Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика двухцветной таблицы




 

Для водителей высокая скорость переключения внимания – профессионально важное качество. Его показатели должны быть не ниже 4 баллов. Предлагаем вам проверить свое внимание.

Инструкция. Вам необходимо найти и показать поочередно белые цифры в возрастающем порядке, а черные – в убывающем. Например, 1 – белые, 25 – черные, 2 – белые, 24 – черные и т.д. При этом цвет цифр называть нельзя. Надо пройти таблицу до конца. В случае обнаружения ошибки следует вернуться до того места, где вы выполняли упражнение правильно, и снова продолжить выполнение упражнения. Ассистент фиксирует время выполнения задания и количество ошибок.

 

             
             
             
             
             
             
             

 

Проверьте свои результаты по таблице.

 

баллы 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
Время выполнения 2 м 40 сек и менее 2 м 41 сек-5 м 30 сек 5 м 31 сек- 6 м 30 сек 6 м 31 сек- 8 м  
Количество ошибок       3-4  

 

4. Психолог Г. Эббингауз провел эксперимент по запоминанию бессмысленных слогов. Оказалось, что скорость забывания максимальна в первые 6 часов после заучивания, затем сохранение материала становится более стабильным, но его объем близок к нулю.

Объем сохранения    
  Время после заучивания
Первичное заучивание
Повторное заучивание
  Рис.1 Кривая Эббингауза

Однако если ту же самую информацию повторить еще раз, то недавно запомненный материал становится знакомым и воспроизводится легче, а упущенные данные "встраиваются" в новую систему знаний и дополняют представления человека об изучаемом предмете или явлении. Кроме того, при повторном заучивании для полного воспроизведения материала требуется в 2 раза меньше повторений.

Как вы считаете, насколько эффективным бывает заучивание учебного материала в ночь накануне экзамена? Почему? Какую роль в сохранении учебного материала играет его повторение? Права ли народная мудрость: «Повторенье – мать ученья»?

Материал для запоминания заучивайте частями, а не весь сразу.

5. Мы умеем запоминать материал, ноне знаем, как мы это умеем. Ученые утверждают, что есть люди с феноменальной памятью. Существуют целые легенды об уникальных возможностях памяти Юлия Цезаря и Наполеона, композитора Моцарта и математика Гаусса, шахматиста Алехина и музыковеда Соллертинского. Один из таких феноменальных мнемонистов с первого взгляда запомнил длинный отрывок из "Божественной комедии" Данте на незнакомом ему итальянском языке и легко повторил ее при неожиданной проверке… через 15 лет! [По «Психология» / отв. ред. А.А. Крылов - М.: Проспект, 2007. – С. 230]. Психологи заметили: люди с феноменальной памятью отличаются от других тем, что, как дети, не боятся забыть и не ставят процесс сохранения и извлечения информации под сомнение и контроль сознания.

Бывали у вас случаи, когда, выходя из экзаменационной аудитории, вы вдруг вспоминали то, что никак не могли вспомнить на экзамене? Как вы думаете, почему панический страх мешает нам вспомнить хорошо известную информацию?

Не бойтесь, только верьте!

6. Сознание активней работает над той информацией, которая для вас личностно значима, наиболее важна, в которой проявляется ваша заинтересованность или имеющийся жизненный опыт.

Вы не замечали, что мамина просьба купить хлеб по дороге из университета вспоминается гораздо тяжелей, чем договоренность о месте и времени свидания с любимым человеком?

Как вы думаете, почему студенты заочной формы обучения тяжело усваивают абстрактную теоретически значимую информацию и легко справляются с материалом, имеющим практическую значимость?

Найдите в учебном материале то, что сделает его важным, значимым для вас и «простройте мостики» от учебного материала к своему жизненному опыту.

7. В ходе исследования студентам было предложено заучить один за другим (через несколько недель) два одинаковых по трудности текста. Первый давался с предупреждением, что опрос будет производиться на следующий день, про второй было сказано, что его надо запомнить «навсегда». Фактически в обоих случаях проверку провели через четыре недели после заучивания

Как вы думаете, какой текст учащиеся запомнили и воспроизвели лучше? Аргументируйте свой ответ.

"Настройте" свою память на длительное хранение зау­чиваемого материала.

