Тема 2. Источники и формы трудового права
Методические рекомендации С позиции интегративного понимания права, во-первых, разграничиваются понятия «источники трудового права» и «формы трудового права» и, во-вторых, исходят из того, что существует не один источник трудового права - закон (законодательство), а несколько источников и форм как международного трудового права, так и внутригосударственного трудового права. Понятие «источники трудового права», ограничивается лишь факторами, творящими право. Понятие «формы права» ограничивается внешним выражением международного и российского трудового права, применяемого в Российской Федерации. Международное и российское трудовое право образовано самостоятельными взаимозависимыми и взаимообусловленными его формами, обязательными для применения и исполнения в Российской Федерации. Источники международного и внутригосударственного трудового права - это то, из чего право происходит. Формы международного и внутригосударственного трудового права - его внутреннее и внешнее выражение. Система форм трудового права в Российской Федерации, состоит из двух подсистем — международного и российского трудового права, образованных однородными правовыми явлениями, их составляющими элементами — формами международного и российского трудового права. В России реализуется три формы международного трудового права: основополагающие (основные) принципы международного трудового права; международные договоры; обычаи международного трудового права. В России реализуется четыре формы внутригосударственного трудового права: основополагающие принципы российского трудового права; нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; нормативные правовые договоры; обычаи российского трудового права.
Большое внимание следует уделить некоторым особенностям в формировании трудового законодательства, а также уяснить, что само его развитие сегодня обусловлено появлением ряда новых факторов экономического, социального и иного характера. В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится трудовое законодательство. Как предусмотрено в ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Развитие трудового законодательства на базе Конституции РФ при возможных его различиях на территории субъектов РФ должно в целом содействовать свободному перемещению рабочей силы и формированию свободного рынка труда. Регламентация трудовых отношений на территории субъектов РФ не должна создавать препятствий для интеграции рынка труда, в связи с чем необходимо сближение правового регулирования трудовых отношений на всей территории России. Следует обратить особое внимание на закрепленные в ч. 1–5 ст. 37 Конституции важнейшие положения, которые принято рассматривать как основные начала (принципы) правового регулирования трудовых отношений в сфере общественной организации труда. В первую очередь необходимо выделить свободу и добровольность труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать по своему желанию род деятельности и профессию, запрещение принудительного труда (ч. 1 и 2 ст. 37). Этому положению в условиях формирующегося рынка рабочей силы в Российской Федерации в полной мере соответствует свобода трудового договора. Затем нужно рассмотреть право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37). Согласно ч. 4 ст. 37 Конституции РФ право на индивидуальные и коллективные трудовые споры реализуется с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Право на отдых, как одно из основных прав каждого человека, закрепляется рядом гарантий в ч. 5 ст. 37 Конституции для работающих по трудовому договору. Им гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Уделяя внимание тенденциям в развитии российского трудового законодательства, студенты не должны забывать и о некоторых особенностях в формировании самих источников трудового права. Такой особенностью является широкое участие работников и их представительных органов, как правило, профсоюзов, в формировании локальных норм права. Эти локальные нормы занимают значительное место в регулировании трудовых отношений и дают возможность в наибольшей мере учитывать специфику труда данного коллектива работников, работодателя, особенности отдельных категорий работников. На современном этапе возрастает роль нормативных правовых актов работодателя (локальных актов) в регулировании трудовых отношений по вопросам оплаты труда работников, их гарантийных и компенсационных выплат, иных льгот, сохранения рабочих мест и др. Особое место в системе форм трудового права занимают нормативные правовые договоры: коллективные договоры, генеральные, отраслевые соглашения и иные. Правовые договоры разграничиваются по сфере их применения и сторонам, их подписавшим. Стороны – представительные органы: от трудящихся (соответствующий профсоюзный орган) и от работодателей (союз, ассоциация, соответствующий орган управления), как правило, с участием государственного органа. Соглашения – результат трехстороннего сотрудничества. Как вид правового договора они играют немалую роль в регулировании трудовых отношений в сфере всех отраслей промышленности, отдельной отрасли, региона и т. д. Достигнутые в результате соглашений социальных партнеров (работников и работодателей) решения по указанным вопросам закрепляются в соглашениях, коллективном договоре, которые являются важными источниками – нормативными договорами.
Другой особенностью трудового права является сочетание единства и дифференциации, выражающееся более всего в наличии норм общего и специального действия (общие и специальные нормы). По своей природе трудовые отношения должны регулироваться общими нормами, определяющими единство в правовом положении работников независимо от национальности, места жительства, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников. Единство трудового права обеспечивается действием общих норм, закрепляющих основополагающие начала (конституционные положения, принципы) применительно к работникам всех категорий. Вместе с тем общие нормы не учитывают различий в условиях труда той или иной отрасли, не разграничивают физиологические особенности разных субъектов (женщины, несовершеннолетние, лица с ограниченной трудоспособностью и т. п. ) либо местоположение организации (Крайний Север и др. ), а также не выделяют иные важные обстоятельства (работа в чрезвычайных ситуациях и т. д. ). Студентам необходимо обратить внимание на то, что все указанные обстоятельства являются основой дифференциации и учитываются путем дополнения либо изъятия или исключения из действия общих норм и отражаются в специальных нормах трудового права. При изучении вопроса о единстве и дифференциации необходимо разобраться, какие обстоятельства положены в основу дифференциации: которые учитываются законодателем (либо в коллективном договоре) путем предоставления льгот и преимуществ по оплате труда, рабочему времени, времени отдыха и другим показателям или устанавливают некоторые изъятия из общего порядка регулирования.
Уяснив все рассмотренные вопросы, можно обратиться к определению источников и форм трудового права и видам форм трудового права. Для этого необходимо вспомнить, что форма трудового права является следствием нормотворческой деятельности компетентных органов государства и управомоченных субъектов. Следовательно, виды этих форм и их юридическая сила находятся в прямой зависимости от иерархии государственных органов и их нормотворческой компетенции. В этой связи необходимо проанализировать нормы ст. 5 ТК РФ. Следует обратить внимание на то, что постановления Пленума Верховного Суда РФ не являются источником и формой трудового права, но эти постановления и другие разъяснения по вопросам судебной практики играют немаловажную роль в правоприменении. Решения Верховного Суда РФ как суда высшей инстанции рассматриваются, как правило, в качестве разъяснений (толкования) норм трудового права. Эти решения могут иметь большое значение, но не имеют обязательной силы, ибо судебный прецедент не является источником права. Поэтому так важно уяснить соотношение между трудовым законодательством и судебной практикой в разрешении трудовых споров. Следует понимать, какое большое значение в современных условиях придается международным нормам трудового права, принимаемым Международной организацией труда (МОТ). Далеко не все Конвенции МОТ ратифицированы Россией, но многие вопросы конвенций и рекомендаций МОТ принимаются во внимание как в нормотворческой деятельности государственных органов, так и в коллективно-договорной практике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|