Разработка, согласование и применение должностной инструкции
Положения о подразделениях организаций не обеспечивают администрирования деятельности внутри них. Здесь значение приобретает структура организации и подразделений, штатное расписание, состав и содержание должностных инструкций персонала подразделения. Должностная инструкция является одним из локальных нормативных актов, принимаемых работодателем. Должностная инструкция – это правовой акт, регламентирующий организационно-правовое положение работника, его обязанности, права и ответственность и обеспечивающий условия для его эффективной работы. Таким образом, должностная инструкция определяет состав и содержание должностных обязанностей сотрудника и фактически реализуемый им спектр взаимодействия внутри подразделения, всей организации и вне её. Процесс разработки должностной инструкции состоит из ряда этапов (рис. 7.2).
Рис. 7.2. Процесс разработки должностной организации
При разработке должностных инструкций рекомендуется ввести положение о разработке должностных инструкций, в котором оговаривается порядок разработки, согласования, утверждения, введения в действие и хранения должностной инструкции работника, а также указываются лица (структурное подразделение), непосредственно отвечающие за эту разработку. Можно выделить три метода разработки должностных инструкций: 1) анализ и корректировку существующих кадровых документов; 2) составление должностных инструкций по результатам опроса (анкетирования) сотрудников на рабочих местах; 3) составление должностных инструкций методом, идущим от описания бизнес-процессов. Должностные инструкции разрабатываются службой управления персоналом организации. Они в обязательном порядке согласуются с юрисконсультом организации и утверждаются руководителем организации. Инструкции составляются на все включенные в штатное расписание должности и объявляются работникам при заключении трудовых договоров. Работники должны быть ознакомлены с должностной инструкцией под роспись. Изменения в должностную инструкцию вносятся только на основании приказа руководителя организации.
Должностные инструкции разрабатываются на основе квалификационных характеристик (требований) к должностям служащих, утвержденных Министерством труда и социальной политики. Основная часть (текст) должностной инструкции обязательно должна иметь следующие разделы: I. Общие положения – данный раздел должен содержать следующее: – наименование должности; – квалификационные требования; – непосредственная подчиненность; – наличие и состав подчиненных (для руководящих должностей); – порядок назначения и освобождения от должности; – порядок замещения по должности; – нормативные и организационно-правовые документы, которыми руководствуется работник в своей деятельности. II. Функции – в разделе перечисляются основные направления деятельности работника. III. Должностные обязанности – в данном разделе перечисляются конкретные задачи, операции и т. д., которые выполняет работник. – выполняемые самостоятельно; – выполняемые совместно с другими работниками и подразделениями. IV. Права – в этом разделе указываются права, которыми в пределах своей компетенции обладает работник для выполнения возложенных на него должностных функций и обязанностей. V. Ответственность – данный раздел содержит описание меры ответственности работника за несоблюдение требований, установленных должностной инструкцией, локальными правовыми актами и трудовым законодательством.
При необходимости в документ могут быть внесены и дополнительные разделы, например: – критерии оценки качества работы; – порядок аттестации; – режим работы; – взаимоотношения и связи по должности; – порядок утверждения и изменения должностной инструкции. Согласованная и утвержденная инструкция должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью организации. Хранить её следует в соответствии с установленным порядком делопроизводства в отделе кадров организации. На основании должностной инструкции разрабатывается трудовой договор (контракт) с работником. Она является тем документом, который необходим при разрешении конфликтных ситуаций и трудовых споров между работником организации и работодателем. Должностные инструкции являются практическим инструментом, позволяющим осуществлять разделение труда в организации. В качестве примера в прил. 2 приведена должностная инструкция.
Контрольные вопросы и задания
1. В чём заключается матричное моделирование функционального взаимодействия? 2. Что представляет собой функциональная матрица? 3. Из каких основных этапов состоит анализ, проводимый на основе функциональной матрицы? 4. Что такое положение о структурных подразделениях? 5. На каких основных принципах базируется разработка положений о структурных подразделениях? 6. Из каких основных разделов должно состоять положение о структурном подразделении? 7. Охарактеризуйте основные разделы положения о структурном подразделении организации на примере конкретного отдела (управления). 8. Перечислите основные недостатки положений о структурных подразделениях, характерные для большинства организаций в настоящее время. 9. Что подразумевается под классификационной упорядоченностью функций и обязанностей структурных подразделений? 10. Что представляет собой должностная инструкция? 11. Из каких основных этапов состоит процесс разработки должностной инструкции? 12. Кто отвечает за составление должностной инструкции в организации? 13. Какие методы могут быть использованы при разработке должностных инструкций? 14. Из каких основных разделов в обязательном порядке должна состоять должностная инструкция? 15. Какие дополнительные разделы на усмотрение организации могут быть внесены в должностную инструкцию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|