Работа Новгородцевой И.В. «Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров в вузе»
Проблема подготовки специалистов к профессиональной деятельности и повышения эффективности обучения в высшей школе является актуальной В исследованиях Ю К Бабанского, А А Вербицкого, Э Ф Зеера, И Я Лернера, В А Сластенина и др предложены концепции, раскрывающие основные аспекты и направления повышения качества профессионального образования Основу для дальнейшего изучения проблемы формирования профессионально-коммуникативной компетентности инженера создают труды ученых, изучающих систему, особенности и проблемы профессиональной подготовки будущих инженеров (В А Бодров, Л К Гейфман, Е А Климов, В В Краевский, С Д Смирнов, В Д Шадриков и др) Практика и результаты научных исследований свидетельствуют, что подготовка будущих инженеров в вузе нацелена в первую очередь на получение профессиональных знаний, навыков, умений и является формой развития инженерного сознания и технического мышления, в то время как собственно инженерная практическая деятельность как процесс создания и эксплуатации техники требует не только хороших профессиональных, но и коммуникативных знаний, умений, навыков и сформированных коммуникативных качеств личности Это подтверждается Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, в котором среди требований к специалисту-инженеру отмечается необходимость знаний теоретических основ общения, умений устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, овладения рефлексивными умениями, стремления к саморазвитию и самоактуализации в профессионально- коммуникативной деятельности Как показывает практика, технологические стороны профессионального общения и соответствующие коммуникативные умения не всегда осознаются будущими инженерами как важные средства и условия их эффективной профессиональной деятельности, поэтому значительная часть выпускников испытывает затруднения в профессионально-коммуникативной деятельности Это обусловлено недостаточным уровнем их теоретической и практической профессионально-коммуникативной подготовки, слабой сформированностью мотивационного отношения к профессиональному общению как важному аспекту профессиональной деятельности, а также профессионально значимых коммуникативных умений и качеств личности
Феномен профессионально-коммуникативной компетентности специалистов исследовался в работах О А Абдуллиной, Б Г Ананьева, Ю Н Емельянова, Ю М Жукова, Н.В Кузьминой, Б Ф Ломова, А К Марковой, Л А Петровской, Е В Сидоренко и др, включающих в понятие профессионально-коммуникативной компетентности потребность в общении, интенсивность и широту круга общения, умение говорить и слушать, убеждать и с уважением относиться к позиции партнера по общению, особенности эмоционального отклика на полученную информацию и личность партнера, собственное самочувствие в процессе коммуникативной деятельности, умение контролировать себя, адекватно оценивать самого себя, а не только партнера по общению В речеведческой и методической литературе (Н А Ипполитова, М Р Львов, 3 С Смелкова, А Н Щукин и др.) профессионально-коммуникативная компетентность предполагает «владение кавыками общения в определенном профессиональном коллективе, умение создавать и интерпретировать профессионально значимые высказывания (тексты) А для этого будущему специалисту необходимо знать специфику профессионального общения в той или иной сфере деятельности, нормы речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность решения стоящих перед ним профессиональных задач»
Вопросами развития профессионально-коммуникативной компетентности в системе высшего образования занимались С В Дрокина, Г Е Жондорова, Т В Казанина, В И Кашницкий, Е В. Семенова, Г.С Трофимова, Ф Б Хусаинова, Д В Ширшов, А Д Щербов и др Изучение научно-теоретической литературы показало, что проблема формирования профессионально-коммуникативной компетентности инженеров требует специального исследования, что обусловлено сложившимися противоречиями между: - социальным заказом общества на высококвалифицированные инженерные кадры с высокой профессионально-коммуникативной компетентностью и недостаточной разработанностью технологии реализации социального заказа, - осознанием будущими инженерами необходимости развития своей профессионально-коммуникативной компетентности и недостаточной определенностью в понимании ее содержания и разработанности методологических и технологических основ формирования и развития исследуемого профессионально-значимого качества Теоретико-методологическую основу исследования составили важнейшие положения диалектики о единстве сознания и деятельности, философские положения о формировании личности в деятельности и общении Исследование проводилось в рамках системного и деятельностного подходов, предложенных в трудах К А Абульхановой-Славской, В П Беспалько, Л С Выготского, И А Зимней, Ю А Конаржевского, Н В Кузьминой, А Н Леонтьева, С М Марковой, С Л Рубинштейна, Г Н Серикова, Сластенина и др При рассмотрении психолого-педагогических аспектов исследуемой проблемы мы опирались на • работы по методологии, логике и методике исследования в педагогических науках (С И Архангельский, Ю К Бабанский, В П Беспалько, Б С Гершунский, Н И Загузов, Л Н Коган, Б Т Лихачев, Н Д Никандров, К) Н Петров М Н Скаткин, В А Сластенин, А П Тряпицына и др), комплексный подход к подбору методов изучения и преобразования явлений действительности (А.