Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Цели и задачи освоения дисциплины




1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели и задачи дисциплины «Педагогика»:

· приобщить студентов к овладению научными основами педагогических теорий, систем, технологий;

· сформировать мотивационно - ценностное отношения к использованию педагогической теории для решения практических задач в профессиональной деятельности;

· содействовать адекватному раскрытию основных понятий и категорий;

· способствовать выработке у будущего специалиста комплексного подхода к образовательному и самообразовательному аспекту профессиональной деятельности.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Педагогика» Учебного плана специальности 030300. 62 – «Психология», профиль «Современная социальная психология» очно-заочной формы обучения уровня бакалавриат относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла.

Для изучения дисциплины студенты должны обладать базовыми знаниями по биологии, общей психологии, физиологии, анатомии человека, философии, психологии личности, психофизиологии; умение работать с литературой и Интернет-ресурсами; любознательность и готовность к саморазвитию, к интеллектуальному и нравственному совершенствованию своей личности.

Дисциплина «Педагогика», в силу занимаемого ей места в ФГОС ВПО, ООП ВПО и Учебном плане специальности 030300. 62 – «Психология», профиль «Современная социальная психология», логически и содержательно-методически связана с последующими дисциплинами Учебного плана подготовки бакалавров: «Социальная психология», «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях», «Социальная психология конфликта», «Психология стресса» и др.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины «Педагогика» направлен на формирование компетенций или элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО) по специальности 030300. 62 – «Психология», профиль «Современная социальная психология»:

а) общекультурных (ОК):

ОК-1 - способностью понять и оценить значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.

Компетенция ОК-1 реализуется полностью.

ОК-2 - способностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии.

Компетенция ОК-2 реализуется в части: способностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения.

в) профессиональных (ПК):

П К-15 - способностью и готовностью к преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины.

Компетенция П К-15 реализуется полностью.

П К-16 - способностью и готовностью к участию в учебно-методической работе в сфере общего образования.

Компетенция П К-16 реализуется полностью.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Иметь представление:

  • о современных технологиях обучения;
  • об основных методах и средствах воспитания;

Знать:

  • методологию педагогики и методы педагогических исследований;
  • принципы воспитания, закономерности воспитательного процесса, принципы воспитания;
  • воспитательные технологии и системы;
  • основные дидактические категории;
  • законы, закономерности и принципы обучения;
  • нормативные документы, регламентирующие содержание образования;
  • методы и средства обучения;
  • формы организации учебного процесса, виды обучения;
  • методы диагностики и контроля в обучении;
  • принципы взаимодействия в системах «учитель – ученик» и «учитель – учитель»;

Уметь:

· разрабатывать положения основных отечественных документов регламентирующих образовательную деятельность;

· использовать методы и средства воспитания;

· эффективно применять методы диагностики и контроля в обучении;

Владеть:

· теоретическими знаниями и практическим опытом в различных областях педагогики.

Приобрести опыт деятельности:

· применения педагогических и дидактических категорий в учебно-профессиональной деятельности.

.

4. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4. 1. Содержание разделов дисциплины

