Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О смысле жизни Восточной цивилизации




О смысле жизни Восточной цивилизации

На первый взгляд может показаться, что восточный подход к мирозданию и человеку обладает всеми преимуществами, поскольку главное для восточного человека — это личностный рост и личное спасение, укрепление духа. И восточная культура обладает качествами, способствующими этому.

Культура самообладания

http: //newyouthpolicy. org/images/ARTDLYASTATEJ/131122-Brussels/east.png

Культура владения собственными эмоциями, характерная для буддизма, даосизма, конфуцианства (о нём — наша статья http: //inance. ru/2015/10/konfutsianstvo/) — невиданна для Запада. В ХХ веке, веке социальных потрясений, или в XXI веке — веке постоянного бытового стресса — такая культура владения эмоциями жизненно необходима.

Отрешённость от материальных благ

Отрешенность от материальных благ, свойственная исконным традициям Китая — хорошее противоядие от гонки потребления, которая так присуща западной культуре.

Целостный подход к процессам мироздания

Целостный подход к процессам мироздания способен открыть западному человеку глаза на многие новые для него взаимосвязи. По данным социологов китайцы наиболее холистичны (воспринимающие проблему целиком) и коллективно мыслящие; американцы же напротив наиболее аналитичны (склонны дробить проблемы и их анализировать), а также и индивидуалистичны. На лицо прямые психологические противоположности Запада и Востока. Взгляните на эту картину великого китайского художника Чжу Да.

http: //newyouthpolicy. org/images/ARTDLYASTATEJ/131122-Brussels/dzu-da01.jpg

Согласитесь, человек занимает отнюдь не главенствующее место в этом пейзаже. Он вписан в этот ландшафт, он не борется с природой, не пытается её превзойти. Или вот другая картина того же автора.

http: //newyouthpolicy. org/images/ARTDLYASTATEJ/131122-Brussels/dzu-da02.jpg

И дело не в том, что это не портреты, а пейзажи. Дело в том — какие взаимосвязи в мироздании восточная культура выводит на первый план. Эта разница восприятия может быть также ярко проиллюстрирована следующим мысленным экспериментом:

 

http: //newyouthpolicy. org/images/ARTDLYASTATEJ/131122-Brussels/experiment.jpg

К какому объекту вы скорее отнесёте корову на рисунке? К курице или к траве? Люди западной культуры более аналитичны и поэтому видят более тесную связь между коровой и курицей (по их видовому сходству). Люди восточной культуры склонны видеть объекты более цельно и поэтому увязывают корову скорее с травой, делая акцент на взаимоотношения объекта и среды.

Ставка на интуицию

Восточная культура делает ставку на интуицию более, чем на скрупулезный анализ. А как было замечено социологами, при решении сложных, комплексных проблем роль интуиции неуклонно возрастает.

Стратегирование на века

В отличии от бытующего в массовой культуре Запада лозунга «Бери от жизни всё — здесь и сейчас», восходящему к тезису маркизы Помпадур: «После меня хоть потоп»; на Востоке всегда преобладало целеполагание сквозь поколения.

Такой подход ярко передаёт даосская притча о том, как некий девяностолетний простак решил срыть гору, которую ему надоело всё время обходить. На усмешки вроде такой:

«— Вот глупец! Тебе, дряхлому старику, не уменьшить гору и на волосок. Как же справишься с [такой массой] земли и камней? »

простак с Северной Горы отвечал:

«— Что за печаль, что не справлюсь? Пусть я умру — останутся сыновья, потом внуки, у внуков — снова сыновья, у их сыновей — свои сыновья и снова внуки. Сыновьям и внукам не будет конца. А горы-то не вырастут! »

Подобные притчи, конечно, можно найти и у западных народов, но пока в своей политической практике Запад чаще руководствуется тезисом маркизы Помпадур.

К тому же, не так давно прошла новость о том, как индус Дашратх Манджхи за 22 года прорубил в горе дорогу (https: //indiada. ru/istoriya-indii/dashratkh-mandzhkhi. html). Так что эта притча имеет свои примеры в реальности.

http: //www. magnificentbihar. com/wp-content/uploads/2016/08/dashrat-manjhi.jpg

Но на Востоке есть ряд проблем:

· Специфический индивидуализм — опора на себя, например, в японской культуре, в вероучениях идеал — единоличное спасение, желание «вырваться из сансары» «круга страданий» — уйти от реальности в «нирвану», оставив в обществе всё как есть.

· Форматирование человека — на принципах «бонсай». Они хорошо показывают подход к управлению естественными процессами. Как деревья «лепят» и изменяют посредством проволоки, так и людей «лепят» посредством культурной среды.

· Герметизм приписанный уже на уровне языка. Китайцев можно разделить по уровню знания через количество освоенных иероглифов, японцы попробовали решить эту проблему введением более простого языка. Из герметизма проистекает и жёсткая стратификация общества, где большинство — «маленькие люди», не способные осмыслить глобальные проблемы и повлиять на них.

· Атеизм — на Востоке доминируют в основном вариации пантеизма — обожествления природы. Вопросы взаимоотношений человека и высших интеллектов таким образом встают, но не выходят на вопросы о приведении своей нравственности в соответствие с божественной — к праведности. Есть множество божков, у каждого своя нравственность и характер — выбирай какой тебе по душе и поклоняйся ему. В итоге, тот кто контролирует предлагаемый толпам «спектр характеров» этих божков, контролирует массовую статистику поведения людей, которые подражают тем или иным божкам, но не могу выйти из этой системы. К тому же, не имея единой монотеистической религиозной доктрины, Восток не так монолитен и един как Запад (насколько представления о Боге в культуре Запада соответствуют реальности — вопрос особый).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...