Г Асмолов, Ю К Бабанский, И Я Лернер, В А Сластенин и др), • философские и психолого-педагогические положения теории коммуникативной деятельности и общения (Г М Андреева, М М. Бахтин, А А. Бодалев, Л П Балуева, Б Ф Ломов, А В Мудрик, В И Мясищев, Б Д Парыгин, С Л Рубинштейн и др),
• концепции ценностей, мотивов, направленности профессиональной деятельности (Е Н Шиянов, В И Залесский, А К Маркова), • психолого-педагогические основания исследования становления профессиональной компетентности (Л С Выготский, В С Данюшенков, ТА Ильина, АН Леонтьев, АЮ Петров, С Л Рубинштейн, В А Сластенин, и др), профессиональной компетентности как готовности к профессиональной деятельности (Г Л Бокарева, К Я Вазина, М М Левина и др), • идеи, концепции, теории о феномене коммуникативной компетентности (О А Абдуллина, Ю Н Емельянов, Ю М Жуков, Н В Кузьмина, Б Ф Ломов, А К Маркова, Л А Петровская, Е В. Сидоренко и др), профессиональной коммуникативной компетентности (В А Бодров, Е А Климов, В В Краевский, К А Романова, С Д Смирнов, В Д Шадриков и Методы исследования: - теоретические методы теоретический анализ литературы и диссертационных работ, учебной документации по проблеме исследования, моделирование. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать исходные позиции исследования, - эмпирические методы анализ и обобщение эффективного педагогического опыта, а также массовой практики вузов страны по подготовке будущего специалиста, анализ государственных образовательных стандартов России и учебных программ высшей школы - использовались с целью выявления состояния, тенденций и условий эффективного формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров Применялись опрос, тестирование, самооценка, экспертная оценка, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), методы математической статистики, систематизация и представление экспериментальных данных Разработана модель формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущего инженера, представленная общедидактической целью, подходами, компонентами (мотивационным, когнитивным, операционально-технологическим, личностным, рефлексивным), организационно-педагогическими условиями, раскрывающая теоретическую сущность, внутреннюю структуру и логику рассматриваемого комплексного процесса формирования, единство всех элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости, обеспечивающая процесс подготовки к профессионально-коммуникативной деятельности в условиях высшего образования
Определены организационно-педагогические условия - ориентация профессиональной подготовки на профессионально-коммуникативную компетентность будущих инженеров, - разработка авторских учебных курсов, направленных на формирование профессионально-коммуникативной компетентности («Пропедевтика профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров», базовый тренинг профессионально-коммуникативной компетентности, элективный курс «Слагаемые профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров»), - разработка и использование алгоритма формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров, включающий в себя три взаимосвязанных этапа- подготовительного (знаниевого), основного (деятельностного), заключительного (рефлексивного), - использование педагогических технологий, комплекса дидактических средств в процессе профессионального обучения будущих инженеров, - разработка критериев оценки уровней сформированности профессионально-коммуникативной компетентности будущего инженера мотивационно-потребностного, знаниевого, деятельностно-организационного, рефлексивного, коммуникативные качества личности Выявлена структура профессионально-коммуникативной компетентности инженера, включающая мотивационный, когнитивный, операционно-технологический, личностный, рефлексивный компоненты Дано психолого-педагогическое обоснование необходимости формирования профессионально-коммуникативной компетентности у будущих инженеров Расширены имеющиеся представления о содержании, структуре и методике формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров, которые рассмотрены применительно к профессиональной деятельности инженера Обоснованы конкретные пути и средства реализации процесса формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов-инженеров Разработан и использован алгоритм формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров, включающий в себя три взаимосвязанных этапа подготовительный (знаниевый), основной (деятельностный), заключительный (рефлексивный), и обеспечивающий сформированность требуемого уровня профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2000 г по 2008 г и состояло из трех этапов На первом этапе (2000-2003 гг) - аналитико-поисковом -определялось общее направление исследования, анализировалось состояние проблемы на основе изучения историко-философской, социально-психологической, педагогической, психологической, методической литературы и диссертационных работ, сопряженных с проблемой диссертационного исследования, определялся объект, предмет, рабочая гипотеза, научный аппарат исследования На втором этапе (2003-2007 гг) - опытно-экспериментальном -осуществлялась опытно-экспериментальная работа, получены конкретные результаты, проведен первичный анализ результатов эксперимента, разрабатывались модель, алгоритм и подготовлена база опытно-экспериментальной работы, проводилась оценка эффективности вводимых организационно-педагогических условий формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов-инженеров, уточнялась научная концепция исследования На третьем этапе (2007-2008 гг) - оценочном - обрабатывались и обобщались результаты исследования, выявлялись положительные результаты формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов-инженеров, формулировались выводы, оформлялось диссертационное исследование
Важные положения: 1. Профессионально-коммуникативная компетентность инженеров - это качественная характеристика субъекта профессиональной инженерной деятельности, которая определяется как совокупность коммуникативных знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для решения профессиональных задач Профессионально-коммуникативная компетентность будущих инженеров рассматривается как совокупность мотивационного, когнитивного, операционно-технологического, личностного, рефлексивного компонентов 2 Модель формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущего инженера, представленная общедидактической целью, методологическими подходами, компонентами профессионально-коммуникативной компетентности (мотивационньм, когнитивным, операционально-технологическим, личностным, рефлексивным), организационно-педагогическими условиями, раскрывающая теоретическую сущность, внутреннюю структуру и логику рассматриваемого комплексного процесса формирования профессионально-коммуникативной компетентности, единство всех элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости, обеспечивающая процесс подготовки к профессионально-коммуникативной деятельности в условиях высшего образования и обеспечивающей формирование у будущих инженеров профессионально и личностно значимых коммуникативных качеств, профессионально-коммуникативных знаний, умений 3 Организационно-педагогические условия реализации модели формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов-инженеров вуза в процессе обучения - ориентация профессионального обучения на формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров, - разработка авторских.учебных курсов формирования профессионально-коммуникативной компетентности («Пропедевтика профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров», базовый тренинг профессионально-коммуникативной компетентности, элективный курс «Слагаемые профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров»), - разработка и использование алгоритма формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров, включающего в себя три взаимосвязанных этапа подготовительного (знаниевого), основного (деятельностного), заключительного (рефлексивного), - использование педагогических технологий, комплекса дидактических средств в процессе профессионального обучения будущих инженеров, - разработка системы критериев оценки уровней сформированноепрофессионально-коммуникативной компетентности будущего инженера мотивационно-потребностного, знаниевого, деятельностно-организационного, рефлексивного, коммуникативные качества личности Выводы: 1 Профессионально-коммуникативная компетентность будущего инженера рассмотрена как качественная характеристика субъекта профессиональной инженерной деятельности, определяющаяся как совокупность коммуникативных знаний, умений, навыков и личностных качеств в рамках поставленных профессиональных задач, от уровня сформированности которых в значительной степени зависит успех профессиональной деятельности 2 Выделены компоненты профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров мотивационный, который заключается в актуализации профессионально значимых мотивов осуществления профессиональной деятельности, когнитивный, характеризующийся