Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешняя политика Российской Федерации в 1992—2014 гг.




ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПОМОЩНИКОВ ПРЕЗИДЕНТА Б. Н. ЕЛЬЦИНА 1

Вооруженные Силы страны были образованы на основе взятой под юрисдикцию России части Вооруженных Сил СССР (примерно 85%). При этом ей досталось около 60% экономики СССР. Возникли «ножницы», которые не позволяли содержать столь большие Вооруженные Силы. Последовавший мощный экономический кризис еще более ухудшил ситуацию.

По своему боевому составу, укомплектованности, структуре они не соответствовали ни новой обстановке на новых границах государства, ни новым задачам, ни экономическим возможностям. Поэтому Верховный Главнокомандующий направлял военную реформу по следующим основным линиям:

— вывод войск, взятых под российскую юрисдикцию, на территорию страны; это была трудная задача, но она решена в невиданно короткие сроки;

— сокращение общей численности Вооруженных Сил с 2,8 миллиона человек в 1992 году до 1,7 миллиона в 1996 году с дальнейшим снижением численности; еще более трудная задача, связанная с проблемами социальной защиты уволенных военнослужащих, обеспечением их жильем и т. п.;

— создание группировки войск на основных стратегических направлениях.

 

 

1 Цит. по: Эпоха Ельцина: Очерки политической истории. – М., 2001.


Надо сказать, Б. Ельцину не удалось погасить нарастающие негативные тенденции в военной сфере, и он понял, что нужна радикальная военная реформа…

 

ШАГ ЭТОТ ВЫЗВАЛ СИЛЬНОЕ УДИВЛЕНИЕ В ВАШИНГТОНЕ1

(Из воспоминаний посла СССР в США А. Ф. Добрынина)

В середине декабря 1991 года я ужинал с американским послом Страуссом в Москве. Мы знали друг друга давно, встречались еще в США. В этот вечер, загадочно улыбаясь, посол предложил мне угадать, у кого из советских руководителей он сегодня был. После краткой паузы Страусе торжественно объявил: «У председателя КГБ Бакатина».

Я действительно был несколько удивлен и спросил, что же они обсуждали.

— Ты ни за что не угадаешь, — сказал он. — Председатель КГБ

заявил мне о передаче американской стороне исчерпывающих сведений о местах расположения советской спецтехники в новом здании посольства США. Делается это, видимо, в свете новой политики широкой гласности и создания взаимного доверия, провозглашенной советским руководством, — добавил посол. — Шаг этот вызвал, конечно, немалое удивление в Вашингтоне, но он всячески приветствуется.

— Ну, а как насчет взаимности? — спросил я.

Страусе отшутился, заявив, что они сами еще не доросли до такой

«гласности». Тем не менее новое здание (теперь уже посольства России) начало функционировать с осени 1994 года.

 

 

1 Цит. по: Добрынин А. Ф. Сугубо доверительно: Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962 — 1986 гг.) — М., 1996.


 

 

МИР ДОЛЖЕН СТАТЬ МНОГОПОЛЮСНЫМ1

(Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию)

1997 г.

...Российская внешняя политика нацелена на построение такой системы международных отношений, которая исходит из того, что наш мир

— многополюсный, что в нем не должно быть доминирования какого-то одного центра силы. Свое видение нового мирового порядка наша страна излагала неоднократно, в том числе на Генеральной Ассамблее ООН. Суть проста: мир XXI века должен меньше опираться на военную силу и гораздо больше — на силу права. Именно поэтому мы предлагаем заключить Договор о ядерной стабильности и безопасности с участием всех ядерных держав и провести III Конференцию мира.

Важнейшим направлением политики нашего государства в 1997 году станет российско-белорусская интеграция — восстановление духовной, культурной, человеческой, экономической и политической общности народов России и Белоруссии. В решении ответственнейшей задачи объединения братских народов не может быть места для политиканства, а в работе участвующих в интеграционном процессе государственных органов

— неспешного ведомственного подхода.

Наш объединительный процесс опирается на весомые заделы, которые связаны не только с многовековой историей совместного существования двух народов в рамках единого государства, но и с взаимодействием в последние годы. Сближение наших стран шло последовательно на протяжении последних лет, что нашло выражение в

1 Цит. по: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. — М., 1997.


создании весной 1996 года Сообщества Белоруссии и России. Наши народы неоднократно выражали последовательную волю быть вместе, ибо это принесет неоспоримые преимущества. Нынешний год будет годом новых крупных решений для России и Белоруссии.

Отношения двух наших стран — важный фактор интеграции Содружества Независимых Государств. Убежден, что в нынешнем году на новый уровень интеграции выйдет и «четверка» — Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия...

 

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПОМОЩНИКОВ ПРЕЗИДЕНТА Б. Н. ЕЛЬЦИНА1

В сущности, ослабление позиций России на международной арене за годы президентства Ельцина — после распада СССР и трудностей с экономикой – было неизбежно. Но весьма спорно утверждение, что страна априори была обречена именно на такое положение, так как не располагала рычагами воздействия на формирование новой системы международных отношений после окончания «холодной войны».

Запад тоже не сразу сформулировал свои цели. Они зависели и от позиции России. Ее постоянные уступки лишь увеличивали запросы противоположной стороны. Именно позиция российской дипломатии во многом спровоцировала западные страны во главе с США на закрепление новой расстановки сил. И дело было даже не в игнорировании мнения России. Его часто просто не было. А когда оно появлялось, часто оказывалось слишком поздно.

 

Повторим, Президент во второй половине 90-х годов стал лучше понимать сложившуюся внешнеполитическую ситуацию. Но сил, чтобы что- то исправить, не было. Их хватило только на несколько жестких заявлений. Предпринятые незадолго до отставки, они находились на грани допустимого

1 Цит. по: Эпоха Ельцина: Очерки политической истории. – М., 2001.


в дипломатическом этикете. Добродушный, дружеский стиль общения с иностранными лидерами, который целое десятилетие культивировал Б. Н. Ельцин, ушел в прошлое.

…Последний год его президентства принес немало разочарований. Существенная их часть относилась к международным делам. От бомбардировок Югославии и вторжения НАТО в Косово до кампании в западной прессе против Президента и его близких — все говорило о том, что его списали. Он был нужен западным лидерам, пока держал в руках  эту

«непонятную и страшную» страну — то хитрыми маневрами и уступками, то взрываясь и сокрушая своих противников, никогда не добивая их.  Он

«контролировал ситуацию», и им было не страшно, а своим избирателям они могли говорить, что сеют семена демократии и свободного рынка на этой необъятной территории. Но когда он ослабел (политически и физически), они бросили его, более того, натравив, как на отставшего от стаи подраненного волка, всех своих псов — и внутри России, и за ее пределами.

Он это чувствовал и терпел. Терпел до тех пор, пока не решил, что можно уходить…

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...