8. Состояние готовности к определенной целенаправленной деятельности в психологии называется установкой. Вы видели фильм "Семнадцать мгновений весны"? В конце одной из серий Штирлиц глубоко и спокойно спит в своей машине. Голос диктора за кадром утверждает, что ровно через 10 минут он проснется и продолжит свой путь. Как вы считаете, способен ли человек настроить свое сознание на определенный режим?

Если есть внутренняя установка (как решимость и готовность выучить материал прочно и надолго), то информация запоминается лучше. А если ничего не хочется делать, то мучиться придется дольше, а результата можно так и не достичь.

9. В работе П.И. Зинченко участникам исследования (школьникам и взрослым) давалось задание в первой серии экспериментов решить математические задачи и затем (неожиданно для них) предлагалось воспроизвести числа, которые были в условии задачи. Во второй серии надо было придумать задачи, которые включали в себя числа, названные экспериментатором. В третьей серии требовалось придумать задачи с числами, выбранными по собственному усмотрению.

Как вы думаете, в какой серии эффект запоминания был в 2 раза выше, чем в двух других? Чем это можно объяснить?

Человек лучше запоминает то, что сам создает. Собственные идеи активно переживаются, осмысливаются, и поэтому запоминаются легко, без усилий. Кстати говоря, попытка пересказать материал "своими словами" – это тоже творческий процесс.

10. Исследования показывают, что при запоминании материала с составлением плана заучиваемого через 9 дней забывается 24,8%, без плана - 43,2%, т.е. проч­ность запоминания в первом случае почти вдвое больше, чем во втором [Ф.И. Иващенко «Задачи по общей, возрастной и педагогической психологии» – Минск, 1999. – С. 31].

Объясните, какую роль играет составление плана при заучивании материала?

Изучайте новый материал в строгой последовательности, обращая внимание на его логическую структуру. Попробуйте самостоятельно составить план изложения материала.

Используйте схемы, диаграммы, таблицы, в сжатом виде отражающие логическую структуру матери­ала. Если они не даны в учебном материале, создайте сами.

Учитесь при работе с текстами выделять в материале смысловые группы, устанавливать отношения между элементами смысловой группы и связи между различными группами.

11. Давно известна истина о том, что длительная умственная работа приводит к утомлению и снижению работоспособности человека. В конце рабочего дня внимание становится менее концентрированным, неустойчивым, медленней происходит переключение с одного объекта на другой, человек с трудом ориентируется даже в знакомом материале. Новую информацию он запоминает еще хуже. Не мешает периодически делать отдых. И.П. Павлов писал, что лучший отдых – это смена видов деятельности. Сам он любил отдыхать от научных исследований, выполняя садовые работы. Знаменитый врач-окулист С. Федоров любил ухаживать за лошадьми. Можно еще, например, помыть полы.

Чередуйте заучивание информации с физическим трудом.

12. Вспомните, когда происходит перезапись информации из кратковременной памяти в долговременную? Правильно, во сне. Поэтому, если вы будете учить материал в ночь перед экзаменом, а утром, не выспавшись, пойдете отвечать, вряд ли у вас получится что-нибудь приличное.

Здоровый крепкий сон после честно выполненного домашнего задания – это прекрасно!

13. Много неприятных минут доставляло нам забывание нужной информации, особенно на семинаре или, что еще хуже, - на экзамене. А между тем сохранение "отработанной" информации ухудшает усвоение нового материала. Знаменитый американский писатель Марк Твен (автор книг о Томе Сойере) сравнивал такую память с чердаком, на котором навалено столько хлама, что совершенно невозможно там разыскать нужную вещь. И все-таки, как уменьшить нежелательные проявления забывания?

14. Перенесите в тетрадь для практических работ данную ниже схему. Заполните ее, вписывая факторы, влияющие на эффективность запоминания информации.

 
 

 


15. Выполните тесты на проверку уровня развития памяти.

16. Прочитайте фрагмент из книги В.А. Солоухина «Черные доски». О каких характеристиках мышления можно гово­рить, анализируя этот фрагмент?

«- По доске-то и узнавать. По живописи разве узнаешь? Бывает, на­писаны такие голубенькие херувимы, такие умилительные ангелочки, хоть сейчас на открытку. Девятнадцатый век — никаких сомнений. А посмот­ришь на обратную сторону доски, на ее бока, на ее торцы, и видишь, что доска гораздо старее живописи. Значит, под открыточными ангелочками скрывается старина.