познанием профессионального поля деятельности и адекватным обменом информации с учетом норм и образцов профессионально-коммуникативной деятельности, операционально-технологический, связанный с использованием способов профессионально-коммуникативной деятельности, личностный, представляющий совокупность индивидуально-психологических качеств, направленности личности, рефлексивный, связанный с самоанализом, самоисследованием, самопознанием себя в профессионально-коммуникативной деятельности 3 Разработана модель формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров, включающая в себя общедидактическую цель, подходы, организационно-педагогические условия, оценку сформированности профессионально-коммуникативной компетентности, компоненты (мотивационный, когнитивный, операционно-технологический, личностный, рефлексивный) и обеспечивающая формирование у будущих инженеров профессионально и личностно значимых коммуникативных качеств, профессионально-коммуникативных знаний, умений 4 Для решения практических задач формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров разработан и использован алгоритм, который представлен тремя этапами - 1 этап - подготовительный (знаниевый), направленный на формирование потребности в профессионально-коммуникативной компетентности (усвоение норм и правил профессионального общения), ценностного отношения к осуществлению профессионального общения, установки на профессиональное становление, - 2 этап - основной (деятельностный), направлен на приобретение и усвоение умений и навыков, направленных на решение профессионально-коммуникативных задач и поведения в профессиональных ситуациях, - 3 этап - заключительный (рефлексивный), направлен на формирование профессионально-коммуникативных навыков будущих инженеров формирование 5 Определены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров сформулирована цель формирования профессионально-коммуникативной компетентности, ориентированная на профессионально-коммуникативную подготовку будущих инженеров, разработан и использован алгоритм формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров, разработано содержание авторских учебных курсов формирования профессионально-коммуникативной компетентности («Пропедевтика профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров», базовый тренинг профессионально-коммуникативной компетентности, элективный курс «Слагаемые профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров»), разработаны и реализованы критериально-оценочные процедуры, включающие критерии уровней сформированное™ профессионально-коммуникативной компетентности будущего инженера, совокупность тестовых методик и заданий, позволяющих отследить изменения в профессионально-коммуникативной компетентности студентов-инженеров 6 Анализ данных, полученных нами с помощью критериально-оценочных процедур, свидетельствует о том, что разработанные нами организационно-педагогические условия оказали положительное влияние на формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров в системе высшего профессионального образования, а предложенные способы сопоставления и анализа данных позволяют своевременно фиксировать изменение в развитии профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров Таким образом, на основе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы гипотеза исследования была подтверждена, задачи решены, поставленная цель достигнута Вместе с тем, наши исследования открывают перспективы для дальнейшей разработки и более глубокого изучения данной проблемы в следующих аспектах • развитие профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров в процессе производственной практики, • разработка условий формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров, • решение проблемы формирования индивидуального стиля коммуникативной деятельности преподавателей инженерных специальностей Литература: 1. Баева O.A. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие. — Минск: ООО «Новое знание», 2010. 2. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. — М.: Гардарики, 2014. 3. Кипнис М. Тренинг коммуникации. 3-е изд., стер. - М.: Ось-89, 2011. - 128 с. (Действенный тренинг). 4. Леонтьев A.A. Психология общения. -М., 2007. 5. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2012. 6. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. -М.: Гардарики, 2015. 7. Рогов Е.И. Психология общения. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. 8. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. — СПб.: Речь, 2015. 9. Ромендик Д.М. Тренинг личностного роста: Учебное пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. (Профессиональное образование). 10. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. М., 2014.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|