Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний у детей
Цель занятия: научиться составлять программы профилактики кариеса зубов и болезней пародонта. Основные термины: ситуационный анализ; цель, задачи, методы и средства профилактики; внедрение и оценка эффективности программы профилактики. План изучения темы: 1. Контроль исходного уровня знаний. 2. Устное собеседование по теме занятия. 2.1. Этапы планирования программы профилактики. 2.2. Понятие о ситуационном анализе. Определение основных проблем. 2.3. Формирование цели и задач программы. 2.4. Выбор методов и средств профилактики, обеспечение персоналом. 2.5. Внедрение программы профилактики. 2.6. Оценка эффективности программы (критерии и периодичность оценки). 2.7. Особенности проведения профилактических мероприятий для различных возрастных групп населения (у беременных женщин, детей, подростков) — лекция. 3. Контроль усвоения знаний по теме занятия. Учебный материал В 1980 г. ВОЗ опубликовала документ: «Планирование стоматологической помощи», который послужил ценным руководством для всех стоматологов. Выбор программ зависит от потребностей региона, имеющихся ресурсов и поставленных целей. К выполнению программы привлекаются также воспитатели детских садов, медсестры, школьные педагоги, родители, властные структуры. ВОЗ определила следующие этапы планирования программ профилактики на коммунальном уровне: 1. Ситуационный анализ стоматологического здоровья населенья. 2. Определение измеримых целей и задач программы. 3. Выбор методов и средств профилактики. 4. Обеспечение персоналом. 5. Материальное и финансовое обеспечение. 6. Внедрение программы. 7. Мониторинг, оценка эффективности программы.
Понятие о ситуационном анализе.
Ситуационный анализ — это врачебный логический анализ стоматологической заболеваемости и имеющих к ней отношение, факторов или сфер населения обслуживающего участка или другой заданной территории проживания. Основная цель ситуационного анализа — определить в измеримых категориях стоматологическое здоровье населения (эпидемиологические данные) и выявить факторы риска стоматологических заболеваний, динамику демографических процессов, данные о стоматологической помощи населению.
1. Определение основных проблем. Эпидемическое обследование населения ключевых возрастных групп: 6, 12, 15, 35-44 и 65-74 лет (по критериям, рекомендованным ВОЗ). 1.2. Демографические данные (из официальных статистических документов) 1.2.1. Всего населения городского, сельского 1.2.2. Ежегодный прирост населения 1.2.3. Дети всего. Школьники (в т.ч. учащиеся 8-11 классов), дошкольники, подростки 1.2.4. Число беременных женщин (ежегодно) 1.2.5. Число детских садов, школ, колледжей, техникумов, институтов 1.3. Факторы окружающей среды и образ жизни людей (получить информацию в учреждениях здравоохранения) 1.3.1. Водоснабжение централизованное (%) децентрализованное (%) содержание фтора в питьевой воде содержание минеральных компонентов 1.3.2. Питание количество сахара на душу населения каки6е продукты в рационепреобладают 1.3.3. Климато-географические особенности 1.3.4. Наличие предприятий с вредными условиями труда и состояние техники безопасности. 1.4. Характеристика сети стоматологической службы количество стоматологических поликлиник, отделений кабинетов детских стоматологических поликлиник, отделений, кабинетов количество постоянно действующих кабинетов в школах кабинеты профилактики частных клиник и кабинетов 1.5. Характеристика кадров стоматологического профиля 1.5.1. Общее число врачей стоматологов
1.5.2. Число зубных врачей 1.5.3. Из общего количества работающих на детском приеме 1.5.4. Число средних медицинских работников 1.5.5. Число гигиенистов стоматологических 1.6. Возможность выполнения программы
Основным в ситуационном анализе является изучение стоматологической заболеваемости среди населения. Для этого группа специалистов, прошедших калибровку, проводит эпидемиологическое стоматологическое обследование населения по методике ВОЗ в ключевых (индексных) возрастных группах: 6, 12, 15, 35-44, 65-74 года. § Осмотр 6-летних детей дает сведения о состоянии и нуждаемости в лечении временных зубов, первых постоянных моляров; § 12-летних — о состоянии и нуждаемости в лечении постоянных зубов (этот возраст является глобальным для мониторинга кариеса зубов и определение тенденции его динамики в разных странах); § 15-летних — состояние тканей пародонта и о нуждаемости в лечении заболеваний пародонта; § 35-44-летних — о потребности в комплексной стоматологической помощи взрослым; § 65 лет и старше — о планирование стоматологической помощи пожилым людям и служит мониторингом эффективности стоматологической помощи населению в целом. В результате ситуационного анализа после проведения эпидемиологического обследования становится возможным определение измеримых целей и задач программы профилактики.
Любая программа должна внедряться поэтапно, с четким определением задач на каждом этапе. Цель и задачи программы. Целью программы является снижение уровня стоматологической заболеваемости у детей и подростков, уменьшение числа осложнений. Задачи определяются для каждого региона, исходя из местных условий. Ориентиром должны служить глобальные Европейские цели стоматологического здоровья к 2020 г. (Адаптировано, проект документа ВОЗ, HVR QCD ORH, 1999) Дети в возрасте 6 лет 1.1 80% и более будут здоровы (свободны от кариеса). 1.2 Средним КПУ временных зубов не превышать 2.0 Дети в возрасте 12 лет 2.1. Средняя интенсивность кариеса постоянных зубов не превысит КПУ 1.5, из которого компонент "К" (нелеченный кариес) будет менее 0.5. 2.2. Среднее количество секстантов со здоровым пародонтом будет не менее 5.5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|