- Да почему видно, что доска старее, чем живопись? Должны же быть какие-нибудь определенные признаки?

- Это, знаете ли, целая наука. Действительно, признаки существуют. Допустим, на фотографии изображен человек и нужно определить, како­го он времени. Смотрим — широкие штаны. Конечно, и теперь, в шести­десятых годах, можно встретить мужчину в широченных брюках. Но все же широченные брюки свойственны предвоенному десятилетию. Един­ственного признака мало, можно ошибиться. Ищем другие признаки. До войны мужчины ходили с бритыми шеями. До войны галстуки завязывали огромными аляповатыми узлами. До войны в воротничок около галстука вставляли запонки на цепочке... В шестидесятых годах, например, было время, когда на пиджаке делали сзади один разрез, а потом стали делать два. Так, по целому ряду совпадающих признаков можно точно опреде­лить, какого времени мужчина перед вами. Так же определяется век икон­ной доски. Обработка задней стороны, метод соединения нескольких до­сок в одну, характер шпонок, их отдаленность от торцов доски, толщина доски, пропорция ее, да мало ли. Вот, например, ковчег. Вы видите, что на иконе сделано, почти во всю ее площадь, небольшое, на несколько мил­лиметров, углубление. По краям оставлены выпуклые поля. Углубление называется ковчежек. Один из первых и характерных признаков древности. Правда, в девятнадцатом веке мастер, подражая старине, мог сделать икону с ковчежком. Но в шестнадцатом веке без ковчежка — не мог».

Какие мыслительные операции использует персонаж В.А. Солоухина в своей работе? Какие задания можно давать человеку для развития мыслительных операций, составляющих основу аналитического мышления?

17. Развитие творческого мышления связано с поиском необычных, нестандартных, неочевидных способов разрешения проблемной ситуации. Попробуйте решить следующую задачу, применявшуюся психологами для изучения механизмов творческого мышления

Как с помощью рентгеновских лучей уничтожить опухоль внутренних органов, если известно, что для разрушения опухоли необходима опасная для здоровых тканей концентрация лучей (см. рис. А)?

       
   
 
 


 

Рис. А Рис.Б

 

Неприемлемые варианты ответов:

- применить к опухоли химические вещества – это решение отменяет поставленную проблему;

- сфокусировать рентгеновские лучи с помощью линз – рентгеновские лучи не могут преломляться линзами;

- снизить интенсивность рентгеновских лучей в здоровых участках тела при помощи других лучей, посылаемых под определенным углом (см. рис. Б) – таких лучей не существует.

18. Для исследования роли воображения в творческом мышлении используют следующие методики.

А. Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Вечерело. Моросил нудный мелкий дождик. На трамвайной остановке стояли две девушки. Вдруг…

Б. Из трех слов (дом, лежать, соленый) за 15 минут необходимо составить как можно большее количество осмысленных фраз так, чтобы в каждую из них входили все эти слова. Грамматические формы слов можно изменять по своему усмотрению.

В. На листе равномерно располагают 50 окружностей равного диаметра. За 15 минут необходимо нарисовать и подписать названия максимального количества объектов, в строении которых можно обнаружить форму окружности. Подсчитывается на только количество объектов, но и разнообразие тематики рисунков.

19. Творческое задание. Попробуйте выполнить задания 17 и 18. Результаты обсудите с преподавателем на занятии.


 

 

Учебное издание

 

СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

 

Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям

 

Щербакова Лидия Ильинична

Ермак Наталья Александровна

Буркина Лариса Сергеевна

Дусева Ирина Петровна

Загороднюк Елена Вячеславовна

Коренюгина Татьяна Юрьевна

Саранчева Наталья Владимировна

Черных Сергей Сергеевич

______________________________________________________

 

Отв. за вып. Н.А.Юшко

Выпущено в авторской редакции

 

Темплан 2016 г. Подписано в печать 03.01.16 Формат 60х84 1/6.

Бумага офсетная. Ризография.

Усл. печ. л.. Уч.-изд. л..

Тираж 100 экз. Заказ №

Южно-Российский государственный политехнический университет

Редакционно-издательский отдел ЮРГПУ

Типография ЮРГПУ

Адрес университета и типографии:

346428, г.Новочеркасск, ул.Просвещения, 132.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...