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела Форма[1] текущего контроля
История педагогики. Предметно-проблемное поле педагогики. Определение понятия педагогика. История возникновения педагогики как явления. История возникновения педагогики как науки. Вклад известных философов, педагогов в развитие педагогики как науки. Определение понятий: объект, предмет педагогики, педагогический процесс. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. ДЗ
Образование как общественное явление и педагогический процесс. Сущность образования как педагогической категории. Генезис образования как социального явления. Образование как процесс и результат педагогической деятельности. Российские и международные документы по образованию. ДЗ
Личность как объект и субъект воспитания Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности. Движущие силы и основные закономерности развития личности. Факторы, влияющие на формирование личности. ДЗ
Методология педагогики и методы педагогических исследований. Понятие методологии педагогики. Методологические принципы педагогического исследования. Методы педагогического исследования.  Структура педагогического исследования. ДЗ
Воспитание как педагогический процесс. Воспитание как предмет теории. Общие концепции воспитания. Концепция воспитания в современной России. Сущность процесса воспитания. Закономерности процесса воспитания. Принципы процесса воспитания. Проблемы содержания воспитания. Нравственное воспитание и мировоззрение школьников. Гражданское воспитание молодёжи. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся. Эстетическое воспитание школьников. Физическое воспитание молодёжи. 7 ДЗ
Методы, средства и формы воспитания в современной педагогике. Семейное воспитание. Понятие о методах воспитания. Классификация методов воспитания. Характеристика методов воспитания. Средства воспитания. Формы воспитания. Постановка проблемы: всегда ли приоритет коллектива? Становление теории коллектива. Сущность и характеристика коллектива. Стадии развития коллектива. Методика работы с коллективом. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности. Взаимоотношение семьи и школы в воспитательном процессе. Семейное воспитание и семейное право. ДЗ
Воспитательные технологии и системы. Методика, технология, мастерство. Технология работы классного руководителя. Воспитательная система школы. ДЗ
Педагогика социальной среды. Подростковая среда и субкультура. Межнациональное общение как проблема в молодёжной среде. Детские общественные объединения. Дополнительное образование для молодёжи. ДЗ
Сущность процесса обучения.     Общее понятие о дидактике. Основные дидактические категории. Гносеологические основы процесса обучения. Движущие силы процесса обучения. Функции и структура учебного процесса. ДЗ
Законы, закономерности и принципы обучения. Понятие закона, закономерности и принципа обучения. Обзор основных законов и закономерностей обучения. Принципы и правила бучения. ДЗ
Содержание образования. Понятие и сущность содержания образования. Основные теории формирования содержания образования. Принципы и критерии отбора содержания общего образования. Государственный образовательный стандарт. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. ДЗ
Методы и средства обучения. Понятие и сущность метода, приёма и правила обучения. Эволюция методов обучения. Классификация методов обучения. Средства обучения. Выбор методов и средств обучения. ДЗ, РК
Формы организации учебного процесса. Понятие форм обучения и форм организации обучения. Генезис форм обучения. Формы организации учебного процесса. Виды обучения. ДЗ, Р
Диагностика и контроль в обучении. Диагностика качества обучения. Виды, формы и методы конт Оценка и учёт результатов учебной деятельности. Ошибки оценивания. ДЗ, Р
Современные технологии обучения. Понятие «педагогическая технология обучения». Обзор педагогических технологий обучения.  Современная трактовка понятия «педагогическая технология обучения». Классификация педагогических технологий обучения. Обзор педагогических технологий обучения: традиционная (репродуктивная) технология обучения, технология развивающего обучения, технология поэтапного формирования умственных действий. Технология коллективного взаимодействия. Технология полного усвоения. Технология разноуровневого обучения. Технология адаптивного обучения. Технология программированного обучения. Технология компьютерного обучения. Технология проблемного обучения. Технология модульного обучения. Технология концентрированного обучения. Технология проектного обучения. Технология гарантированного обучения. Технология дистанционного обучения. Авторские технологии (на примере авторской технологии обучения В. Ф. Шаталова). Здоровьесберегающие технологии. ДЗ, Р
Управление образовательными системами. Основы общей теории социального управления. Система образования в России. Основы внутришкольного управления. ДЗ, Р
Сущность педагогической деятельности учителя. Тенденции в образовании, связанные с гуманизацией системы высшего образования. Гуманизация образования и педагогическое общение. Личностные свойства учителя и их место в системе профессионально значимых качеств в свете идей гуманизации образования. Исследования направленные на изучение профессионально значимых личностных свойств учителя: способов межличностного восприятия, рефлексии личностных свойств, а также способов познания людей и взаимодействия с ними; умение взаимодействовать со студентом, исходя из его индивидуальных особенностей; умение взаимодействовать с родителями, коллективами школьников и учителей; навыки саморегуляции эмоционального состояния и пр. Приёмы и методы их совершенствования. ДЗ, Р
Стиль педагогической деятельности учителя Педагогические способности. Педагогическое общение.   Педагогические способности. Конструктивные, организаторские, проектировочные, коммуникативные, прогностические (Н. В. Кузьмина). Дидактические, перцептивные, коммуникативные, организаторские способности (Ф. М. Гоноблин). Уровни продуктивности деятельности учителя: низкий ( репродуктивный), средний (репродуктивно-творческий), высокий (творчески-репродуктивный), высший (творческий). Критерии качества и методы оценки уровня сформированности педагогических умений.   Общая характеристика стиля деятельности. Определение стиля деятельности. Формальная и содержательная стороны авторитарного, демократического и попустительского стилей деятельности. Стиль педагогической деятельности. Виды педагогической деятельности Стили педагогической деятельности в зависимости от её характера: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающее-импровизационный, рассуждающее-методичный (А. К. Маркова, А. Я. Никонова). Передовой и новаторский опыт преподавателя. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя: содержательные, динамические, результативные характеристики. Виды стилей деятельности преподавателя: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический, рассудочно-импровизационный, рассуждающее-методический (Белкин). Общая характеристика общения. Общение как форма взаимодействия. Подходы к проблеме общения. Функции общения: эмотивная, конативная, референционная, поэтическая, фактическая метаязыковая (Якобсон Р. ) Характеристика общения. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Определение педагогического общения. Направленность педагогического общения. Специфика педагогического общения. Единицы педагогического общения. Уровневая структура общения. Влияние стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности и коммуникативную структуру межличностных отношений в коллективе учащихся. Роль стиля общения с учащимися на разных этапах их возрастного развития. Особенности восприятия и оценки учителем педагогических явлений и факторов, их определение. Уровни педагогического общения: конвенциональный, примитивный, манипулятивный, стандартизированный, игровой, деловой, духовный. ДЗ, Р
Школьная дезадаптация. Понятие «адаптация». Проблемы социализации личности. Психологическая, физиологическая и социальная готовность к школе. Возникновение социальной педагогики. Предмет, объект и функции социальной педагогики. Категории социальной педагогики. Коррекционная педагогика в системе отраслей педагогической науки. Норма и отклонение в развитии человека. Нормативно-правовая база системы коррекционо-развивающего обучения. ДЗ
 

ИТОГО

зачет
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...