактика: 1) Выявление больных с/х животных, их выбраковывание 2) Выявление инфекционных заболеваний у персонала 3) Профилактические прививки животным 4) Сан. экспертиза пищевых продуктов, поступающих в розницу 5) Обработка мяса, молока, яиц (дома и на производстве) 6) Соблюдение правил хранения продуктов
Билет 2 Экология как наука. Современная классификация экологии. Этапы развития. Место в системе знаний. Экология человека. Предмет, цель, современные проблемы. Экология - наука о комплексе взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой
Этапы развития: 1) Эмпирический (до 1866 г.). Труды Гиппократа ("Влияние климата и местности на здоровье", Аристотеля ("Классификация животных"), Линнея, Дарвина. 2) Научный (с 1866 г., когда Эрнст Геккель предложил термин "экология"). Имел 4 этапа.
Классификация: а) по размерам объектов (аутэкология - взаимоотношение единичного организма и среды, демэкология - популяции и среды, синэкология - биотического сообщества и среды, ландшафтная – влияние территории, глобальная – в рамках всей биосферы земли) б) по предметам изучения (экология микроорганизмов, грибов, растений, человека, промышленности и т.д.) в) с точки зрения фактора времени (аналитическая - на современном этапе, историческая - в пределах отрезка в истории, эволюционно-динамическая - изучает динамику и эволюцию отношений организмов между собой и с окр.средой)
Место в системе знаний: экология тесно связана с биологией, химией, математикой, географией, физикой, социологией.
Экология человека (1920г. Парк и Бюргесс) - наука, объектом исследования которого является общность людей с такими социальными признаками как конкуренция, адаптация, сотрудничество, конфликтность. (соц.экология - изучает взаимоотношения общества внутри и со средой; популяционная - изучает человека как биологический вид)
Цель: создание единой устойчивой, гармоничной, социоестественной системы.
Современные проблемы (связаны с ростом населения и ростом потребления): 1) пагубное влияние человека на окр.среду 2) проблемы в самом обществе: войны, стресс
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|